Павел Гурьев: «Фотография запускает процессы саморазвития»
28 апреля 2014
Фото:Павел Гурьев
Фото:Павел Гурьев
Молодой фотограф Павел Гурьев убежден, что в фотографии в первую очередь важно вовсе не техническое совершенство, а некий внутренний смысл. То, что есть в работах Михайловского и Брессона. То, что всегда чувствуется. О своем понимании творчества он рассказал нам в специальном интервью.
- Павел, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?
- Добрый день. Это целая история. Фотографировать начал в 2011 году. На тот момент я учился на архитектора, но возникли серьезные проблемы со здоровьем, и мне пришлось взять академический отпуск. Тогда ко мне в руки попала книга «Вильгельм Михайловский. Избранные фотографии» со вступительной статьей Анри Вартанова о жизни и творчестве фотографа. Очарованный черно-белыми снимками, я купил на барахолке свою первую камеру и начал фотографировать. Уже тогда даже сомнений не было насчет того, какой жанр выбрать. Еще в детстве любил рассматривать жизнь вокруг себя, людей, их эмоции. И вот, уже будучи на улице с камерой в руках, я осознал, что это именно то, чего мне не хватало всю жизнь. Не считаю себя фотографом, и уж тем более профессиональным... Скорее, исследователем окружающего мира с камерой в руках.
- Помните свою первую камеру?
- Конечно помню! Свою первую камеру помнят, наверное, все фотографы. Это был пленочный Nikon F65 со стандартным комплектным объективом 28-80мм. Она досталась мне за копейки в практически новом состоянии. Вообще, полезно начинать с пленочных камер. Это с самого начала дисциплинирует и заставляет думать.
- Получается, вы изучали фотографию?
- Да. Изучал и изучаю самостоятельно. Сейчас такое время, что о фотографии в интернете можно найти практически все, что интересует. Все остальное — это метод проб и ошибок. Отдельно хочется отметить книгу Александра Лапина «Фотография как...». Это, наверное, лучшая книга о композиции в репортажной фотографии. Не обязательно слепо соглашаться со всем, что там написано. Но именно это и делает книгу настолько ценной, что возвращаешься к ней снова и снова.
- С чем связана ваша основная деятельность и много ли времени сейчас посвящаете фотографии?
- Основная моя деятельность с фотографией и связана, периодически сотрудничаю с местными изданиями, поэтому посвящаю ей все свое профессиональное время.
- Вы много работаете в жанре стрит-фотографии. Чем он вас привлекает?
- Да. Сейчас осваиваю профессию фотожурналиста, и чаще всего снимаю именно на улице. Но репортажная и стрит-фотография — это все-таки отличающиеся друг от друга жанры. Снимаю стрит «между делом» когда работаю над каким-то сюжетом, и даже когда просто направляюсь из пункта А в пункт Б. Камера всегда наготове. Стрит-фотография привлекает именно своей непосредственностью и непостановочностью: никогда не знаешь, какое открытие ты для себя сделаешь, и куда тебя занесет.
- Как реагируют люди, когда понимают, что их снимают?
- По-разному. Бывает, конечно, недовольные, но чаще всего обходится без конфликтов. Бывают и комичные ситуации: помню, как фотографировал колоритную женщину в трамвае, и в видоискателе заметил, что рядом сидящий парень показывает мне язык (улыбается).
- Есть ли у вас любимые сюжеты в уличной фотографии? Смотря на ваше портфолио, можно, например, выделить, что вам удается здорово подмечать светотеневой рисунок...
- Когда только начал фотографировать, очень интересно было ловить характеры и эмоции прохожих. Н тот момент у меня был уже Nikon d80 и телеобъектив, я мог часами наблюдать за прохожими, чтобы сделать тот единственный кадр с той самой эмоцией, и с тем самым проявлением характера. Это продлилось недолго. По мере того как я открывал для себя уличную фотографию, все больше и больше хотелось объектив с более широким углом, чтобы захватывать уже не только характеры прохожих, а целые сцены из жизни. Сейчас мне интересна атмосфера целой улицы или целого участка улицы, пространства, интересно то, как это пространство влияет и взаимодействует с человеком, поглощает ли оно его. Следы жизнедеятельности человека. Даже когда делаю кадры без людей, я все равно снимаю про людей.
- Расскажите пожалуйста, где сделана основная часть ваших фотографий?
- Пока все что есть в моем портфолио — это Харьков. Очень люблю свой город, и он не перестает меня удивлять, постоянно открываясь для меня. Со временем, конечно же, расширю свою «творческую географию». Каждый город и люди в нем уникальны по-своему и имеют свой характер, который интересно будет раскрыть на снимках.
- Ваш родной город — Харьков. Есть ли у вас любимые места города? Те, например, где всегда можно поймать хороший кадр.
- Хороший кадр можно поймать абсолютно в любом месте. Раньше всегда тянуло в людные места города, в особенности, в центр. Сейчас пытаюсь выйти «за рамки самого себя», методично, с картой или навигатором обхожу все улицы, рассматриваю и изучаю абсолютно все. Порой часами на одной выбранной улице, каком-то месте анализирую, прогнозирую и наблюдаю. В некоторые места прихожу снова, в другое время. Иногда полезно, конечно, выйти и поснимать на какую-то определенную тему. Ключевое слово — «иногда». Важно не зацикливаться на каких-то одних сюжетах, можно стать заложником этих же сюжетов.
- Есть ли кадры, которые вам наиболее дороги? Расскажите о них пожалуйста.
- Есть один кадр, который я сделал еще в 2011 году. Это фотография старой бабушки, просящей милостыню. Заряд аккумулятора уже полностью иссяк, я сделал кадр и камера выключилась. Только дома на экране ноутбука я увидел, насколько точно удалось схватить эмоцию этой бабушки, и это, по-моему, истинный портрет всех попрошаек.
- Вы активно пользуетесь Instagram. Чем лично вас привлекает мобилография?
- Instagram открыл для себя всего пару месяцев назад. До этого времени скептично к нему относился, пока случайно не наткнулся на статью о международном коллективе уличных фотографов-мобилографов «Tiny Collective» и был поражен качеством и уровнем фотографий, сделанных на мобильные телефоны. На следующий день вышел на улицу уже только со своей Nokia, и это чертовски увлекло. Лично мне мобилография дала какую-то внутреннюю свободу, которую я перестал ощущать с зеркальной камерой в руках и возможность посмотреть на окружающую жизнь без громадного оборудования.
- Можете ли выделить какие-то особенности (или отличия) «традиционной» и мобильной уличной фотографии?
- Не буду оригинален, если скажу, что в фотографии был и остается главным фотограф. Техника — это всего лишь инструмент. Самая большая проблема многих фотографов и тех, кто любит смотреть фотографии — это укоренившийся стереотип в голове, что хороший кадр можно сделать только на дорогую профессиональную технику. Скажу даже больше: многие фотографы со временем начинают это понимать, но немногие приходят к этому на практике. Каких-то явных отличий «традиционной» фотографии от мобильной нет, есть нюансы. Конечно, в техническом плане мобильный телефон не заменит камеру, но в нем есть масса других преимуществ. В первую очередь, это незаметность для окружающих и бОльшая свобода передвижения. Технический прогресс не стоит на месте, и современные камерофоны позволяют спокойно делать отпечатки 20×30 см. С годами грань различия между камерофонами и камерами как таковыми будет становиться все меньше. Нужно это просто принять и продолжать наслаждаться процессом фотосъемки.
- На что вы сейчас снимаете?
- Все, что касается работы, снимаю зеркальной камерой Nikon D80 и объективами Nikkor 35 mm f/1.8 и китовым
18-55 mm. Пришел к выводу, что громоздкие зеркалки — это не совсем мой тип камер. Но для творчества сейчас использую только смартфон.
- Ваши кадры — это результат запланированных фотопрогулок или спонтанные кадры?
- Думаю, 50×50. Тут, скорее, вопрос поставлен не совсем верно. Спонтанные кадры получаются и во время запланированных прогулок. Есть результат реакции фотографа в неожиданной ситуации, а есть результат долгого наблюдения.
- Творчество каких мастеров уличной фотографии вам наиболее близко?
- Есть много действительно крутых мастеров уличной фотографии. В первую очередь, это Брессон, его умение находить композицию и тот самый решающий момент в повседневных бытовых сюжетах. Я для себя его открыл как раз в самом начале своего формирования фотографического мироощущения. Брессон и Михайловский заложили во мне любовь к черно-белой фотографии, желании докопаться до сути происходящего. У Михайловского тоже был период в творчестве, посвященный уличной фотографии. Еще, он всегда фотографировал на простую дешевую оптику, и ему это абсолютно не мешало. В своей работе я тоже использую недорогие объективы. Совсем недавно открыл для себя американского фотографа Ray Metzker, его манера передавать атмосферу улицы, свето-теневой объем не может оставить равнодушным. Эти фотографы заложили основу, смотивировали взять камеру в руки, не более того. Никогда не нужно копировать стиль и видение других фотографов. В голове должен рождаться свой мыслительный процесс.
- Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу в первую очередь?
- Однозначно, самокритичностью, желанием победить самого себя и умением сосредотачиваться на главном.
- Что для вас фотография?
- Я считаю, что фотография — это в первую очередь ремесло, которое нужно постигать и развивать не один год, а возможно, даже всю жизнь. Но это именно то ремесло, которое запускает внутри меня процессы для саморазвития, лучшего понимания себя и окружающего мира. Мало просто понимать, что такое композиция и экспозиция, мало уметь настраивать камеру. Нужно еще быть философом, идеологом, разбираться во многих аспектах жизни, уметь анализировать, складывать все элементы мозаики в единую картину, в случае с уличной фотографией понимать психологию и натуру человека.
- Можете дать несколько советов начинающим фотографам?
- Самое главное — поменьше тратить времени на дискуссии в интернете о звенящей резкости и 100 % кропах , а больше фотографировать, думать над сюжетом, в первую очередь. А для тех, кто увлекается уличной фотографией, — изучить досконально свою камеру, купить удобную обувь, много читать не только профессиональную литературу и больше наблюдать.
- 5 фактов о Вас, не связанных с фотографией.
- Открытый. Любознательный. Много читаю. Целеустремленный. Инициативный.
- Огромное спасибо за то что нашли время ответить на наши вопросы! Желаем Вам удачи и ярких эмоциональных кадров!
- И вам спасибо за вопросы и пожелания! Надеюсь, еще не раз будем разговаривать об уличной фотографии на страницах вашего журнала.
Об авторе
Имя, фамилия, возраст: Гурьев Павел Владимирович , 27 лет
Web-сайт: http://instagram.com/guryev_p, https://www.flickr.com/photos/guryevp/
Техника: Nikon d80, Nokia Lumia 800
Источник вдохновения: все что окружает, может послужить источником вдохновения, хорошие книги, джаз.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий