Фото:Ольга Отченашева
Ольга Отченашева не ограничивает себя рамками какого-либо одного направления, даже работы в портфолио на ее сайте не упорядочены по разделам. Ей нравятся и психологический портрет, и архитектура, и жанровое фото. Однако настоящая ее страсть — это уличные съемки камерой iPhone, когда она может реализовать свой, можно сказать, охотничий азарт выждать и не спугнуть, поймать кадр.
— Ольга, добрый день! Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?
— Добрый день! Фотографию мне открыл папа. Не скажу, что он много ею занимался, но я еще помню проявитель и волшебный красный свет в ванной. Сама я начала снимать лет в
— Чем вас привлекает мобильная фотография?
— Множеством факторов, но в первую очередь тем, что телефон всегда под рукой и достаточно двух секунд, чтобы включить камеру. Во-вторых, можно подойти к объекту близко и не спугнуть кадр. В-третьих, в Европе фотографировать людей на улице запрещено — частная жизнь; нужно подойти, спросить разрешение — сами понимаете, момент упущен... Еще один немаловажный фактор лично для меня — возможность оттачивать композицию, экспериментировать. Результат ты видишь сразу, и иногда еще остается возможность улучшить, исправить ситуацию.
— Какой из жанров наиболее вам интересен?
— Я бы разделила этот вопрос на две части: в классической фотографии это психологический портрет; в айфонографии — уличное фото. Я наблюдатель, у меня азарт поймать интересный, непостановочный кадр, не всколыхнуть химию момента.
— О мобильной фотографии ведется очень много разных споров среди фотографов. Кто-то называет ее вырождением фотоискусства, кто-то — новым направлением. Что вы думаете по этому поводу?
— Это напоминает мне споры о том, что театр вымрет с появлением кино. На мой взгляд, мобильная фотография — новый пласт фотоискусства. Она развивается семимильными шагами: многие музеи мира проводят выставки мобильной фотографии, проходят международные конкурсы, открываются школы айфонографии...
— Есть ли у мобильной фотографии преимущества перед традиционной, как вы думаете?
— Я думаю, да: она более настоящая, что ли. В ней существует меньше инструментов для того, чтобы достичь идеальной картинки, поэтому требуется больше профессионализма. Для меня айфонография — вызов себе, который многому меня научил. Изначально я осознанно не пользовалась никакими приложениями типа Snapseed, Viscocam, только настройками Instagram. Тогда и горизонт заваленный невозможно было исправить.
— Чем вы снимаете сейчас?
— Для коммерческой фотографии пользуюсь камерой Nikon D800, в кармане лежит iPhone 5C.
— Вы много путешествуете. Расскажите, пожалуйста, что вам запомнилось больше всего?
— У меня еще с детства есть два увлечения: это фотография и велосипед. Отчасти поэтому самые яркие впечатления связаны с велопутешествиями. Больше всего запомнились два из них. Первое — когда мы вдвоем с мужем пересекли Британию с запада на восток по маршруту cost to cost за три дня. И второе — когда я в одиночку объехала Женевское озеро, а это 175 км, от рассвета до заката. Это непередаваемо! Я могу рассказывать о нем часами! Это такой драйв, возможность увидеть гораздо больше, чем на ногах, и там, куда машина не проедет. Чувство скорости, ветер в волосах... Виноградники, кукурузные поля, водопады, яблоневые сады, луга Швейцарии... Национальные парки, холмы, стада кроликов, куропатки и низкое небо Британии...
— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу в первую очередь?
— Обладать наблюдательностью, незашоренностью взгляда. Уметь видеть новое в повседневном. Иногда уметь быть невидимкой, чтобы не спугнуть кадр. Быстро находить контакт с людьми. И уметь ждать, пока кадр не выстроится и нужный типаж не займет свое место в нем.
— Есть ли мастера фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?
— Уф, у меня плохая память на имена, но если я увижу фотографию, то не забуду ее, я тыщепроцентный визуал. Сейчас буду вспоминать... Конечно, это и Себастио Сальгадо, и Херб Ритц, и Энни Лейбовиц, и Анри Картье-Брессон, и Салли Манн. Но недавно я открыла для себя загадочную Вивиан Майер — и пропала. Помню эту бессонную ночь. Именно ее творчество я выделю сильнее среди других.
— Расскажите, пожалуйста, о своих достижениях, участии в конкурсах, победах. Важно ли для вас признание?
— Как и для любого творческого человека, конечно, признание важно! Оно окрыляет.
Самая главная победа для меня — это
Недавно одна из моих фотографий прошла конкурс и будет выставляться зимой следующего года в музее Columbus Museum of Art, штат Огайо, США. Это будет крупнейшая выставка мобильной фотографии на сегодняшний день.
Весной прошлого года Instagram выбрал мой аккаунт в числе рекомендуемых.
Мои работы по семейной фотографии участвовали в IV Фотофестивале «ОБЪЕКТИВно о детях», в нескольких выставках Ежегодной международной премии детских и семейных фотографов BIСFP.
— Что значит для вас фотография?
— Фотография — это моя страсть, наркотик... Я не могу без нее.
— Назовите пять фактов о вас, не связанных с фотографией.
— У меня двое детей. В этом году я проехала на велосипеде более 2 500 км. Очень берегу в себе внутреннего ребенка, способность удивляться, стараюсь ходить новыми тропами. Люблю дождь. Мечтаю научиться бегать и пробежать марафон.
— Огромное спасибо за то, что нашли время ответить на наши вопросы! Желаем вам удачи и ярких, эмоциональных кадров!
— Спасибо большое за внимание, желаю вашему журналу творческого долголетия и интересных героев.
Анкета. Об авторе
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий