Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
PhotoSale
Дарья Булавина: «Фотография должна светиться изнутри»

Дарья Булавина:
«Фотография должна светиться изнутри»

#обзоры
Дарья Булавина:
«Фотография должна светиться изнутри»
12 октября 2015
Фото:Дарья Булавина

Дарья Булавина — известный московский фотограф, руководитель собственной фотошколы, уверена, что успех фотографа, как и любого творческого человека, зависит от усердия, стараний и желания работать над собой. Дарья учит своих студентов свободному от каких-либо стереотипов мышлению, и каждый день доказывает своим примером: вдохновение — всюду вокруг нас. О своем творчестве и понимании фотографии Дарья рассказала в интервью нашему журналу.


— Дарья, добрый день! Расскажите, пожалуйста, о себе. Как давно вы уже снимаете?

— Здравствуйте! Я начала снимать около десяти лет назад, когда мой друг купил камеру. В тот момент меня тоже заинтересовала фотография. Он не смог разобраться с настройками, и отдал камеру мне. Я попробовала что-то снять. Начинала с портретов подруг, их детей. Что интересно — тогда мне меньше всего нравилось фотографировать людей. Но чем больше я этим занималась, тем больше меня увлекали именно портреты. Примерно через полгода меня пригласили работать в колледж, преподавать фотографию для детей. Какое-то время я вела занятия, но мне не нравились учебное пособие и программа, по которым приходилось преподавать. Тогда мне дали возможность подготовить два собственных учебника по фотографии, и это очень сильно меня затянуло. Студенты, которые у меня учились, стали просить создать свою фотошколу, поскольку двух семестров им было недостаточно. С этого небольшого количества учеников я и начала активно ее развивать.

— Насколько мы знаем, сегодня ваша фотошкола является достаточно крупной. Расскажите подробнее, как строится обучение?

— 12 октября моей фотошколе исполнится восемь лет. За это время я выпустила более 2000 студентов. Все они — люди, которым я лично преподавала фотографию, другого педагога у меня нет. В этом и заключается ценность моего образования — к каждому студенту я нахожу индивидуальный подход. Это школа одного человека, если можно так выразиться. И да, естественно, я даю мастер-классы. Но надо понимать, что их посещают люди, уже имеющие представление о фотографии. Они идут на конкретного мастера с целью узнать больше именно о его стиле работы.

С теми, кто приходит на мои курсы или мастер-классы, я всегда беседую, чтобы выяснить уровень знаний человека и понять, получит ли он у меня именно то, что ему нужно. Если я вижу, что его общего уровня владения фотографией недостаточно, мне проще или отказать, чтобы не было ситуации, когда он пришел и ничего не понял, или же отправить на начальное обучение. Бывает так, что человек, который фотографирует около 20 лет, тоже идет на начальный уровень.

— Сколько всего курсов в вашей школе?

— Всего более 20. Есть нулевой курс, где дается теоретическая база. Есть первый модуль, где даются знания уже более конкретной направленности. Дальше люди определяют свой жанр и пытаются выбрать соответствующий курс. Это может быть фэшн, реклама, портрет — что угодно. В моей школе есть бесплатные лекции по истории фотографии. За основу я взяла свое обучение в Германии: я окончила Марбургский университет, училась на историка фотографии. И именно немецкую систему, когда ты сам выбираешь то, что тебе нужно, я внедрила и в свою фотошколу. То есть у меня нет такого, что людям приходится тратить кучу денег и времени, чтобы изучить хоть что-то, и не факт, что это им пригодится. У них есть возможность выбирать небольшие обучающие блоки, и именно нужные.

— А как вы считаете, можно ли развить видение и талант? Вы общаетесь с теми, кто приходит к вам обучаться. У всех ли абитуриентов есть способности к фотографии?

— Талант — очень эфемерное понятие. Я считаю, что это, по сути, те базовые знания о мире, которые у нас есть. Допустим, если моя бабушка с детства таскала меня по всем картинным галереям, я очень люблю картины. Очень важно знание музыки, литературы. Однако если его нет, это еще не значит, что человек не талантлив. Все зависит от того, насколько быстро он схватывает. Есть, конечно, вундеркинды, например, тот же Моцарт, есть одаренные люди, но их единицы. В основном все зависит от нашего усердия, стараний, усидчивости.

Развить талант, как и видение, можно и нужно. Делается это как раз с помощью прикладных знаний. То есть если вы знаете историю искусств, много читаете, интересуетесь литературой, музыкой, живописью, кино, то быстро двигаетесь вперед. Если же вы осваиваете только технику — это, увы, не развивает. Есть люди, которые постоянно сидят на форумах, вычитывая какие-то технические подробности, тестируют технику на предмет ее возможностей, — они не являются фотографами. Они хорошие тестировщики, но некоторые темы им не понять.

Это касается той же техники OLYMPUS. Например, когда я говорю, что снимаю камерой OLYMPUS, кто-то мне заявляет, что «пластика у объективов не та». И я, человек, который снимает больше десяти лет, преподаватель фотографии со стажем, сижу и пытаюсь понять, что значит «пластика объектива». Знаете, есть такие люди, которые уверены: это, мол, только так и никак иначе. Несколько лет назад им кто-то сказал, что, допустим, кроп — это плохо, а фулфрейм — хорошо, и с тех пор они так и считают. Недавно я услышала фразу: «На кропе не такая пластичность при переходе из одной тональности в другую». Что это означает — мне до сих пор непонятно. А то, что современные камеры стали маленькими и очень мощными, этих людей не интересует. Не все фотографы понимают слово «прогресс», но люди, которые хотят развиваться, развиваются. Приведу пример.

Одного очень талантливого барабанщика спросили: «Вы талантливый. Как остальным можно научиться делать то, что делаете вы?» На что он ответил: «О каком таланте идет речь?! Сколько просидел — столько получил». Ощущение и понимание того, что ты работаешь над собой, — это самое главное. Кроме того, нужно работать не только над выставлением света, но и над своим мировоззрением. В любой фотографии живет определенная философия. У нас как учат? «Нельзя центрировать кадр». А почему нельзя? «Потому что плохо». А почему плохо? Непонятно. Иногда, наоборот, это хорошо. Вот, например, стоит береза посреди поля. В этом случае централизация кадра дает ощущение полнейшего спокойствия. Или гора, например. Это не плохо, это может быть просто скучновато.

Понятия «хорошо» и «плохо» эфемерны. Все надо изучать посредством истории и прикладных знаний, а не так, как, к сожалению, делает большинство школ и многие мастера советского уровня — те, кто плохо относится ко всему новому в принципе.

— Свобода мышления — именно то, что вы вынесли из обучения в Германии?

— В Германии меня научили думать по-разному. Оценивать произведение искусства не по параметру «нравится — не нравится», «плохо — хорошо», а по параметру «поняла я произведение искусства или нет». Например, это касается необычных ракурсов. Если понимаешь, что́ хотел сказать автор, значит понимаешь, что́ в тот период времени было для него актуально, и это прекрасно. «Черный квадрат» Малевича большое количество людей не признает, они говорят: «Я тоже могу нарисовать такое» и совершенно не понимают, что за ним стоит. Я горжусь тем, что в Германии очень правильно и грамотно настроили мой ход мышления. Сейчас я так же учу и своих студентов: хорошие книги, хорошая научная литература.

— Расскажите, пожалуйста, когда вы впервые опробовали технику OLYMPUS​?

— В июне текущего года, во время фототура в Европу. Я часто езжу в Германию и вместе со своими студентами посещаю галереи и разные интересные места. Я тестировала OLYMPUS OM-D E-M5 Mark II и к тому моменту еще не была знакома с техникой этого производителя.

— Какими были ожидания и первые впечатления?

— Я решила совершить авантюрный поступок и в ту поездку не брать свой Canon, только OLYMPUS. Надо сказать, что первоначально отнеслась к нему с большим предубеждением: я человек традиционный, и мне всегда нравились большие камеры, маленькие я просто не воспринимала. Когда же начала работать с фотоаппаратом OLYMPUS, впечатления превзошли все мои ожидания. Был такой момент. Моя студентка, снимавшая зеркальной камерой, попросила совета. После трех недель работы только с OLYMPUS я взяла в руки ее технику и оценила вес очень жестко: пять минут продержала и устала. Тогда я подумала: если за те же деньги можно использовать другую, легкую камеру без потери качества, зачем носить тяжести? После поездки я осталась очень довольна техникой OLYMPUS. По возвращении у меня было несколько рекламных съемок, и мне было лень брать свой Canon, хотя ношу его не я, а мой ассистент. Но если учитывать, что я держу камеру во время работы, мне удобнее OLYMPUS.

— В настоящий момент вы полностью перешли на OLYMPUS или продолжаете использовать обе камеры?

— Я использую и OLYMPUS, и Canon. Окончательно перейти на OLYMPUS я не могу из-за одного важного для меня момента — наличия у него только одной карты памяти. Думаю, это будет исправлено. И еще некоторые сюжеты камерой OLYMPUS снимать тяжелее не из-за кропа, а из-за особенностей следящей фокусировки, которая похуже, чем у топовых моделей Canon. Но повторюсь: я уверена, что речь идет о совсем небольшом промежутке времени, когда эти два момента будут исправлены. Вот что, собственно, меня немножко и смущает, хотя в той поездке я не обращала на это внимания, того же следящего фокуса мне вполне хватило. Очень радует серийная съемка: 10 кадров в секунду, и если где-то промазал, есть другие кадры, из которых можно выбрать.

— Какие объективы вы предпочитаете?

— Люблю длиннофокусные. Мне нравится маленькая глубина резкости. Мой любимый объектив OLYMPUS — M.ZUIKO DIGITAL ED 75mm 1:1.8. Я люблю крупные планы, размытый задний план. Я портретист, и мне чем ближе, тем лучше. Еще у меня есть объективы M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO, M.ZUIKO DIGITAL 25mm 1:1.8 и M.ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8. В работе чаще всего использую 45- и 75-миллиметровый. Иногда, бывает, широкоугольным снимаю. Сейчас мне интересен новый объектив M.ZUIKO DIGITAL ED 7‑14mm 1:2.8 PRO, хотелось бы опробовать его.

— Как вы думаете, для каких жанров оптимален OLYMPUS​?

— У него безумно обширная аудитория. Лично мне он подходит для всего — пейзажа, портрета, студийного портрета, стрита, репортажа (здесь им снимать просто великолепно!), свадеб. Повторюсь, эти 10 кадров в секунду очень важны: такая скорость серийной съемки позволяет получать огромное количество позитивных светлых эмоций, что позволяет выигрывать в международных конкурсах. У меня бы их не было: моего Canon не хватало, а вот OLYMPUS успевает. Если дойдет до 15 кадров в секунду, то это будет вообще отлично. Я работаю со вспышками, которые синхронизируются до 20 импульсов в секунду. И с OLYMPUS, и с Canon проблем нет. Возможно, OLYMPUS подойдет не для всех коммерческих и рекламных проектов, там требуется большое разрешение матрицы. В моем OM-D E-M5 Mark II 16 Мпк, и в принципе, мне их хватает, но иногда надо больше. Например, у меня была реклама для Bosch, где требовалось порядка 36 Мпк — речь о рекламе для растяжек и баннеров.

— А что вы скажете об обработке в целом и необходимости обрабатывать снимки, сделанные камерой OLYMPUS​?

— Не сказала бы, что кадры, сделанные Canon, отличаются от сделанных OLYMPUS. Они требуют одинаковой обработки. Камерой OLYMPUS я снимаю, как привыкла: так же ставлю свет, модель, так же кадрирую. Над обработкой долго не сижу: максимум 3–5 минут на кадр.

— У вас особенный стиль обработки, а фотографии узнаваемы. Как вы думаете, сколько времени и усилий требуется для выработки собственного авторского стиля?

— Не думаю, что мой стиль узнаваем.

— Самокритично.

— Я просто стараюсь работать так, чтобы было комфортно всем (улыбается). У меня несколько вариантов ретуши, и мне удобно, когда человек решает сам, какая ему нужна. Если мне кажется, что требуется определенная обработка, я выбираю ее и заранее обсуждаю это с заказчиком. Как развить свой собственный стиль? Опять же с помощью образования и чтения соответствующей литературы. Есть прекрасная книга «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена о цвете и о том, что происходит с его восприятием. Она очень помогла мне развить чувство вкуса и цвета. Я бы посоветовала ее всем, кто хочет научиться лучше чувствовать цвет. Второй момент — огромное количество живописных работ, просмотр которых доставляет мне большое удовольствие. Я очень люблю картины художников эпохи Возрождения. Цвета на них, возможно, немного депрессивные, но сами сочетания очень интересны. И третий момент — хорошее, качественное кино, например фильмы Тима Бертона — у него прекрасный цвет.

Я обращаю внимание на колористику, цвет и пытаюсь понять, как приглушен какой-либо оттенок. В этот момент начинаешь учиться и думать: а может, мне попробовать такую обработку в фотографии? Я всегда открыта для любых экспериментов в творчестве и очень не люблю, когда фотографы «застывают» и говорят: буду обрабатывать только так. Когда начинаешь анализировать цвет, приходишь к чему-то новому.

— Вы говорили о комфортной работе. Скажите, как помочь модели раскрепоститься и свободно чувствовать себя перед объективом камеры?

— Те, кто знает историю фотографии, наверняка помнят имя Моисея Наппельбаума. Это автор самого известного портрета Ленина. У него есть книга «От ремесла к искусству», где он рассказывает как раз о том, как делал так, чтобы люди на съемках были настоящими. От себя могу добавить, что самое главное — это хорошее настроение и желание сделать красивый портрет. Когда фотограф видит, что-то не так, или думает, какая модель некрасивая, это настроение передается. Если же у него только хорошие побуждения; если он думает о том, какой красивый портрет сейчас сделает, а человек порадуется; если он хочет создать красоту или показать человека по-другому — это безумно интересно. Фотограф должен быть уверен в себе. Хорошее настроение и уверенность в себе уже работают на раскрытие. Люди очень часто волнуются и боятся, идя на съемку. И если фотограф будет молчать или пребывать в плохом настроении, то человек в какой-то момент потеряет интерес к фотосессии, тогда ее можно заканчивать.

Каждый раз, улыбаясь на съемке, я делаю это искренне. Мне интересны люди, и они в ответ сами раскрываются. Надо уметь радоваться каждому моменту, и солнцу и дождю, как бы банально это ни звучало. Хуже всего — находиться в депрессии и постоянно жаловаться на то, что у вас что-то не получается. Надо уметь ограждать себя от негатива, от споров по каким-то мелким моментам, если это касается общения с клиентом, например, количества предоставляемых ему по итогам съемки фотографий. Нужно быть искренне, а не наигранно позитивным. Нужно именно радоваться и любить свою работу.

— А есть ли у вас свои критерии хорошего кадра?

— Они будут понятны, только когда стоит определенная задача. Если нужно вызвать эмоции, то главной будет эмоциональная составляющая. Если нужно просто снять красивый портрет — человек будет выглядеть красиво. У каждого из нас есть внутреннее понятие красоты. Я очень люблю стиль, моду, новые тренды и считаю, что кадр должен быть красив внутренней красотой. Он должен быть интересным по свету, словно бы светиться изнутри. Человек должен узнавать себя и нравиться себе на портрете. И даже если он говорит: «Неужели это я?», то это должно быть в хорошем смысле, должно означать: он не знал, что может быть таким красивым.

— Насколько вам важно общественное признание? Или важнее то, что чувствуете именно вы?

— Одобрение нужно с позиции того, что мы, занимаясь фотографией, всегда пытаемся что-то донести до окружающих. То есть если оно есть, у тебя получилось донести то, что нужно. Значит, ты все сделал правильно и другие люди это поняли. Важны не слова «вы известный фотограф, я вас знаю!», важна эмоциональная реакция людей. Для меня это мнение тех, кому нравится мое преподавание. Я провела огромное количество выставок и побеждала в крупных конкурсах, возможно, мое эго уже удовлетворено. Но мне гораздо приятнее читать добрые отзывы обычных людей и видеть победы своих студентов. Важна хорошая энергетика людей, которые рядом со мной. Это не просто мои друзья или модели, с которыми я работаю. Это вся моя целевая аудитория, которую я очень люблю. В силу того, что я женщина и у меня свой стиль в фотографии, меня не окружают люди, которые устраивают споры насчет того же кропа. Вокруг меня те, кто оценивает качество работ по их восприятию. Ко мне даже студенты приходят все как на подбор без пафоса. Наша профессия изначально подразумевает общение.

— И традиционный вопрос: что значит для вас фотография?

— Как правило, этот вопрос я задаю своим студентам во время первого модуля. Для меня это жизнь, те события и эмоции, которые, к сожалению, мы можем и не увидеть. Фотография дает возможность проследить чувства на лицах людей, которые легко пропустить, не заметить. Люблю смотреть репортажи и разглядывать эмоции. Фотография — это мое восприятие мира, в котором я живу и который хочу сделать еще лучше. Это то, чего мне не хватает в реальности. Это моя жизнь.

— Огромное спасибо за беседу. Удачи вам и вашим студентам!

— И вам спасибо!

Об авторе

Сайт: http://www.daria-bulavina.ru/

Фотошкола: https://vk.com/photoschool

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

28 сентября 2015

Артем Ачкасов:
"Ощущения от камеры в формате RAW"

Блогер, путешественник и участник Russian Photo club Артем Ачкасов делится своими впечатлениями от работы с камерой OLYMPUS OM-D E-M1.

24 сентября 2015

Виталий Агабабян:
"Фотография — как занятия в тренажерном зале"

Омский свадебный фотограф Виталий Агабабян работает с флагманской моделью OLYMPUS OM-D E-M1 и уже присматривает вторую камеру этого же производителя. Его заказчики довольны качеством снимков, а их гости на свадьбах глядят на крошку в руках фотографа с интересом и уж точно не с недоверием.

3 марта 2015

Игорь Глазунов:
«Фотографировать душой»

Для участника нашего клуба Игоря Глазунова главный критерий хорошего кадра — интересный момент. Сегодня Игорь рассказывает нам о своем творчестве, уличной фотографии и тестировании фотокамеры OLYMPUS OM-D EM-10.

PhotoSale
мамм