Известный фотограф, участник Russian Photo club, Алексей Никишин продолжает разговоры о современной фотографии.
Все фотографы понимают, что единичной фотографией сложно произвести впечатление на зрителя и передать заложенную в проект мысль. Тогда мы начинаем использовать серии. И первое, что приходит в голову — это фотоистория. Но не многие понимают, что фотоистория — сильно устаревший жанр, применительно к современной фотографии. На смену ей пришла типология. Попробуем разобраться вместе, что всё это такое и как эти пользоваться.
Фотоисторию обычно путают с серийностью. Итак, мы поняли, что серийность может быть двух типов — серия-фотоистория и серия-типология. Давайте разберемся по-порядку.
Фотоистория
Фотоистория пришла к нам из фотожурналистики, где задачей фотографа было проиллюстрировать своими фотографиями текст статьи, рассказывающей о каких-то событиях. Её же называют фотоочерком, фоторепортажем. Здесь каждая фотография выступает как бы иллюстрацией мысли, каждая новая фотография эту идею подтверждает снова. Итак, каждая фотография — иллюстрация. Фотографии как маленькие рассказы, из которых и складывается текст — большая фотоистория. Например, проект «Дети Африки». Каждая фотография этого проекта как бы говорит — дети Африки страдают. Когда мы видим 30 таких фотографий в серии, то мы точно понимаем, что хотел сказать нам автор проекта «Дети Африки».
Фото © Мартин Парр (Martin Parr)
Проект Мартин Парра «Лакшери» хороший пример фотоистории. Уже по одной картинке становится понятно, о чем идет речь. С каждый новой картинкой — эти предположения подтверждаются в большей степени. Каждая фотография — это маленький рассказ, из которых складывается фотоистория.
Типология
Современная серия — это типология. Не фотоочерк, не фоторепортаж, не фотоистория. Типология пришла нам в виде наследие Августа Зандера (August Sander), Карла Блосфельда (Karl Blossfeldt), Бернда и Хиллы Бехеров (Bernd and Hilla Becher). Типология — это набор отдельных изображений, каждое из которых не несет никакого отдельного высказывания, а смысл проекта всплывает только тогда, когда Вы посмотрели все эти фотографии вместе. То есть каждая из фото, в отличие от случая с фотоисторией, не иллюстрации мысли автора. Она просто слово. И так у Вас слово за словом складывается предложение. Предложение, которые и несет смысл. Смысл не иллюстрируется каждой фотографией отдельно, как это было в фотоистории. Здесь вся серия — и есть мысль. Это называется синтагматический принцип. Принцип, по которому не возможно понять смысл, не услышав фразу целиком. Только когда все слова фразы собраны вместе в предложные и каждое на своем месте — тогда и появляется смысл. На таких фотографиях часто нет ситуаций и сюжетов, раскрывающих мысль всего проекта в целом. Часто может показаться, что это бессвязные наблюдения или заметки, ничего не значащие картинки.
Как это снять? Перед тем, как снимать подумайте, иллюстрирует ли фотография напрямую главную идею проекта. Если нет — не снимайте. Собирайте фотографии передающие ощущение, а не конкретные понятные явные смыслы, вторящие теме проекта. В серии-фотоистории каждая фотография снова и снова подтверждает смысл, заявленный в заголовке проекта. Для современного проекта — это было бы слишком просто. Смысл в проекте-типологии рождается на пересечении фотографий, составляющих проект. И сами эти фотографии, составляющие проект, по отдельности часто кажутся безликими, невыразительными и ни о чём конкретном не говорящими. И только будучи собранными вместе в серию-типологию, они на ваших глазах создают смысл проекта.
Как правило такие проекты исследуют типичекое в группах или наоборот в похожем, пытаются выявить тонкие различия. Это как социологическое исследование, когда из большого количества ответов можно выделить и выявить общие черты. Типология — это как научная работа по исследованию закономерностей, в окружающем нас мире.
Фото © Август Зандер (August Sander)
Август Зандер — один из первых фотографов, который начал снимать типологию. Конечно, тогда еще он не знал, что это такое и что это станет языком фотографии XXI века. В любом случае исследование типологическое людей Германии по профессиям, увлечениям, роду деятельности положило начало первым типологиям в фотографии.
Фото © Карл Блосфельд (Karl Blossfeldt)
Карл Блосфельд снимал растения и систематизировал их. На фото мы можем видеть тонкие отличия во вроде бы одинаковых и никому не интересных стеблях, теперь поражающих воображение.
Фото © Бернда и Хиллы Бехеров (Bernd and Hilla Becher)
Бехеры снимали газгольдеры, водонапорные башни и другие промышленные объекты в Германии, а затем и за ее пределами. Собирая фотографии в серии, они получили типологии, которые имеют не только прикладное значение для изучения этих объектов, но и показали миру, что искусством может быть не только красивая фотография, но и сама идея.
Это же принцип заложен и во многих современных фотопроектах. Из современных авторов, использующих типологию в своих фотопроектах надо отметить следующих: Алек Сот (Alec Soth), Синди Шерман (Сindy Sherman), Андреас Гурски (Andreas Gursky), Томас Руфф (Thomas Ruff), Шерри Левин (Sherrie Levine).
Фото © Томас Руфф (Thomas Ruff)
Томас Руфф снимает «как на паспорт» выходцев из бывшего ГДР, чтобы зритель не отвлекаясь на эмоции, жесты, то есть не отвлекаясь от сути, смог проследить типическое в серии эти портретов — то есть выявить то общее, что есть в этих людях и нет в других.
Фото © Алек Сот (Alec Soth) «Broken Manual»
Алек Сот, наверное, самый важный фотограф, работающий с типологией, потому что ему удалось в одном проекте объединить несколько линий типологии и построить на этом вест свой проект. При внимательном изучении Вы увидите, что здесь повторяются типы объектов: бородачи, заброшенные дома, объекты-одиночества, пустынные пейзажи. Алек Сот очень тонко перемешивает это все в своем проекте, и через этот неповторимый коктейль из нескольких линий типологии, собирает своё высказывание о безысходности.
Фото © Шерри Левин (Sherrie Levine)
И последний автор Шерри Левин — современный художник, предлагает нам найти 26 отличий на современных отпечатках фотографий Уолкера Эванса (Walker Evans), выставленных в галерее, подражая современным фотопроектам в виде типологии. Это концептуальный проект, исследующий как изменилось отношение к фотографии со времен Эванса до наших дней, как изменилось наше представление о фотографии, чего современный зритель ожидает от фотографии и тд. Все это решено через популярную сейчас типологию. Фактически, это типология одной и той же фотографии.
Продолжаем конкурс на самые интересные вопросы по современной фотографии. Вы присылаете нам Ваши вопросы — мы стараемся на них ответить или включить их в темы наших следующих статей.
Сегодня вопрос задает Ольга, преподаватель фотошколы из города Новокуйбышевск Самарской области. Она спрашивает:
«Ваша типология — это какая-то чепуха, повторение одного и того же много раз. Зачем же снимать одинаковое, когда можно снять разное и сделать из этого хороший фотопроект?»
Ваши ответы и новые вопросы пишите в комментариях.
Со всеми статьями про современную фотографию Вы можете ознакомится здесь: «Алексей Никишин: Все статьи про современную фотографию»
Если Вам интересно подробнее разобраться с современной фотографией, то посмотрите это: «Алексей Никишин: Мастер-класс «Современная фотография как современное искусство. Как сделать современный фотопроект»
Об авторе:
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий