Фото:Алексей Трофимов
Текст:Алексей Трофимов
Участник Russian Photo Club, пейзажный фотограф Алексей Трофимов рассказывает о съемке в экстремальных погодных условиях.
Зима — пора снега, мороза и интересных сюжетов. В это время года можно работать во многих жанрах, тем более что на большей части территории нашей страны она длится по полгода и более. Поэтому фотограф, работающий вне студии и помещений, должен быть готов к суровым, а порой и экстремальным условиям съемки.
Мы не будем рассматривать здесь вопросы одежды, снаряжения и ориентирования на местности в снежный буран со сломанным секстантом — можно найти об этом множество публикаций и определиться самостоятельно. Нашей темой сегодня станут аспекты использования фотоаппаратов, точнее, DSLR-камер, в условиях низких температур и постоянного снежного покрова.
В силу того, что я живу в самом сердце Сибири, наиболее интенсивные и интересные съемки бывают у меня зимой. И чем жестче погода, тем интереснее работать. Низкое солнце позволяет снимать весь день, не ограничиваясь определенными часами. Морозная дымка, словно творческий светофильтр, придает теням причудливые формы. Покрытые инеем деревья, кусты и дома дарят бесконечное количество сюжетов, историй и композиций, только фотографируй. Но тут... Камера отказывается снимать, объектив не фокусируется, на передней линзе образуется ледяная пленка, кнопки и колесики-крутилки не работают, вдобавок моментально садится аккумулятор. Ничего, думаете вы, зима длинная, еще успеем. Однако раз за разом эта ситуация повторяется в том или ином виде.
Давайте попробуем разобраться, почему так происходит и как этого избежать, наладив максимально эффективный съемочный процесс в условиях низких температур. И речь пойдет не о вылазке в ближайший парк минут на тридцать, а о многочасовой съемке как минимум от рассвета до заката. Этот вопрос является для меня ключевым, ведь несколько зимних месяцев я снимаю на Байкале; морозы там за −30°С, а сильные ветра и метели — отнюдь не редкость. Здесь я постараюсь изложить свой опыт.
Перечислим вредные для фотоаппарата факторы, которые снижают его работоспособность, а зачастую выводят из строя. Здесь следует различать их разное влияние на зеркальные, системные и компактные камеры. Последние две группы наименее приспособлены для долгих съемок зимой. Причина этого — необходимость постоянного использования ЖК-дисплеев (на последних моделях — сенсорных), которые элементарно замерзают, и цифровых видоискателей, которые совместно с замерзающим экраном моментально сжигают весь запас энергии и без того маломощных батарей.
Итак, как именно низкая температура вредно действует на наши фотоаппараты?
- Резкий перепад температур. Когда мы выходим из машины, достаем кофр и вынимаем камеру, то подвергаем ее внутренности воздействию резкого снижения температуры. Из-за разных коэффициентов теплового расширения металлов и пластмассы внутри нее могут произойти обрывы дорожек и контактов на печатных платах. Тот же эффект возможен при резком переносе фотоаппарата с мороза в тепло, причем в этом случае на него может воздействовать следующий фактор.
- Образование конденсата. Попав в тепло, холодная камера конденсирует воду из окружающего воздуха, и не только на внешних поверхностях. Капли влаги образуются и внутри нее, и на механизме и линзах объектива. Если через некоторое время фотоаппарат опять окажется на морозе, конденсат замерзнет. Это может привести к отказу объектива, образованию ледяной микропленки на линзах, неправильному функционированию кнопок, управляющих движком колес. Вдобавок замерзший конденсат может нарушить целостность электронной начинки.
- Аккумулятор. Наверняка многим знакома ситуация, когда не вовремя севший источник питания заставляет прервать съемку. Аккумуляторы камер, как и остальных электронных устройств, очень не любят холод. При замерзании их емкость временно снижается. При регулярном замерзании, а затем оттаивании, номинальная емкость батареи снижается, и постепенно та приходит в полную негодность.
- Термоудар. Это явление очень редкое для камер, оно скорее представляет угрозу для осветительных приборов (вспышек, накамерных прожекторов, фонарей и прочего). Представить его суть можно, налив в охлажденный на морозе стакан горячую воду.
Давайте посмотрим, как избежать или снизить вредное влияние перечисленных факторов.
Прежде всего, избегайте резкого охлаждения и нагревания камеры. Во время своих зимних съемок или фотоэкспедиций я стараюсь держать ее в условиях, при которых перепады температуры минимальны. Например, перед съемкой я предварительно охлаждаю фотоаппарат и объективы в фоторюкзаке или подходящей по объему сумке-холодильнике (с мягкими вкладышами для предотвращения механического повреждения), положенных в багажник автомобиля, кузов пикапа или любое другое холодное место вашего транспортного средства. Если до места съемки вы добираетесь пешком, не спешите доставать камеру из рюкзака или сумки, пусть ее температура постепенно сравняется с температурой морозного воздуха. Закончив все запланированное на одной локации и готовясь к перемещению на машине к следующей, я кладу камеру в холодный рюкзак или сумку-холодильник, тем самым не давая возникнуть конденсату на поверхности и внутри камеры и объектива.
Чтобы продлить время работы аккумуляторов, я использую для своих камер батарейную ручку: это позволяет увеличить емкость и запас элементов питания. При этом в специальной сумке-кармане у меня под одеждой имеется достаточное количество запасных аккумуляторов. Они находятся в тепле и всегда смогут заменить севшие на морозе. Если я долго не использую камеру (во время переездов или переходов), то вынимаю батареи и кладу их в специальный внутренний карман одежды вместе с парой пакетиков силикагеля. Все эти меры позволяют обеспечить бесперебойное питание камеры и увеличить срок службы аккумуляторов, хотя все равно регулярная зимняя съемка заставляет отнести их к расходным материалам. Правда, есть у меня пара батарей, переживших пять жестких зимних сезонов и до сих пор работающих. Да, их номинальная емкость стала несколько ниже, но все же.
Помимо низкой температуры следует обратить внимание на взаимодействие оптики, конденсата и снега. Если передняя линза вашего объектива покрылась тонкой корочкой льда, не спешите брать тряпочку, чистящий карандаш, кисточку, носовой платок или край своего шарфа. Пытаясь протереть линзу, вы оставляете на ней микроцарапины. Сначала они никак не будут влиять на качество отснятого материала, но со временем снизят его. Особенно это будет заметно при съемке в контровом солнечном свете. То же касается и снега, попавшего на линзу. Или отогрейте объектив и удалите влагу обычными способами, или используйте спирт, маленький флакончик которого и тряпочка для протирки не займут много места в вашем кармане. Если вы используете светофильтры, технология будет такой же, только стоит помнить, что у них, особенно недорогих, передняя поверхность повреждается быстрее, чем у линзы объектива.
В качестве иллюстраций использованы фотографии, сделанные при низких температурах в разных местах и в разные годы.
Удачных зимних съемок!
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий