Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Техобзор: Sony A9

Техобзор: Sony A9

#обзоры
Техобзор: Sony A9
4 июля 2013
Фото:Юрий Трубников
Текст:Юрий Трубников

Обзор на Sony A9 готовился долго и кропотливо, а потому получился подробным и исчерпывабщим. Специально для журнала «Российское фото» камеру испытал Юрий Трубников — фотожурналист, фоторедактор, один из основателей фотослужбы газеты «Коммерсант», преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Я давно хотел пофотографировать полнокадровой беззеркалкой Sony, так как успел уже довольно много снять камерами этого производителя — кропнутой А55 с неподвижным полупрозрачным зеркалом, полнокадровой зеркалкой А850 и кропнутыми беззеркалками NEX. Поэтому когда портал Russian Photo весной предложил мне протестировать современную беззеркальную полнокадровую камеру Sony, я сразу согласился! Изо всех моделей больше всего меня интересовала Sony А9 — камера, характеристики которой ясно говорят о ее нацеленности на рынок топовой профессиональной аппаратуры, а именно на репортеров, свадебных и спортивных фотографов. Это узкий, но очень важный сегмент рынка, который определяет судьбу многих новшеств в фототехнике: если те приживаются в топовых камерах, то потом применяются и в моделях других классов. Тенденция здесь такая же, как в автомобилестроении, — в соревнованиях «Формула-1» принимает участие крайне малое число специализированных болидов, но технические новшества оттуда затем широко используются в обычных машинах.

Sony A9 — феноменальная по своим характеристикам камера: в ней стоит матрица в 24 мегапикселя (не так уж и много по нынешним меркам, но больше, чем в топовых моделях Canon и Nikon) совершенно новой конструкции, в которой светочувствительные элементы (фотодиоды, они же пиксели) находятся ближе к поверхности матрицы; это позволяет улучшить освещенность краев изображения и повысить качество снимка при слабом освещении. Вдобавок здесь новая схемотехника и мощный процессор BIONZ X. В результате скорость работы камеры потрясает — 20 кадров в секунду с электронным затвором с выдержкой до 1/32 000 секунды, 60 замеров автофокуса и экспозиции в секунду, что открывает новые горизонты в съемке быстротекущих событий. Конечно, 20 кадров в секунду свадебным фотографам не нужны, но репортерам и спортивным фотографам они еще как пригодятся! 20 кадров в секунду с автофокусом и экспозицией по каждому (!) кадру вплотную приближают нас к идеалу. Вот скоро «допилят» глобальный затвор — и проблема роллинг-шаттера уйдет в прошлое.

F 2.8, 1/200 с, ISO 100, 35 мм

F 2.8, 1/1600 с, ISO 100, 150 мм

F 4, 1/200 с, ISO 100, 18 мм

F 4, 1/1250 с, ISO 100, 198 мм

Отмечу роскошный электронный видоискатель в 3 700 000 точек с частотой обновления 120 кадров в секунду — лучший на сегодняшний день! С такими разрешением и скоростью обновления в видоискателе практически не видно затемнения — типичной проблемы беззеркалок менее высокого уровня! В камере огромный буфер на 241 сжатый RAW и на 362 JPEG. Для карт памяти в камере есть два слота — один обычный SD, другой — UHS-II. В него же можно вставлять фирменные карты Sony — Memory Stick. Хотя карты формата SD стали де-факто стандартом в индустрии, компания упорно держится за свою фирменную разработку, несмотря на то что ею никто не пользуется.

F 5, 1/250 с, ISO 2500, 192 мм

F 4, 1/1000 с, ISO 100, 198 мм

F 2.8, 1/40 с, ISO 100, 35 мм

F 4, 1/40 с, ISO 1250, 36 мм

Не забудем и о внутрикамерном стабилизаторе, который дает до пяти ступеней стабилизации!

Дизайн камеры соответствует сложившемуся типу моделей серии А7 — довольно угловатая конструкция, вызывающая некоторые ассоциации с «лейкой». С точки зрения эргономики A9 не особо-то и блещет — в руке лежит неплохо, но только с небольшими объективами.

Мне выдали камеру с очень хорошим набором оптики: 16—35/2,8, Zeiss 24—70/4 и 70—200/2,8; все, кроме Zeiss, самое топовое. С зумом 70—200/2,8 держать ее в руках не очень удобно. Я не сторонник «пухлого» дизайна кэноновских камер, но Canon 1D X Mark II для меня эргономичнее, а следовательно, удобнее в работе. Репортеры не всегда снимают «на паркете», приходится работать и в дождь, и в мороз, а пользоваться A9 на морозе в перчатках будет неудобнее. И хотя в Sony заявляют о некоторой пыле- и брызгозащищенности, но честно говорят, что особой защиты там нет. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на отсеки для карточек и для батарейки — резиновых изолирующих прокладок там не увидишь; печально, ведь у конкурентов в D5 и 1D X Mark II они в изобилии.

F 2.8, 1/640 с, ISO 4000, 70 мм

Монитор на задней стенке имеет весьма приличное разрешение — 1 440 000 пикселей, но остается далеко позади Nikon D5 с его 2 400 000 пикселей. Не очень понятно, почему оба слота для флешек не сделаны для формата UHS-II. То же самое с USB: в камере стоит разъем для USB 2.0, почему нет для скоростной USB 3.0? Не совсем понятно, зачем такой модели, «заточенной» под репортаж, нужен синхроконтакт для студийных вспышек? А вот наличие Ethernet-разъема для FTP-передачи — точное указание на то, что камера предназначена для спортивных фотографов, которым приходится передавать много снимков со стадионов.

Меню в A9 хорошо структурировано, навигация нормальная. В камере есть программируемые кнопки и три сета индивидуальных настроек съемки — один можно заполнить, например, настройками для спортивных съемок, другой — для пейзажей, третий — для видео. Важно: камера питается от новой батареи типа Z, емкость которой в 2,2 раза больше, чем старой. Одной батареи хватит на всю, даже большую, съемку.

F 2.8, 1/640 с, ISO 100, 16 мм

F 2.8, 1/40 с, ISO 1600, 147 мм

F 2.8, 1/400 с, ISO 6400, 198 мм

F 2.8, 1/1600 с, ISO 5000, 198 мм

В A9 прекрасный автофокус — 693 точки фокусировки покрывают 93 % площади кадра, это просто «тотальный футбол», игра по всему полю. Система управления автофокусом изощренная — имеется режим фокусировки по всем точкам, зональный (по девяти большим точкам), по центру и два вида «гибкого пятна» (flexible spot), — и ее надо серьезно осваивать для конкретных видов съемки. Самой удобной оказалась для меня фокусировка по «гибкому пятну», но иногда фокус срывался с объекта.

Джойстиком он управляется удобно. Так что автофокус хорош, но есть куда расти!

F 2.8, 1/500 с, ISO 3200, 198 мм

Автофокус очень цепкий и чувствительный, может работать при освещенности до −3 EV — это пейзаж в лунную ночь. Таковы данные Sony, однако снимая лекцию в темной аудитории, освещенной только экраном и тонким лучом из-за штор, я обнаружил, что автофокус в А9 обладает феноменальной чувствительностью — до −5,2 EV!
Управление затвором не без подвоха: есть три режима — авто, электронный и механический, — и в автоматическом режиме камера сама переключается между электронным и автоматическим затворами. Я не обратил на это внимания, за что и поплатился, снимая хоккей: вначале я не мог понять, почему у меня в кадре полосы, и только потом догадался, что камера переключилась на электронный затвор. Вывод? Всегда изучайте инструкцию!

С электронным затвором камера может снимать с фантастически короткими выдержками, до 1/32 000 секунды, но только в режимах S и M. В режимах А и Р выдержка составляет до 1/16 000 секунды и работает абсолютно бесшумно — неоценимое удобство для любых ситуаций, когда шум может помешать. Есть три скорости серийной съемки с электронным затвором — 5, 10 и 20 кадров в секунду, и при выборе последней флешка забивается почти мгновенно; даже при 10 кадрах в секунду не успеваешь и глазом моргнуть, как она уже полна. С механическим затвором попроще, там скорость серийной съемки составляет 2,5 и 5 кадров в секунду. Файлы большие, несжатый RAW весит 47,2 Мб, буфер опорожняется довольно медленно, поэтому странно, что в камере не предусмотрена работа с флешками формата XQD.

Что касается оптики, то она превосходна! Объективы очень серьезные и стоят весьма прилично. Мне понравились родные Sony 16—35/2,8 и 70—200/2,8, да и Zeiss 24—70/4 — хороший штатный зум, только темноватый для репортерской работы. Один нюанс — если на камеру установить объектив со стабилизатором, то в ней автоматически отключается матричный стабилизатор. На вопрос, можно ли использовать оптику Canon и Nikon через переходники, отвечу: не знаю, не пробовал.

F 4, 1/400 с, ISO 100, 70 мм

F 2.8, 1/20 с, ISO 65535, 35 мм

F 4, 1/1250 с, ISO 3200, 56 мм

F 4.5, 1/1000 с, ISO 100, 16 мм

Качество картинки очень добротное. JPEG-файлы «тянутся» хорошо, баланс белого довольно точен, хотя «авто» под энергосберегайками желтит . Но я не знаю камеры, которая бы хорошо справлялась с рваным спектром излучения энергосберегающих ламп! Шумы до ISO 800 вообще не видны, диапазон 2500–6400 вполне рабочий, по моим меркам. Однако значение 6400 годится не для всех сюжетов, на некоторых шум надо сильно давить. Обращаю ваше внимание, что это по моим меркам! Конечно, можно заставить камеру снимать и при ISO 204 800 , но это только в том случае, когда кадр нужен любой ценой! Я не нашел сюжета, достойного такой чувствительности, поэтому просто снял угол шкафа глубокой ночью. Разумеется, здесь не может быть и речи о цвете и динамическом диапазоне!

Понятно, что первоклассный инструмент стоит дорого, и А9 тут не исключение — протестированные мной камера и три объектива стоят 700–750 тысяч рублей. Это весьма ощутимые деньги, и одно дело, если тебе их покупает редакция или агентство, а другое — когда технику приобретаешь ты сам: профессионалы должны просчитывать окупаемость инструмента. Ну а если ты просто богатый фотолюбитель, то какая проблема в том, чтобы купить себе новую интересную камеру?!

Две недели общения с Sony A9 оставили у меня приятное ощущение интереснейшей новинки. Я бы сказал, что это «прорывная» камера, открывающая новые горизонты для беззеркалок, тот инструмент, с которым в Sony намерены завоевать себе место под солнцем профессиональной фотожурналистики. Другими словами, этим «ножом» в Sony хотят урвать кусок пирога, который пока делят между собой Canon и Nikon. Думаю, что если компания немного доработает камеру в части эргономики, пыле- и брызгозащиты, автофокуса и выпустит мощные светосильные сверхтелевики, так нужные спортивным репортерам, то мы увидим на бровке футбольного поля не только «никоны» и «кэноны», но и Большие Белые Трубы Sony!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий