В производственной линейке ведущих компаний, выпускающих осветительные приборы для фотографии, помимо всевозможных импульсных устройств всегда есть место приборам постоянного освещения. На протяжении всей своей истории компания Profoto уделяла пристальное внимание производству такого вида оборудования. Особенно актуально оно сегодня, когда современные технологии все больше объединяют процесс фото- и видеосъемки, Совершенно логичным стал тот факт, что на рубеже 2010–11 годов компания представила новое поколение приборов постоянного освещения.
Перед тем как мы познакомим вас с оборудованием Profoto, давайте уделим внимание особенностям использования постоянного освещения и рассмотрим все нюансы. В отличие от импульсных приборов, в которых основным источником освещения является импульс-вспышка, длительность которой составляет тысячные доли секунды, приборы постоянного света создают непрерывно контролируемый источник освещения. Используя такой свет, мы можем моделировать различные варианты освещения на съемочной площадке, визуально оценивая условия расстановки источников света и параметры освещенности.
Наиболее распространенными приборами постоянного света являются галогенные и металлогалогенные источники освещения. Отличаются они важнейшей характеристикой светового излучения – цветовой температурой. Цветовая температура естественного дневного освещения – около 5400 К. Именно в этом диапазоне (5400–5700 К) сбалансированы все импульсные приборы, используемые в фотографии, и именно такой свет воспринимается человеком как естественное «белое» освещение.
Металлогалогенные источники освещения имеют температуру 5600 К, и характеризуются как «белый» свет. Именно эта характеристика, а также высокая светоотдача, то есть создание очень мощного светового потока, обусловила большую популярность и широкое распространение таких приборов в кино- и видеосъемке. Эти приборы уверенно завоевали сердца фотографов, позволяя им использовать мощные металлогалогенные осветители как в студийной, так и в натурной фотографии, иногда даже совмещая их с импульсными источниками освещения для получения выразительных изобразительных эффектов. Особенностью этих приборов является необходимость использования высоковольтных источников питания для поджига лампы и поддержания тока высокой частоты, так называемых «высокочастотных балластов». Сложная схемотехника этого оборудования, надежность, длительный ресурс и качество создаваемого света определяют его достаточно высокую цену.
Существующее в фотографии (и не только) понятие режимного времени определяет такое время суток (рассвет или закат), когда солнце, стоящее невысоко над поверхностью Земли, создает большую длину светового луча, проходящего сквозь атмосферу. Солнечный свет теряет при этом большую часть своего синего спектра. Вызванное этим изменение цветовой температуры насыщает свет теплыми тонами. Такой свет имеет температуру 2900–3400 К. Галогенные источники света, эти самые популярные и распространенные приборы постоянного освещения, комплектуются лампами с температурой 3200 К. Как правило, это достаточно недорогие осветители, доступные для начинающих фотографов. С их помощью легко постигать нюансы художественной светопостановки. Корректируя баланс белого в программе-конверторе или в ПО фотокамеры, нетрудно получить естественные цвета и оттенки. Однако необходимо помнить несколько особенностей, характерных для постоянного света.
Первое – это высокая теплоотдача, определяющая сложность, а порой и невозможность использования многих светоформирующих инструментов. Для получения мягкого рассеянного света необходимо использовать только специальные софтбоксы, выдерживающие долгое воздействие высоких температур. Рефлекторы не должны мешать хорошей вентиляции прибора, поэтому использование сотовых насадок и точечных источников также ограничено или требует постоянного выключения лампы, что неизбежно приведет к снижению ее ресурса. Как правило, ресурс хороших ламп составляет около 300 часов (галогенная) или 750 часов (металлогалогенная). При этом надо помнить, что не рекомендуется жесткое перемещение прибора с включенной лампой во избежание ее сотрясения. Желательно перемещать выключенные и охлажденные приборы. Производить замену лампы необходимо не касаясь колбы или используя специальные перчатки.
Второй особенностью использования постоянного света является изменение цветовой температуры в процессе регулировки мощности прибора. Понижение мощности на 10–20 % незначительно повлияет на увеличение теплого оттенка света, более значительное уменьшение может привести к заметному снижению цветовой температуры. Для корректировки интенсивности светового потока необходимо использовать специальные «сетки» различной плотности, флаги, рассеиватели; корректировать расстояние до объекта съемки перемещением осветительного прибора.
И наконец третья важная особенность постоянного света – недостаточная по сравнению с импульсным источником света интенсивность светового потока. Если при съемке видео используются достаточно открытые диафрагмы, то в условиях студийной фотосъемки значение диафрагмы 11–16 – само собой разумеющееся. Другими словами, для получения большей глубины резкости при использовании закрытых диафрагм необходимо использовать очень мощные осветительные приборы, желательно металлогалогенные, обладающие большей светоотдачей.
Теперь рассмотрим галогенные источники света Profoto ProTungsten Air 500/1000 и металлогалогенные приборы ProDaylight 800 Air. Это приборы постоянного света, созданные специально для работы с наиболее востребованными инструментами для моделирования света Profoto. Теперь у пользователя имеется возможность использовать в постоянной системе освещения такие популярные светоформирующие насадки, как Cine Reflector, Giant Reflector, Magnum, Standart Zoom, SoftLight и т. д.
Profoto ProTungsten Air 500/1000
Приборы Profoto ProTungsten оснащены современной двухуровневой системой охлаждения с минимальным уровнем шума. Даже используя максимальный режим охлаждения, прибор остается практически бесшумным.
Кроме того, этот прибор имеет встроенную систему радиоуправления Profoto Air, которая дает возможность пользователю включать и выключать осветитель, а также приглушать до 90 % света.
Новые Profoto ProTungsten Air предназначены для интенсивного использования, металлический корпус и все составные компоненты отличаются прочностью и надежностью.
При использовании программного обеспечения Profoto Studio пользователь может создавать и координировать многочисленные варианты освещения, включающие в себя несколько осветительных приборов с импульсным и постоянным светом с помощью компьютера. С Profoto ProTungsten Air можно использовать лампы мощностью как 500 Вт, так и 1000 Вт. Вы можете изменять мощность света, просто меняя лампу.
Profoto Pro Tungsten Air идеально подходит для фотографов и видеооператоров, отвечая их требованиям к идеальному освещению.
Profoto ProDaylight 800 Air
Благодаря большей эффективности и качеству света приборы Profoto ProDaylight могут обеспечивать идеальное освещение для съемки видео в формате HD. Profoto ProDaylight имеет встроенную систему радиоуправления Air, позволяющую включать и выключать прибор, приглушать 50 % света. Используя Profoto Studio, можно с помощью компьютера управлять различными схемами светопостановки.
Высокочастотный электронный балласт с регулировкой частоты позволяет использовать ProDaylight при видеосъемке с низкой или высокой скоростью. ProDaylight разработаны для обеспечения более высокой эффективности и качества света для фотографов и видеооператоров. Разумеется, металлические корпуса прибора и электронного балласта разработаны с учетом эксплуатации в повседневных съемках в различных условиях.
Отдельно необходимо рассказать о совершенно новом инструменте для моделирования света: комбинации PAR и классического ZOOM-рефлектора Profoto – рефлекторе Cine.
Profoto Cine Reflector
Этот открытый безлинзовый рефлектор типа open face объединяет в себе популярный в отрасли киносъемки параболический (PAR) отражатель и классический ZOOM-рефлектор Profoto, который давно стал наиболее используемым аксессуаром Profoto для моделирования света.
От рефлектора PAR Cine Reflector позаимствовал специальный съемный элемент с зеркальной поверхностью, обеспечивающий более высокую светоотдачу по сравнению с текстурной поверхностью отражателя стандартного рефлектора. Угол рассеивания светового потока можно легко регулировать в диапазоне от 35° до 105° благодаря уникальной функции зуммирования, которая является неотъемлемой частью философии освещения Profoto.
В качестве аксессуаров используется набор из пяти линз различной степени рассеивания светового потока, включая матовую линзу Френеля, диффузный фильтр, четыре сетки разной плотности для управления интенсивностью светового потока, а также 4-створчатые шторки. Все аксессуары можно использовать в комбинации друг с другом, что обеспечивает дополнительные преимущества фотографам и светопостановщикам.
Cine Reflector оснащен двухслойным корпусом, защищающим пользователей от ожогов и способствующим большей долговечности прибора. На корпусе также предусмотрено крепление для зонта, который используется многими фотографами. Для подвесного крепления предлагается «лира», входящая в базовую комплектацию набора Cine Reflector Kit.
Использование этого инструмента не ограничивается областью кино- и видеоиндустрии, фотографы активно используют Cine Reflector с импульсным или смешанным освещением для достижения высокохудожественных эффектов светопостановки.
Практические советы по использованию смешанного освещения на примере собственных фотографий дает Олег Титяев
Эта фотография сделана на мастер-классе, посвященном съемке со смешанным светом. Мне хотелось изобразить модель в длинном, развевающемся на ветру платье. Для того чтобы сама модель получилась резкой, я освещал ее импульсным светом, используя при этом теплые конверсионные фильтры, чтобы совместить цветовую температуру источников. На большой кусок материи (которая выступает здесь в роли длинного платья) я, напротив, светил источниками постоянного света. Чтобы изобразить платье, летящее в воздухе, показать трепетание ткани, я должен был лишь слегка «размазать» ее, сохранив при этом отчетливые складки. Если бы я использовал короткие значения выдержки например, 1/200 или 1/100, ткань превратилась бы в замороженную, повисшую в воздухе материю. Если бы я использовал длинные выдержки, (1 секунда и более), то ткань «размазалась» бы полностью, превратилась в туман, и мы бы не увидели этих красивых, трепещущих на ветру складок. Поэтому было так важно подобрать необходимые параметры. Выдержка длительностью 1/4 секунды оказалось именно тем значением, при котором я получил желаемое. Два ассистента подбрасывали ткань. Еще один – создавал ветер с помощью небольшого куска картона.
Здесь для создания эффекта пламени, красивыми лепестками взметнувшегося вокруг модели, я тоже применил большой кусок легкой фиолетовой ткани. Но чтобы добиться большего размытия, чем на предыдущей фотографии, я должен был использовать длинные выдержки, доходящие до 1 секунды. Два ассистента с двух сторон подбрасывают куски этой фиолетовой материи, и они расплываются в постоянном свете, создавая эффект струящейся, растворяющейся в воздухе ткани, похожей на языки пламени. Один источник постоянного света с рефлектором, сотами и надетым теплым фильтром освещает лицо и руки модели, еще два направлены на модель с двух сторон. На источники света надеты дополнительные фиолетовые фильтры, призванные усилить, подчеркнуть цвет ткани.
Я хотел сделать яркое, необычное изображение. С небывалым упоением мы готовили реквизит для этого слегка потрепанного нелегкой жизнью ангела, с ролью которого блестяще справилась известная модель Кристина Славинская. Остановимся на технологии создания крыльев. К спине модели прикреплен большой кусок белой ткани, и два ассистента с двух сторон подкидывают ткань в воздух по моей команде. Я решил немного «смазать» ткань и для этого установил позади модели два мощных рефлектора с постоянным светом. Они направлены с двух сторон в сторону камеры. Для того чтобы избежать бликов, возникших из-за света, попадавшего в объектив, пришлось установить два флага с каждой стороны объектива (известный прием фотографов).
Надеюсь, приведенные примеры позволят вам точнее представить себе технологию подобной съемки, наметить для себя пути совершенствования и развития. Думаю, я буду возвращаться к этой теме и показывать новые интересные работы, сделанные в технике смешанного света. Удачи! Дерзайте, и все получится!
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий