Фото:Николай Хорошков, Эдуард Гордеев, Валерий Романов, Кирилл Уютнов
Ведущий колонки о пейзажной фотографии, участник Russian Photo club, Дмитрий Питенин продолжает размышлять о тонкостях жанра. Тема его нового материала — актуальна для всех. Стоит ли обрабатывать пейзажные кадры? Насколько допустимо вмешательство графических редакторов? Какие методы используют мастера жанра?
Поскольку предыдущий материал про «закулисье» пейзажной фотографии вызвал интерес среди читателей и фотографов, то я решил продолжить собирать материал на эту тему. Написал некоторым фотографам, многие из которых любезно согласились принять в этом участие и приоткрыть двери в свою тёмную комнату. Добавлю, что такой материал планирую делать периодически, многие фотографы предварительно дали согласие на участие в продолжении серии. Если вам, читатели, хочется увидеть кого-то из фотографов в рамках этой серии, то пишите мне — попробую связаться и предложить поучаствовать.
Да, вспоминая первую часть, обнаружил, что материал на эту тему удобен в практическом применении. В комментариях к многим снимкам все так же продолжают писать, что это «фотошоп», что в реальности так не бывает и быть не может. Теперь в ответ я просто даю ссылку на статью, чтобы вопрошающий убедился, что бывает и не такое!
Итак, начнем. Авторы расскажут о своем отношении к постпроцессу и покажут примеры. А это те люди, кого очень интересно послушать и посмотреть! Напомню, что обычно фотографии показаны сначала «до», затем «после».
Для порядка начну с себя, так как насчет этой фотографии тоже были сомнения в ее реальности.
Все элементарно. Простейшая RAW-конвертация, с приглушенными светами, которые выбились из области динамического диапазона снимка.
Николай Хорошков:
«Цифровая обработка для меня — неотъемлемая часть современной фотографии. Это то, что подчеркивает красоту пейзажа, расставляет акценты, помогает выразить авторскую идею и видение фотографа, притягивает взгляд зрителя. Не вижу ничего предосудительного в Фотошопе и других редакторах. Мой „стандартный“ набор методов и приемов обработки: слои и маски, работы с расширенным динамическим диапазоном, использование возможностей цветового пространства Lab, инструментов Dodge/Burn, Curves, Selectivecolors».
Эдуард Гордеев:
«Нужна ли обработка фотографий? Если нужна, то в какой степени? На мой взгляд, ответа на этот вопрос не существует. Потому что обрабатывают фотографии все фотографы. И даже те , кто говорит что не обрабатывает. Как минимум за них это делает современная камера. Внутрикамерная обработка — далеко не последний инструмент в современной фотографии. А поскольку сейчас вряд ли кто снимает на камеру-обскура, то речь может идти только о степени обработки фотографий. Лично для меня является аксиомой, то что фотография не должна иметь геометрических искажений, шума (не имею в виду художественный). Желательно, чтобы кадр был правильно выстроен. Точка съемки и ракурс — это вопрос, прежде всего, мастерства. Но все перечисленные параметры я отношу к объективным критериям. А вот цвет, тональность, тени, контрастность, яркость-это величины субъективные. И, на мой взгляд, отражают виденье фотографа. И поэтому ответа на вопрос, насколько допустимо обрабатывать фотографию, не существует. Это вопрос художественного вкуса и меры самого фотографа.
Оригиналы практически без обработки. В Lightroom поправлен баланс белого и в профиле камеры частично исправлена дисторсия. После конвертированы в tiff. В Photoshop были использованы кривые, уровни, селективная коррекция цвета (красный и желтый), баланс белого переведен в более теплые тона. Убраны тени с помощью Shadows/Highlights и Curves. И на завершающем этапе — ColorBalance».
Елена Петрова:
"Пейзаж — это не репортаж, тут не обязательно, чтобы все было именно так, как на самом деле. Главное — достоверность картинки. Поэтому сфотографировать в сумерках передний план, а потом вставить на него млечный путь, снятый на пару часов позже, — вполне допустимо, хоть на моей фотографии и не так, и снято одним кадров. Пейзаж — это отражение того, что увидел фотограф, именно той картинки, которая возникла в его мозгу в момент съемки, его отношения к месту. Да и возможностей камеры не всегда достаточно, чтобы снять именно так, как увидел фотограф, поэтому иногда ей надо помочь.
Валерий Романов:
"Вопрос о том, каковы дозволенные границы постобработки фотоизображений, по моему мнению, уже давно перешел в разряд риторических. Каждый автор фотографии даст на него свой ответ. Обработка может быть сравнительно небольшой, как это произошло с фотографией из Доломитовых Альп.
Съемка производилась с автоматическим балансом белого, f/16, 60 s (полагаю, фильтр ND1000), 24 mm.
После съемки был откорректирован баланс белого, экспозиция, черная и белая точки, света и тени (highlights, shadows, whites, blacks), применен профиль объектива. После этих настроек в ACR (AdobeCameraRaw) вышла следующая картинка.
В графическом редакторе были вытянуты тени, с помощью selectivecolor еще раз подкорректированы цвета, удалена пыль с матрицы. На выходе получено готовое изображение.
Возможно и более серьезное вмешательство графических редакторов, как это видно из следующей фотографии, сделанной в Париже.
В отличие от Рима, где подсветка зданий работает до самого рассвета, парижская мэрия отключает иллюминацию городских достопримечательностей примерно в полночь. Поэтому, если вы нашли красивый ракурс с Эйфелевой башней и восходящим солнцем, вам придется смириться с тем, что у башни, мостов и барж подсветки не будет. Или поступить так, как сделал я.
Изначально был сделан кадр на длинной выдержке, раскрывающий характер Сены (f/16, 121 s, 18 mm).
Через несколько минут начало всходить солнце. Поскольку ситуация менялась каждые 10-15 секунд, времени на длинную выдержку уже не было. Зато был получен следующий кадрс великолепными лучами восходящего солнца на весь небосвод (f/11, 1/20s, 18 mm).
С обоими кадрами были произведены небольшие настройки в ACR (снова баланс белого, экспозиция, черная и белая точки, света и тени, применен профиль объектива).
На телефон были сфотографированы место на мосту, где стоял штатив, углы поворота головы штатива, фокусное расстояние на объективе. Все это было сделано для того, чтобы вернуться на это же место вечером и с той же самой точки, с теми же настройками снять городскую иллюминацию (f/8, 10s, 18 mm).
Совпадение вышеперечисленных параметров было близким, но не идеальным. Тем не менее, из трех изображений — с Сеной, с лучами солнца и с подсветкой, — было составлено композитное фотоизображение.
Насколько было оправдано вмешательство графического редактора в том и другом случае? В обоих случаях я уже заранее представлял себе, что хочу получить и как буду этого добиваться. И в обоих случаях я, как автор, полученным результатом остался доволен".
Кирилл Уютнов:
«Обработка фотографий занимает сегодня неотъемлемую часть фотографического процесса, и даже когда профессиональный фотограф говорит, что не обрабатывает свои картинки, он скорее всего лукавит. Ведь технически качественный кадр в подавляющем большинстве случаев можно получить лишь съемкой в формат raw, а при этом требуется как минимум конвертация сырого файла в удобоваримый jpegили tiff. В процессе конвертации фотографию можно достаточно разнообразно откорректировать, и для получения 99% готовых фотографий мне достаточно работы только с конвертером.
Как правило, на самих съемках и в путешествиях я провожу гораздо больше времени, чем нахождению за компьютером, поэтому и работа с отснятым материалом ведется у меня в упрощенном режиме. В большинстве случаев, вся обработка в плагине ACR сводится к коррекции недостатков линзы и матрицы, то есть удаление дисторсии, аберраций, шумов, коррекция резкости и приведение баланса белого в норму. Для всех этих операций в ACR у меня есть заранее созданные под разное освещение наборы настроек, применяя один из которых к выбранным снимкам, я моментально исправляю мелкие технические недочеты.
Далее следует выборочная корректировка каждого снимка, пару слов о которой я расскажу на примере двух своих фотографий. Работа в конвертере с каждым снимком после применения созданного ранее набора настроек сводится к кадрированию, удалению следов пыли на матрице, выравниванию линии горизонта и поправке экспозиции. Если после этого фотография кажется слишком бледной, я повышаю контраст, а если перепад яркостей на снимке слишком высок, я использую в ACR градуированный фильтр. На камчатском снимке на верхнюю часть снимка наложено три таких градиента с поправками по экспозиции и дополнительным контрастом, а на якутской фотографии градиент на верхней части наложен с контрастом и с небольшим смещением баланса белого в более холодные тона. Если нужно подправить части снимка, для которых не подходит градиент, используется корректирующая кисть, таким образом я понизил яркость желтого солнечного пятна на вулкане и снежника на горных вершинах. Как правило, этих действий достаточно, чтобы картинка смотрелась естественно и красиво.
В основе моей концепции обработки лежит три основных момента: естественность и натурализм самой природы; эмоции, испытанные мной во время съемки конкретного кадра; и то, в каком виде осталась в моей памяти снятая картинка. Иными словами, при подготовке каждой фотографии я стараюсь сохранять естественные картины природы в том виде, в котором они мне запомнились во время съемки. К примеру, смотрю на снимок — и помню, что тут было яркое, сочное небо, а на изображении этого нет — немного передержал снимок, и небо «выцвело». В таком случае я пытаюсь воссоздать то, что реально видел, но только с помощью имеющихся данных в raw файле. Если не было утром розового цвета, то как бы этого ни хотелось, его не будет на моих отпечатках".
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий