Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Fujifilm X-S1: самурай с Царь-пушкой

Fujifilm X-S1:
самурай с Царь-пушкой

#обзоры
Fujifilm X-S1:
самурай с Царь-пушкой
20 июня 2012
Текст:Андрей Харитонов

Самурай — это японский рыцарь, который непременно должен выполнить задание. Царь-пушка — символ военной мощи. Вы можете в двух словах описать Красную площадь? И я о том же. Примерно так выглядит и внешность, и начинка Fujifilm X-S1. Об этой камере можно написать приличного объёма книжку — если обстоятельно обследовать все её функциональные особенности. Однако для журнала такой подход мало пригоден, и приходится выявлять наиболее интересные. Надо сказать, весьма увлекательный процесс!

Весна 2012 года в Москве выдалась холодной, ветреной и снежной — в марте на ветру было не меньше минус десяти градусов по Цельсию. Выход на натурные съёмки закончился для меня довольно серьёзной простудой, и изрядную часть этого обзора пришлось писать, лёжа на боку с градусником под мышкой. Фотоаппарату — хоть бы хны. Работал, как зверь.

Он ласкает руку. Отточенные до совершенства изгибы корпуса сразу создают очень приятные ощущения. Общаться с X-S1 более двух недель было удовольствием, граничащим с изумлением. Я понял, что не хочу расставаться с этой камерой, хотя это и противопоказано для нервной системы светописца-испытателя. Не надо обвинять меня в излишней субъективности. Аппарат либо нравится, либо нет. Этот сразу понравился.

Батарея на четыре с половиной сотни снимков и металлическая бленда-«тюльпан», а также крышка для объектива и шнурок для её крепления, чтобы не убежала, как и прочие шнурки и ремешки, оказались упакованными в отдельные пакетики. В мануале было предупредительно указано, что батарея поставляется разряженной и для зарядки её требуется 210 минут. Так оно и оказалось.

Чтобы открыть поворотный монитор, потребовалось приложить некоторые усилия. Поэтому я старался его особо не ворочать. Усилия — это минус. Немногие недостатки, которые я обнаружил при испытании этой, совершенно очевидно, удачной фотокамеры, были незначительными и даже немного забавными. Больше всего времени при её освоении я потратил на установку времени и даты — минут пять. Других затруднений не возникло. А ещё порадовало длинное дуло объектива при выдвижении на максимальный фокус, как у двенадцатикратного бинокля: штрихи и цифры трогательно указывали фокусное расстояние, на которое выдвинулось это чудо японской оптики. Что ещё сказать? Красивый фотоаппарат с большим будущим.

Лирическое отступление

Читатель! Предупреждаю заранее: если вы думаете, что меня заносит в оффтоп, не пугайтесь. Это не выход из темы. Просто фотоаппаратура сегодня стремительно выходит за рамки прежних представлений о качестве картинки, комфорте использования и наличии видеорежима. У меня иногда создаётся впечатление, что не я использую фотокамеру в своих целях, а она эксплуатирует меня. Вопрос не в том, встроена в камеру та или иная функция, а в том, насколько удобно извлечь её из меню, и насколько она востребована. Короче говоря, нужна она или не нужна. Поверьте журналисту: иногда обсуждение тем, казалось бы, лишь косвенно связанных с предметом разговора приводит к удивительным открытиям.

Признайтесь честно, когда вы в последний раз пользовались автоспуском? Кстати, на X-S1 он есть, стандартно двухрежимный, на 2 и 10 секунд.

Фотоаппарат работает хорошо (не фотографирует: фотографирует фотограф, а не камера), а именно работает. Это правило, в незапамятные времена отмеченное при построении самолётов, которые хорошо летают при том же обстоятельстве, работает и сегодня, как настоящие японские часы. Перед тем, как купить фотокамеру через Интернет, подержите её в руках в какой-нибудь приличной фотолавочке. Свою камеру вы узнаете сразу... Ладно, поехали по характеристикам.

Эргономика

Вес 945 г. Это означает, что системы стабилизации изображения могут немного отдохнуть. Массивную, но отнюдь не тяжёлую камеру весом в два фунта трудно дестабилизировать. Особенно в сочетании с быстродействием. А вот если речь идёт о съёмке на 620 мм — тут механическая стабилизация изображения плюс удачный дизайн обрезиненного корпуса предоставляют фотографу комфортные условия для успешной работы. При более внимательном прочтении рекламного проспекта выяснилось, что это — «особый, похожий на искусственную кожу, материал».

Fujifilm X-S1

Бульб (рукоятка для держания) выполнен великолепно, с большим уважением к фотографу. Барабанчик выбора программ соседствует со слепым (т.е. без обозначений) барабанчиком настройки. Описание функционала на этом можно было бы и закончить, если не упомянуть о кольце для ручной фокусировки, расположенном позади кольца зума. Пользоваться им не очень удобно, поскольку доступ к нему немного затрудняет выпуклая оправа объектива.

Меню: то, что рядом, и то, что в нём

Гордая надпись Made in Japan, которую я с удивлением обнаружил на задней панели изящной камеры Fujifilm X-S1. В прежние времена японцы вели себя немного скромнее, наклеивая золотые ярлыки Passed JMDC (проверено японской ассоциацией производителей бытовой техники) на пентапризмы своих зеркалок. Однако речь не об этом.

Тема 35-мм фотоплёнки до сих пор актуальна, и это тоже факт. В меню X-S1 я обнаружил графу Film simulation с множеством градаций тонального и цветового решения фотоснимка. На современном новоязе это называется «вкусняшка».

Говорят, что оленеводы Севера различают до 40 оттенков белого. Дальневосточные азиаты, включая японцев, отдают предпочтение тёплым тонам. Похоже, по восприятию двухмерного изображения в режиме имитации плёнки Fujichrome соответствующих сортов я, видимо, японец. А чёрно-белый режим съёмки имитирует, видимо, рисунок плёнки Fuji Neopan — это ещё одна моя давняя любовь.

Плёнка, похоже, не умрёт никогда. Astia, Provia, Velvia — эти плёнки для производства слайдов Fujichrome с проявкой по технологии Е-6 когда-то произвели на меня большое впечатление. Мне лично больше нравилась Provia с гармоничной цветопередачей. Портретистам была предназначена Astia, а рекламисты и анималисты возлюбили Velvia. Кроме того, мне нравится монохром и особенно — сепия, воспроизвести которую в нужном качестве и тональности при пост-обработке весьма непросто.

Съёмки

Функция Motion Panorama на 360, 180 и 120 градусов по горизонтали и вертикали с автоматической сшивкой картинок меня совсем не заинтересовала, да и выбор объекта для съёмки кругового кадра представляется мне лично, что называется, «на любителя». А какие здесь имеются изящные и весёлые «излишества» — программные режимы «Узнавание лиц», «Обнаружение лиц», «Улучшенный портрет», «Собаки», «Кошки»! Всё это могло бы стать предметом для насмешек, если бы не один факт: Fujifilm X-S1 в любом из перечисленных режимов сделает то, что вы от него хотите. Если вы решите сфотографировать портрет любимого человека в «кошачьем» или «собачьем» режиме, у вас всё равно всё получится. Про режимы для съёмки кошек и собак я узнал, просматривая фирменный рекламный проспект. Докопаться до них в меню случай не представился: все звери попрятались — от холода.

Идём далее. Как выразился один хороший комедиант, «на Брянщине, на Рязанщине, на Смоленщине... А тянет всё равно к женщине». Для меня привычнее всего снимать в программном режиме Р. При наличии полного ассортимента программ PASM с приоритетами выдержки и диафрагмы, а также ручной и «разумной» программ для новичков, Fujifilm X-S1 с функциональной точки зрения выглядит превосходно. На нём ещё имеется встроенная «интеллектуальная» (когда камера сравнивает освещённость заднего плана с расстоянием до объекта съёмки с целью недопущения передержки переднего и недодержки заднего планов) вспышка, защищённая от случайного открытия специальной кнопкой. Я воспользовался ею в помещении один раз и пару раз при анималистической съёмке в московском зоопарке. Вспышка работает хорошо, но я всё равно не люблю снимать с блицем.

Режим «Супермакро» для съёмки от 1 см. Что бы это мог быть за объект? Привлекли внимание пузырьки конденсата на горлышке пластикой бутылки со столовым уксусом. Цвет? Какой там цвет. Выставляем сепию. Лично мне результат понравился. Можно сделать неплохие обои для рабочего стола. Резкость позволяет. Снимал через окуляр.

Движок переключения режимов фокусировки маленький, можно было бы сделать и побольше. Одиночный кадр, серийный, ручной фокус. Под левую руку, на лицевой стороне рядом с объективом. Я туда, сперва, было сунулся, чтобы снять объектив. Нет кнопки разблокировки байонета! Есть подозрение, что кто-то, кроме меня, ещё сделает подобное. Самодостаточная оптика.

Объектив

Немного истории. Впервые оптику этой марки я встретил в Германии в августе 1990 года. Представьте себе комбинацию: винтажная камера Porstreflex с резьбой 42 мм и объективом EBC Fujinon 1,8/50 мм. Несколько позже, в Останкино, я обнаружил марку Fujinon на телекамерах российского телевидения — руководство нашего ТВ понимало, что именно нужно для качественного телевизионного производства. В московском офисе компании Fujifilm мне с дружественной улыбкой объяснили, что фирменная оптика «используется там и по сей день». На оправе объектива Fujifilm X-S1 стоит гордое обозначение Super EBC Fujinon, что означает хорошее качество оптики. Это я к тому, что Fujinon — марка в мире оптики уважаемая.

Fujifilm X-S1

От 24 до 624 мм с диафрагмированием снизу 2,8-5,6. Сверху 11,0, что выглядит несколько необычно: 16,0 точно бы не помешало. Если не 32,0 — бывает очень полезно при съёмке телеобъективом для повышения глубины резкости.

И ещё цифровое зумирование 1,4х. Это ж сколько будет «на наши деньги»... Под 900 мм. Фотограф, начинавший свою карьеру в плёночную эпоху, автоматически падает в обморок.

Конструктивные параметры впечатлили: 17 элементов в 12 группах с асферическими линзами. Итак, поставлена задача: как этот планетолёт ловит лишний свет и как он ведёт себя при съёмке в контражуре. Скажу сразу: результаты съёмок впечатлили. Чтобы заставить эту непростую оптическую конструкцию бликовать, мне пришлось приложить немало усилий. Удачная бленда не даёт светорассеянию разгуляться. В яркий солнечный день в заповеднике Коломенское, повертев камеру и так, и сяк, при просмотре на мониторе компьютера я еле-еле смог зафиксировать незначительный голубоватый блик по центру кадра. Для зума — более чем достойный результат.

Следующим этапом испытаний было найти дисторсионные искажения. Нагляднее они проявляются при съёмках архитектурных объектов. Просмотрев полученные снимки только что не под микроскопом, я обнаружил едва заметное тяготение Супер-Фудзинона к подушковидной дисторсии во всём диапазоне фокусных расстояний. Виньетирование? Какое ещё виньетирование? Или я настолько отстал от жизни, что удивляюсь этому факту?

Fujifilm X-S1

Дополняет картину возможность использования резьбовых насадок (светофильтров, например) с посадочной резьбой 62 мм. Порывшись в ящике с принадлежностями, я обнаружил только поляризационный и УФ-фильтры подходящего диаметра. Первый мне так и не пригодился — всё было хорошо и без него. Небо голубое, облака выделены... Всё и так в порядке. Одно из свойств типа «чтобы было». А вдруг пригодится? Светофильтры большого диаметра стоят недёшево. В меню симуляции есть режим чёрно-белой съёмки с жёлтым фильтром, которым я с большим удовольствием и воспользовался. Что ещё надо фотографу-пейзажисту? Розовый Skylight? Кстати, неплохая идея.

Защитный УФ не стал ставить по той же причине — фирменная крышечка хорошо защищала линзу при примкнутой бленде и не соскакивала. К крышке прилагается, на всякий случай, ещё и крепёжный шнурок, чтобы уж точно не убежала.

За что я люблю оптику Fujinon EBC? За пластичный, живописный рисунок, который она даёт.

Видоискатели

Экран в три дюйма. Его можно и не ворочать — при съёмке я практически не использовал его в изменённом положении. Очки минус 2 диоптрии добавили мне перцу в ощущения. На Fujifilm X-S1 справа от «оптического» видоискателя есть сенсор опознавания того, что глаз фотографа приблизился к видоискателю. Думаю, без неё можно было спокойно обойтись. Кнопка переключения режимов визирования находится слева от окуляра, под большой палец левой руки.

Видоискатель «через пентапризму» у Fujifilm X-S1 можно, конечно, только условно назвать оптическим, потому как он электронный. Надо сказать, для фотографов с проблемами со зрением он очень хорош, поскольку избавляет от необходимости следить за фокусировкой. Если объект съёмки недостаточно контрастен и камера не понимает, чего от неё хочет фотограф, в поле зрения появляется предупреждающая красная надпись AF!

Имеется возможность диоптрийной настройки от −5 до небольшого плюса. Я эту настройку не использовал, вполне устроила установка по умолчанию.

Важное примечание: чтобы получить качественный результат, при съёмке фотограф не должен отвлекаться ни на информацию в видоискателе, ни на картинку на дисплее. Одно из жутчайших обстоятельств применения цифровой фотоаппаратуры — стремление сразу просмотреть результаты съёмки. Вполне достаточные 0,47 дюйма электронного видоискателя избавляют фотографа от этого невроза.

Чтобы придумать задачи для этого болида, я отправился в путешествие по Москве. Быстродействие — одно из несомненных достоинств Fujifilm X-S1. Пришлось проникнуть в московский зоопарк, чтобы подтвердить то, что и так ясно: с такой теле-пушкой комфортнее всего фотографировать либо спорт, либо зверей.

Практика

Надо сказать, что и объектив, и матрица показали себя достойно в самых сложных цвето-световых ситуациях. Меня особенно интересовали съёмки белого на белом в цветном режиме и при резком контражуре. И в том, и в другом случае были получены очень интересные результаты. Матрица Fujifilm X-S1 отлично различает оттенки белого, а оптика держит контровик очень хорошо. Во всяком случае, результаты съёмки гусей на фоне снега и винторогих парнокопытных доставили мне большое удовольствие. Съёмку вёл через окуляр.

Выход за портретами и пейзажами в Коломенское в экстремальных погодных условиях не изменил мою точку зрения: функция распознавания лиц при портретной съёмке будет полезна новичку для проникновения в жанр, как и многие другие функции и специфические настройки, которые составляют собой практически учебник по фотографии, дающий фотографу возможность ощутить мощь электронного интеллекта Fujifilm X-S1 и получить удовольствие от общения с этой фотокамерой.

Замёрзшие на ветру Дима, Катя, Анастасия и Светлана, с которыми я стремительно познакомился в Коломенском, мучились на морозе недолго: съёмки прошли быстро и весело, после чего заиндевевший автор этих строк ускакал отогреваться. Снимки были разосланы фотомоделям и вызвали одобрение. Режим цветопередачи — Provia (стандартный).

Вообще мне нравится идея дифференциации цветопередачи и тональности на основе аналогового фотоматериала. Объясню, почему: это мостик для освоения интереснейшего фотографического жанра — комбинированной обработки исходных материалов. Читатель, развивайте эту мысль самостоятельно. Удовольствие гарантировано.

Недостатки:

— Изобильное меню, требующее относительно длительного освоения.

— Небольшие проблемы с усилием на подъёме монитора.

— Миниатюрный переключатель режимов фокусировки.

Достоинства:

— Многофункциональный светосильный зум-объектив высокого качества с большим диапазоном изменения фокусного расстояния.

— Широкие возможности для формирования индивидуального стиля фотографирования.

— Эстетичный дизайн, позволяющий средствами эргономики реализовать обширные возможности фотокамеры.

Фокусное расстояние (35-мм эквивалент): 91.6 мм

Диафрагма: F 4

Выдержка: 1/400 sec

ISO: 100

Фокусное расстояние (35-мм эквивалент): 168.8 мм

Диафрагма: F 5.6

Выдержка: 1/480 sec

ISO: 100

Фокусное расстояние (35-мм эквивалент): 78.8 мм

Диафрагма: F 8

Выдержка: 1/640 sec

ISO: 100

Фокусное расстояние (35-мм эквивалент): 115.5 мм

Диафрагма: F 8

Выдержка: 1/550 sec

ISO: 100

Фокусное расстояние (35-мм эквивалент): 91.6 мм

Диафрагма: F 5.6

Выдержка: 1/600 sec

ISO: 100

Фокусное расстояние (35-мм эквивалент): 85.2 мм

Диафрагма: F 4.5

Выдержка: 1/400 sec

ISO: 200

Фокусное расстояние (35-мм эквивалент): 111.2 мм

Диафрагма: F 4.5

Выдержка: 1/340 sec

ISO: 200

Фокусное расстояние (35-мм эквивалент): 204 мм

Диафрагма: F 5

Выдержка: 1/250 sec

ISO: 125

Фокусное расстояние (35-мм эквивалент): 634.4 мм

Диафрагма: F 5.6

Выдержка: 1/250 sec

ISO: 160

Фокусное расстояние (35-мм эквивалент): 24.4 мм

Диафрагма: F 4

Выдержка: 1/600 sec

ISO: 200

Фокусное расстояние (35-мм эквивалент): 67.6 мм

Диафрагма: F 11

Выдержка: 1/125 sec

ISO: 400

Фокусное расстояние (35-мм эквивалент): 41.2 мм

Диафрагма: F 3.2

Выдержка: 1/40 sec

ISO: 1000

Фокусное расстояние (35-мм эквивалент): 58 мм

Диафрагма: F 3.6

Выдержка: 1/52 sec

ISO: 1600

Фокусное расстояние (35-мм эквивалент): 82 мм

Диафрагма: F 4.5

Выдержка: 1/500 sec

ISO: 100

Фокусное расстояние (35-мм эквивалент): 348 мм

Диафрагма: F 5.6

Выдержка: 1/500 sec

ISO: 250

Основные технические характеристики

Тип

Цифровая камера высокого класса с несменной оптикой и встроенной вспышкой

Память

Внутренняя 26 Мб, карты типа SD/SDHC/SDXC (UXC-1)

Сенсор

Матрица EXR CMOS 2/3 дюйма с базовым фильтром основных цветов

Число пикселей (эффективных)

12,0 млн.

Объектив

Super EBC Fujinon 6,1–158,6 мм/2,8—5,6 — 11,0 (24–634 в эквиваленте), 17 компонентов в 12 группах, включая 4 литые асферические линзы; 9-лепестковая диафрагма с шагом 1/3 ступени; фокусировка: от 30 см/2,0 м (широкоугольное положение, теле-положение соотв.) до бесконечности. В режиме Макро — от 7 см до 3,0 м и от 2, 0 м до 3,5 м (широкоугольное положение, теле-положение соотв.). Супермакро — от 1 см до 1 м. Цифровой зум 1,4х. Стабилизатор изображения — через объектив

Встроенная фотовспышка

Супер-интеллигент (ISO 800): эффективная дальность действия в широкоугольной области от 30 см до 8,0 м, в теле-области — т 2,0 до 4,0 м

Диапазон светочувствительности (ISO)

400 (AUTO), 800 (AUTO), 1600 (AUTO), 3200 (AUTO) В ручном режиме установки от 100 до 6400, в режиме S — до 12800

Фото:

RAW, RAW + JPEG

Режимы записи

Панорамный Motion Panorama: 360 градусов — вертикальная 11520×1624, горизонтальная 11520×1080; 180 градусов — вертикальная 5760×1624, горизонтальная 5760×1080; 120 градусов — вертикальная 3840×1080

Видео: H.264 (MOV), 1920×1080/1280×720/ 640×480; 30 кадр/с

640×480, со стереозвуком. Можно использовать ручное зумирование.

HDMI mini, видеовыход NTSC/PAL с монофоническим звуком

Можно применять выносной стереомикрофон.

Размер фото:

L 4:3 (4000×3000), 3:2 (4000×2664), 16:9 (4000×2248), 1:1 2992×2992

М 4:3 (2816×2112), 3:2 (2816×1864), 16:9 (2816×1584), 1:1 (2112:2112)

S 4:3 (2048×1536), 3:2 (2048×1360), 16:9 (1920×10808), 1:1 (1536:1536)

Электронный видоискатель

Цветной ЖК 0,47 дюйма, ок. 1 440 000 точек, коррекция от −5,0 до +3 диоптрий

Монитор

TFT 3,0 дюйма, ок. 460 000 точек

Режимы фокусировки

AF: одиночный кадр, непрерывный автофокус. Ручная фокусировка.

Выдержки

Авто от 1/4 до 1/4000 с., (все остальные режимы) от 30 до 1/4000 с

Режимы экспозиции

Автобрэкетинг: ±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV

Цветовой в режиме Film Simulation: PROVIA / Стандартный, Velvia / Насыщенный, ASTIA / Смягчёный

Система экспозамера

TTL 256-зональный, многозональный, по всему полю кадра, точечный

Режимы и корректировка экспозиции

Программная автоэкспозиция, автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы, автоэкспозиция с приоритетом выдержки, ручной режим (PASM)

-2.0EV / +2.0EV с шагом 1/3EV

Режимы экспозамера

Мультисегментный, центровзвешенный, точечный

Сюжетная съёмка

Естественное освещение со вспышкой, Естественное освещение, Портрет, Улучшенный портрет, Собаки, Кошки, Пейзаж, Спорт, Ночная съемка, Ночная съёмка (со штативом), фейерверк, Закат, Снег, Пляж, Праздник, Цветы, Текст

Некоторые функции при съёмке

Приоритет разрешения / Высокая чувствительность с приоритетом низкого уровня шума/динамического диапазона, Распознавание лиц, Симуляция фотоплёнки с монохромными режимами, включая сепию и имитацию применения светофильтров. Автоматическое подавление эффекта красных глаз, выход в режим RAW нажатием одной кнопки, подавление бликов Advanced Anti Blur

Дополнительные принадлежности

Внешние вспышки TF-20 и TF-42, пульт дистанционного управления

Батарея, ресурс

Литий-ионная NP-95. До 460 снимков. С использованием электронного видоискателя — до 500

Габариты (Ш х Г х В) и вес

135×107×149 мм, 945 г с батареей и картой памяти.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий