Фото:Ростислав Машин
Текст:Ростислав Машин
Фотограф, участник нашего клуба, Ростислав Машин, по приглашению туристического офиса Республики Коми, в составе спеиальной экспедиции прошел по заповедным лесам и добрался до реликтового соснового бора, который вдохновил когда-то писателя Михаила Пришвина на создание его самой прекрасной и поэтической повести.
Корабельная чаща.Многим это словосочетание знакомо со школьной скамьи: именно так называется философская сказка Михаила Пришвина, последняя повесть знаменитого советского литератора.Но не всем известно, что прообразом Корабельной чащи послужило реальное место, реликтовый сосновый бор на границе Республики Коми и Архангельской области, который настолько впечатлил писателя, что повесть, вдохновленная посещением этого места, стала одним из самых знаменитых, ключевых произведений в творчестве Михаила Пришвина. Спустя ровно 80 лет после его экспедиции по заповедным чащам Республики Коми отправилась группа фотографов и журналистов — протестировать на практике маршрут, разработанный Агентством Коми по туризму, и попытаться понять, чем же так поразил писателя северный лес.
Общая протяженность маршрута — 385 км. Практически заброшенная гравийно-бетонная дорога заканчивается в 176 км от Усогорска своеобразным памятником человеческой цивилизации, словно декорация к фантастическому фильму в жанре постапокалипсиса. Дальше — толькопешком.
Пешим ходом до чащи и обратно предстоит пройти около 40 км. Быстро углубляемся в нехоженую тайгу. Солнце словно играет с нами, выглядывая из-за стволов
По меркам городских прогулок 40 км — не так уж и много, но в диких дебрях Коми скорость передвижения не больше километра в час, а то и меньше, если пробираться приходится по болотистой местности. Пешеходных тропинок нет, есть карта, компас и примерное направление.
Путь преграждают ветровалы — пространства с поваленными ветром деревьями. Ощущение, будто идешь по следам героев «Корабельной чащи»: «Все, кто ходил по еловому лесу, знают — корни у елки в землю не погружаются, а плоско, как бы на блюде, лежат. От ветровала обороняются рогатые елки только тем, что одна оберегает другую. Но как ни оберегай, ветер свой путь знает и валит деревья без счету. Часто падают деревья и на тропу. Перелезать дерево трудно, мешают сучья...»
"Невиданное зрелище открылось, когда мы достигли верха слуды(прим.: слуда — топоним, обозначающий уклон, гору): довольно редкие сосны среднего возраста стояли на скатерти белого мха, чуть разве зеленоватого<...>И вот на белом зеленая полоска: это когда-то дерево упало и долго спустя дало жизнь на белом зеленому мху",— рассказывает писатель о походе по северному лесу в своих дневниках.
Ближе к цели, на исходе второго дня путешествия, белый олений мох, который не раз упоминается в записях Пришвина, встречается все чаще, еловый лес становится гуще и выше, но это радует — болота закончились, остается просто пробираться по чаще с рюкзаками и преодолевать ветровалы.
То, что мы на верном пути, подтверждают и охотничьи пасы — знаки родовой принадлежности, которые часто вырубали на деревьях, обозначая границы охотничьих угодий. Наш проводник Александр Реомидович Морозов демонстрирует пасы, вырубленные около сотни лет назад.
"Знамя другого человека на россошине означает: не ходи на мой ветер, на мою пяту, на мой топор. Такой у нас в суземе закон: другой не ходи на мой топор«,— по памяти цитирует строки Пришвина другой наш гид, известный краевед Дина Ивановна Чупрова. Еще один охотничий пас — воронья пята
— многократно упоминается в «Корабельной чаще»: «Два коротких рубыша — это два пальчика вороньей пяты, третий же — пальчик и ногу в один длинный рубыш».
Если смотреть по сторонам внимательно, можно обнаружить и другие охотничьи знаки — к примеру, проржавевший капкан, приколоченный к дереву не одно десятилетие назад.
До чащи остались считанные километры. На подходах нас встречают охотничья изба и чуть дальше — старинный амбар: приземистая постройка из бревен, словно сошедшая со страниц сказки.
Сколько лет этому амбару — сказать сложно; на крыше слой мха достигает толщины
Еловые дебри совершенно неожиданно заканчиваются, и взгляду открываются огромные сосны — по
«Там деревья так чисты, что нет сучков на большую высоту, а под деревьями мох белый олений, и тоже чистый и теплый: станешь на коленки — и только хрустнет, и будешь как на ковре. Тогда кажется человеку, будто его эти деревья, поднимаясь к солнцу, с собой поднимают».
«Ковры» заповедного леса — это отдельная история: любуясь природными орнаментами под ногами, можно запросто забыться и заплутать меж столетних сосен.
Перемещаться по заповедному лесу приходится очень аккуратно — боишься случайно задеть гриб или зацепить кустик с ягодами.
Грибы и россыпи ягод здесь — буквально на каждом шагу.
Стоит посмотреть на уходящие в небо на десятки метров сосны, и понимаешь, почему Пришвина так впечатлило это место: «Корабельная чаща вот какой силы и красоты, что каждое дерево на подбор — дерево к дереву так часто, что какому надлежит падать, упасть и нельзя: прислонитсяк другому и стоит как живое».
На прогулку по чаще, к сожалению, времени совсем немного — аккуратно ступая по полям из мха и грибов,чтобы не нарушить хрупкое равновесие этого места, выдвигаемся в обратный путь.
Настоящее впечатление от Корабельной чащи, особенно после долгого блуждания по тайге и болотам Коми, таково: это место буквально светится, здесь с головой накрывает ощущение спокойствия и гармонии.
Обратная дорога — это снова два десятка километров по тайге и ветровалам под проливным дождем. Блуждая по болотам, понимаешь — Корабельная чаща, к сожалению (хотя, может, и к счастью), абсолютно не предназначена для туризма. Чтобы привлечь путешественников, необходимо проделать большую работу, нужно хотя бы какое-то подобие экотропинок и стоянок, если появятся туристы — понадобятся и смотрители, экскурсоводы. Пока же чаща остается неприступным, практически нетронутым цивилизацией сосновым оазисом среди диких лесов Коми.
Путешествие в Корабельную чащу было организовано Агентством Коми по туризму при поддержке администрации Удорского района, компании «Комиавиатранс» и организатора туристических маршрутов в районе ООО «Ожерелье Удоры».
Анкета. Об авторе
Имя, фамилия, возраст: Ростислав Машин, 31 год.
Веб-сайт: foto-machine.com, nomadd.livejournal.com.
Техника: Nikon D3, Nikon D800, 105 mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor, Nikon24—70 mm f/2.8G ED AF-S Nikkor, Sigma AF
Выставки, награды, достижения: лауреат и победитель различных отечественных и международных конкурсов, в том числе IPA (International Photography Awards), IFPC (International Filter Photo Contest), «Золотая черепаха», конкурса National Geographic «Дикая природа России», «Лучшие фотографии России», «Российская неделя искусств» (Гран При-2010).
Источник вдохновения: геометрия форм живой природы.
Лучший совет: если снимаете живую природу, постарайтесь понаблюдать, изучить повадки вашей «модели». Это позволит сделать не плоский, а живой, эмоциональный кадр.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий