Есть мнение, что работа фотографа простая — настроить свет, выбрать ракурс получше, нажать на кнопку затвора, далее «Фотошопом» убрать морщинку или складочку, которая так не нравится заказчику... А что там еще делать? Это тебе не на заводе работать! Но только профессиональный фотограф знает, какова цена идеального снимка. Максим Сорокин, фотограф с многолетним стажем и участник клуба «Российское фото», рассказал нам о трудностях работы фотохудожника, вариантах развития фотографического вкуса и преимуществах свадебной съёмки.
— Максим, расскажите, как вы стали членом клуба «Российское фото»?
— Когда занимаешься фотографией на профессиональном уровне, как правило, у тебя формируется свой взгляд на вещи и окружающий мир. Как следствие, далеко не всегда твои взгляды принимает твое ближайшее окружение: друзья, родственники и т. д.
Я много лет следил за развитием журнала «Российское фото». Следил за работами разных авторов. Всегда хотелось приобщиться к чему-то большему, стать частью той среды, про которую читаешь. Членство в клубе объединяет меня с такими же людьми со схожими со мной взглядами, которые говорят на одном языке со мной, и это здорово.
— Как давно вы увлекаетесь фотографией и какой жанр считаете основным для себя?
— Я снимаю с детства, лет приблизительно с 12. У меня даже есть мое первое фото, сделанное еще на пленочный фотоаппарат «Смена», на нем красуется петушиный хвост.
Камера всегда была где-то рядом, будь то телефон или мыльница. Просто большую часть времени, снимая, я не думал о том, что стану развиваться в этом направлении профессионально.
Я снимаю все от свадеб до спортивных мероприятий. Не люблю засиживаться в одном каком-то жанре, так как считаю, что есть вероятность попасть под действие «штампов». Снимая на поток, обрастаешь одними и теми же ракурсами, позами, настроением в кадре. Однако из всех жанров свадебная фотография, пожалуй, самая любимая.
— Чем вас привлек этот жанр?
— Основное, конечно же, настроение. Атмосферой праздника пронизано все вокруг. Все люди улыбаются, красиво одеты и, самое главное, хотят, чтобы их снимали. На мой взгляд, это идеальные слагаемые для того, чтобы фотографировать. В таких условиях любая фотография наполнена духом этого дня.
— Как «эволюционировала» ваша фототехника? Какая камера была первой, и какая у вас сейчас?
— Если вести отсчет с момента, когда я взял камеру впервые, то, как я говорил выше, первой камерой была отцовская «Смена», после нее было много всего любительского, однако в конечном счете я снимаю на Nikon. Первой камерой, с которой началось осознанное знакомство с цифровыми зеркальными камерами, была Nikon D3200. Снимал я на нее достаточно долго, но чем больше я снимал, тем быстрее шло мое развитие, а с ним и понимание, что дает мне эта камера, а чего в ней мне уже не хватает. Следующей камерой стала Nikon D7100, которая по факту явилась переходным звеном между кропом и полным кадром, и поработав с ней чуть больше года, я приобрел себе Nikon D610. Со сменой камеры поменялись и возможности в съемке, они стали гораздо шире, и уже с этим фотоаппаратом я проработал почти два года, гоняя его, как говорится, во все тяжкие. И наконец, спустя какое-то время я обзавелся второй камерой Nikon D810. Сейчас обе эти камеры в моем арсенале, я выезжаю на съемки с обеими и использую их, учитывая опыт работы обеих.
— С какими трудностями вы сталкиваетесь в работе? Какие уже удалось преодолеть?
— Большая трудность в моей работе — это люди. И я не о коммуникативных навыках сейчас. Любой фотограф должен умело общаться с теми, кого он фотографирует, будь то модель со стажем или же маленький ребенок на съемке в детском саду. Снимать людей — это тяжкий труд с точки зрения удовлетворения потребностей. Твоей потребности как фотографа — сделать так, чтобы человек в кадре был таким же, каким ты его видишь своими глазами, и потребности человека, которого ты снимаешь, — увидеть себя красивым на фотографии.
Я преодолел это через колоссальное количество съемок методом проб и ошибок. В съемках людей нет универсальной инструкции, да, есть достаточно широкий набор поз — как ты посадишь или поставишь человека, а как ты никогда в жизни этого не сделаешь, но именно во взаимодействии с людьми, которых ты снимаешь, и кроется решение этой проблемы.
Еще одна трудность — это конкуренция. Она касается как фотографов со стажем, так и новичков, недавно пришедших в фотографию. Уже достаточно продолжительное время рынок просто перенасыщен фотографами любых категорий и любых жанров. Мало того, каждый купивший зеркалку мнит себя фотографом, и это уже на уровне интернет-мема. И это я еще не затрагиваю мобильную фотографию. Однако преодолеть эту трудность мне помогло мое отношение к проблеме.
Во-первых, я перестал относиться к фотографам как к конкурентам, я стал относиться к ним как к коллегам. Я очень много работаю вместе с другими фотографами на съемках и на проектах, в процессе работы мы делимся опытом, делимся знаниями и приемами друг с другом, работая на одной площадке, каждый уносит с собой багаж опыта, советов и много классных кадров, эмоций и воспоминаний о совместно проведенной работе. Вместе с этим сменилось чувство «зависти» на чувство «радости» за успехи других. Имея партнерские отношения с коллегами, я знаю, что они всегда придут на помощь, где-то подстрахуют, где-то поделятся советом. В свою очередь я знаю, что всегда могу передать им съемку (например, во время своего отсутствия), и они не подведут ни меня, ни заказчика.
Ну и последнее не менее важное для меня, как мне кажется, и для многих фотографов — это отношение людей к работе фотографа. Не к его фотографиям, нет. Именно к работе. А это отношение зачастую отражается и финансово. У меня до сих пор есть вопросы к людям, которые готовы оплачивать труд фотографа едой или бартером, по-моему, это дико. Ведь в любой другой ситуации никто из нас бесплатно на работе не задерживается на часок. Но фотограф может, он же всего лишь кнопку нажимает.
Решение у этой проблемы тоже есть, но оно гораздо глубже. Все дело в самих фотографах, которые берутся фотографировать на таких условиях. Люди, которые только начинают снимать, почему-то не ценят банально свое время, дело даже не в профессионализме.
У заказчика, как правило, нет представления о том, какую работу проделывает фотограф, чтобы добиться конкретного результата. Один и тот же человек, отснявшись у разных фотографов, выглядит по-разному, а это результат работы именно фотографа.
— Как развить фотографический вкус и можно ли его развить? Или это либо дано, либо нет?
— Фотографический вкус — достаточно широкое понятие, на мой взгляд. Ведь что нравится одному, совершенно не нравится другому. Для меня лично самый лучший учитель — это опыт. Чем больше ты снимаешь, тем лучше и точнее ты видишь кадр.
Я считаю, что фотографический вкус развить может каждый. Для этого должно быть в первую очередь желание, а затем уже много практики. Помочь в этом может просмотр работ других фотографов. При этом необходимо стараться обращать внимание на приемы, используемые автором в технических вопросах, а также на способы обработки. Замечая эти детали, что-то попытаться повторить. В процессе повтора и будет формироваться свое видение кадра, ракурса, идеи, а отсюда уже и вкус в фотографии.
ВКонтакте: https://vk.com/msofoto
Instagram: https://www.instagram.com/photo_sorokin
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий