Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Уильям Кляйн: «Фотографии похожи на рентгеновские снимки»

Уильям Кляйн:
«Фотографии похожи на рентгеновские снимки»

#фотоистория
Уильям Кляйн:
«Фотографии похожи на рентгеновские снимки»
22 апреля 2015
Фото:Уильям Кляйн
Текст:Екатерина Елизарова

Его называют крестным отцом уличной и новатором в области фэшн-фотографии. Он нисколько не стесняется рассуждать о своем таланте и делать то, чего до него не делал никто.


Американский фотограф Уильям Кляйн (William Klein) родился 19 апреля 1928 года.

После окончания Второй мировой войны он, мечтая о карьере художника и скульптора, принял решение остаться в Европе. Уильям Кляйн учился в Сорбонне, работал в мастерской художника-авангардиста Фернана Леже. Поначалу фотография была для него лишь интересным экспериментом, ему просто нравилось открывать всё новые ее возможности. Кляйн называл ее «служанкой живописи».

Однако вскоре он понял, что с помощью фотографии можно заработать гораздо быстрее. В 1954 году Александр Либерман, художественный редактор американского Vogue, предложил молодому фотографу контракт с журналом, в котором Кляйн проработал вплоть до 1966 года.

Стиль Кляйна угадывался уже в первых его работах, которые выделялись из общей массы своей смелостью и неожиданными решениями. Он в буквальном смысле слова оживил Vogue и индустрию модной фотографии тем, что стал уходить от постановки и выводить своих моделей на улицу.

Либерман уже тогда говорил: «Кляйн стоит в одном ряду с Хельмутом Ньютоном, Франком Хорватом и Дэвидом Бейли».

Наряду с модной Кляйн занимался и уличной фотографией. В 1956 году он издал книгу «Нью-Йорк», за которой последовали сборники о Риме (1960), Москве (1964) и Токио (1964). Его «Нью-Йорк» был принят неоднозначно: автору приходилось выслушивать обвинения в том, что он показывает худшие черты характера американцев. Забавно, но книга, напечатанная во многих странах мира, не издана в Америке и по сей день.

Реакция самого автора на это была более чем спокойной.

— Говорят, фотограф должен соблюдать нейтралитет и никак не выражать свое мнение, но я не думаю, что это возможно. Да и зачем? Я любил и ненавидел Нью-Йорк; почему я должен это утаивать? — сказал он.

— Я фотографирую то, что вижу перед собой. Чтобы лучше рассмотреть, я подхожу как можно ближе, а чтобы охватить как можно больше пространства, использую широкоугольный объектив, — говорил он. — Для меня нет никаких табу в технике съемки: зерно, контраст, размытость, неправильная композиция, всякие случайности — будь что будет.

Слава пришла к Кляйну после кадра с мальчиком с пистолетом.

— Снимок двух парнишек, один из которых держит пистолет, — это автопортрет, — рассказывал фотограф, — потому что те двое мальчишек — это я. С одной стороны, я вполне могу играть с пистолетом, а с другой — быть этаким ангелочком...

В середине 1960-х Кляйн занялся кинематографом и до 1980 года практически отошел от фотографии. В одном из интервью на вопрос, в чем заключается разница между фотографией и кино, он ответил полушутя-полусерьезно:

— В том, что в кино за тобой носят всю аппаратуру, а в фотографии ты должен носить все сам. Но есть, конечно, и другие отличия. В кино есть история. Фотографию гораздо тяжелее читать. Ты делаешь снимок, но люди не всегда его понимают. Считается, что фотографируют ради шутки, чтобы застать человека, который ковыряется в носу, врасплох. В кино же есть начало и конец, и зрителю гораздо легче сохранять концентрацию.

В 1980-х Уильям Кляйн совмещал кинематограф и фотографию, снимая в основном на улице в местах большого скопления людей и используя почти исключительно широкоугольную оптику. Верным помощником фотографа был 28-миллиметровый объектив, который он увидел много лет назад.

В отличие от многих своих коллег, Кляйн не считал Брессона идеалом уличной фотографии. Напротив, он был не согласен со многими его постулатами.

— Я всегда старался делать то, чего избегал Картье-Брессон, — говорил Кляйн. — Он фотографировал, не вмешиваясь, оставаясь невидимым. Я же старался быть заметным, насколько это возможно.

Кляйна часто спрашивают, как рождается спонтанность в его снимках. Отвечает он опять же с легкой иронией.

— Знаете, у меня особые отношения с Богом. Он делает так, что моя камера в нужный момент издает легкое «дзинь!». Так я и ловлю нужный кадр, — говорил он в интервью порталу Interview Russia.

Именно жанр уличной фотографии стал для Уильяма Кляйна главным.

— Ужасно здорово исследовать прохожих. Кадры похожи на рентгеновские снимки — я будто угадываю, кто эти люди и какая у них жизнь. В этом весь смысл уличной фотографии, — говорил он. — Мне кажется, что мои работы прекрасно подошли бы для психоанализа.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

17 марта 2015

Инге Морат:
с любовью к Китаю и России

Родина Инге Морат (Inge Morath, 1923–2002) — город Грац в Южной Австрии. Ее отец был лингвистом. Перед тем как обратиться к фотографии, она работала переводчиком и журналистом. Интерес к этой сфере появился у нее в начале 1950-х годов, во время написания статей для фоторепортажей своего друга и известного фотографа Эрнста Хааса.

5 марта 2015

Лилиан Бассман:
восхищение бесконечной женственностью

Стремясь «избавить фотографию от тяжести», Лилиан Бассман создавала невероятные для своего времени снимки. Одна из самых известных фотографов-женщин, она сумела воспеть женскую красоту и дала начало жанру фэшн-фотографии.

25 декабря 2014

Лизетта Модел:
«Фотокамера – инструмент обнажения»

Одна из основоположников жанра стрит-фотографии, Лизетта Модел прославилась не только своими снимками, но и своим подходом к фотографии. Она «не хотела ничего доказывать» своими снимками, но каждый раз передавала смысл момента в его наивысшей кульминации. Иногда жесткие, иногда — неприятные, тем не менее, ее кадры побуждают нас задумываться даже сегодня.