Фото:Сергей Милицкий
Текст:Сергей Милицкий
Фотографы хорошо помнят этот объектив. Это был лучший портретный объектив для фотоаппаратов Зенит. Фокусное расстояние 85 мм и светосила 1:1,5 — характеристики, которые сразу заинтересуют портретистов.
Историческая справка
Все началось с объектива Гелиос-40. Согласно официальной версии Красногорского завода им. С.А. Зверева, аналогом оптической схемы (6 элементов в 4 группах, сверх светосильный анастигмат типа «Планар») был объектив немецкой компании Carl Zeiss Jena Biotar 1,5/75 1938 г.
Существует и другая версия, согласно которой объектив был якобы «скопирован» с объектива Leica «Summarex» 1,5/85.
Однако, хотя объектив «Summarex» 1,5/85 действительно имеет некоторое внешнее сходство с объективом «Гелиос-40», его оптическая схема существенно отличается: она состоит из 7 элементов в 5 группах.
Расчёт объектива «Гелиос-40» выполнил Д.С. Волосов в 1950 году. На КМЗ он имел технологическое название «ГК-40» — Гелиос Красногорский.
«Гелиос-40» демонстрировался на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 год) в качестве сменного объектива к дальномерной фотокамере «Комета», в варианте с байонетом Leica M и к зеркальной камере «Старт». Производился в качестве сменного для зеркальных камер «Старт» и «Зенит».
Объектив выпускался Красногорским механическим заводом несколькими разновидностями для зеркальных фотоаппаратов с резьбовым присоединением оптики: M39×1/45,2 — Гелиос-40, и вариант с присоединительной резьбой M42×1/45,5 — Гелиос-40-2.
В 2012 году, после возобновления выпуска Гелиоса-40-2, на КМЗ была подготовлена конструкторская документация на байонетные (Nikon и Canon) варианты объектива.
На тестирование был предоставлен объектив в варианте Гелиос-40-2 85mm /1.5 с адаптером Canon/M42 (для Canon). В продаже имеются объективы со встроенным байонетом Canon, которые несколько дешевле.
Технические характеристики
Фокусное расстояние: | 85 мм (85,18 мм) | |
Относительное отверстие: | 1:1,50 | |
Угол поля зрения | 28° | |
Размер кадра | 24×36 мм | |
Количество линз/групп: | 6/4 | |
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): | ||
Гелиос-40 | 32/16 линий/мм | |
Гелиос-40-2 | 36/17 линий/мм | |
Дисторсия | ≈ 0,1%, бочкообразная | |
Коэффициент светопропускания | 0,75 | |
Формула цветности | 10—0—4 | |
Тип просветления: | ||
старых выпусков | химическое, однослойное | |
выпуска 2012 года | многослойное | |
Ближний предел фокусировки: | ||
Гелиос-40 | 1,15 м | |
Гелиос-40-2 | 1,15 м или 0,8 м (в моем случае 0,8 м) | |
Пределы шкалы диафрагм | ||
Количество лепестков диафрагмы: | 10 | |
Соединения объектива с камерой: | ||
Гелиос-40 | M39×1 | |
Гелиос-40-2 | M42×1 | |
для ввинчивающихся насадок: | ||
Гелиос-40 | СпM66×0,75 | |
Гелиос-40-2 | M67×0,75 (на части объективов встречается M66×0,75) | |
для надевающихся насадок: | ||
Гелиос-40 | ∅68 мм | |
Гелиос-40-2 | ∅70 мм | |
Рабочие отрезки: | ||
Гелиос-40 | 45,2 мм | |
Гелиос-40-2 | 45,5 мм | |
Гелиос-40-2-C | 44 мм | |
Гелиос-40-2-N | 46,5 мм | |
Габаритные размеры (с 2012 года): | ||
Гелиос-40-2 | Ø 82×99 мм (без крышек) | |
Гелиос-40-2-C | Ø 82×91 мм (без крышек) | |
Гелиос-40-2-N | Ø 82×96 мм (без крышек) | |
Масса (с 2012 года): | ||
Гелиос-40-2 | 950 г (без крышек) | |
Гелиос-40-2-C | 820 г (без крышек) | |
Гелиос-40-2-N | 800 г (без крышек) | |
Год разработки | 1950 г. | |
Годы производства (КМЗ): |
||
Гелиос-40 | с 1956 г. | |
Гелиос-40-2 | с |
|
Гелиос-40-2-C | с мая 2013 г. | |
Гелиос-40-2-N | с мая 2013 г. |
Объектив был представлен:
- в заводской упаковке,
- в которой находился объектив, футляр с Руководством по эксплуатации и двумя крышками,
- также был представлен адаптер М42-EOS с чипом.
Наличие чипа на адаптере порадовало. Чип, который еще называют «одуванчиком» при съемке облегчит наводку на резкость.
Объектив Гелиос-40-2 85mm /1.5 c адаптером Canon/M42 + Canon 5D Mark II
Мне был представлен объектив Гелиос-40-2, с номером № 130901. Если учитывать, что первые две цифры в номере обычно обозначают год выпуска, то предоставленный Гелиос-40-2 был выпущен в 2013 году. Тестирование проводилось с камерой Canon 5D Mark II.
Конструктив (внешний)
Конструктивно объектив Гелиос-40-2 изготовлен из металла и стекла.
Кольцо установки диафрагмы (все устанавливается вручную) расположено на передней части объектива. Вращение происходит с фиксацией на каждой диафрагме. Кроме этого, объектив имеет дополнительное кольцо предварительной установки диафрагмы, установленное посередине объектива. Предварительная установка диафрагмы реализована очень удобно, так как ее кольцо имеет большой хват. Это один из немногих объективов, где реально удобно пользоваться кольцом предварительной установки диафрагмы. Ход кольца предварительной установки диафрагмы плавный.
Кольцо фокусировки имеет гайкообразную форму и плавный ход. В отличие от старых объективов, на Гелиос-40-2 отсутствует хомут гнезда штатива, который раньше имелся на объективе и зачастую мешал проведению наводки на резкость. В таком варианте исполнения помех для вращения кольца фокусировки не было. Главное изначально привыкнуть к расположению всех колец, чтобы не возникало излишней нервозности. Особенно это касается тех, кто привык работать с автофокусными камерами. Автомобилисты меня поймут: тот, кто привык ездить на автомате, не всегда сразу сможет пересесть на механику, а если еще и учился на автомате, то потребуется дополнительная учеба по освоению иного управления. Учитывая старый большой опыт работы с мануальными объективами, съемка с этим объективом у меня не вызвала осложнений.
Оптическая схема и внутренний конструктив
Объектив снабжен ирисовой диафрагмой. Диафрагма имеет 10 лепестков сложной формы, при закрытии принимает форму «циркулярной пилы». Количество лепестков больше среднего, но при ее закрытии образуется отверстие, похожее на циркулярную пилу. Это становится заметным в зоне нерезкости на закрытой диафрагме, когда светящиеся точки превращаются в «циркулярку», что не очень хорошо для портретной съемки. Однако, для портрета данный объектив имеет самую интересную (с художественной точки зрения) картинку на полностью открытой диафрагме F1.5.
Стекла большие и массивные, вследствие чего объектив достаточно тяжел и с легкими аппаратами может возникнуть весовой дисбаланс. Похожая ситуация происходила на Зенитах, из-за чего дополнительно вводился хомут с гнездом штатива. На Canon 5D Mark II проблем с весом у меня не возникло: корпус камеры достаточно тяжел.
Фокусировка и съемка
В целом, фокусировка при наличии чипа на адаптере (одуванчика) не вызывает сложностей. Фокусировочное кольцо следует вращать до появления на экране мигающего сигнала датчика фокусировки аппарата. Без чипа, возможно, были бы затруднения, особенно на полностью открытой диафрагме. Но это — дело привычки. Ведь во времена пленки не было ни автофокуса, ни чипов, а снимали резко.
Снимать, по крайней мере на Canon 5D Mark II, лучше в ручном режиме, установив ISO, выдержку и диафрагму вручную и отслеживая показания экспонометра в поле камеры (поправка +/- 2). Конечно, не следует забывать приводить кольцо предварительной установки диафрагмы в исходное состояние после наводки на резкость и установки параметров съемки. Я думаю, трудностей не будет, учитывая, что после каждой съемки результат сразу же виден на экране.
Лабораторные испытания
Лабораторные испытания доставшегося мне на тестирование объектива я не проводил. Вот что мне удалось найти в интернете. Это проведенные испытания Гелиоса
Согласно результатам данных испытаний, на полностью открытой диафрагме объектив резок только в центре. Начиная с диафрагмы 4, резкость по краям становится приемлемой, а на диафрагмах 5,6 и 8 почти выравнивается с центром. Вывод: использование полностью открытой диафрагмы оптимально при съемке портретов. Увлекающиеся художественной фотографией смогут найти множество интересных применений этому эффекту.
Картинка на выходе и примеры съемки
Когда объектив имеет какую-то особенность, с этой особенности и начинают испытания. В нашем случае это диафрагма 1,5. С этой диафрагмы я и начал снимать, и был приятно удивлен: этим объективом можно снимать на полной дыре, при этом резкость, особенно по центру, вполне достаточная даже для печати крупноформатных снимков. Мне даже показалось, что объективы новой серии, запущенные в 2012 году, стали резче по краям на полностью открытой диафрагме. С уменьшением диафрагмы резкость растет и после 5.6 «звенит». Даже в дальнем поле объектив дает весьма детализированное изображение. Резкость даже на полном кадре на краях кадра в поле очень хорошая.
Для чего бы я посоветовал этот объектив? В первую очередь, конечно, для портрета. Хорошим он будет и для съемок пейзажа — как природного, так и городского, особенно с учетом светосилы, ночью. Он хорош везде, где не надо спешить, где можно поэкспериментировать с глубиной резкости и где можно применить его особенность — малую глубину резкости.
Итак, практическая съемка:
Оригинал
Снимок сделан с диафрагмой 2.8
Резкость по всему полю кадра на очень высоком уровне, что не согласуется с данными лабораторных испытаний. Потому я и сказал: мне кажется, характеристики новой серии аппаратов улучшились. Можно полагать, что именно с этой матрицей данный объектив ведет себя достаточно хорошо.
Для проверки резкости по полю я провел съемку картины как на полностью открытой диафрагме, так и на диафрагме 2.8.
Снимок сделан с диафрагмой 1.5. На снимке заметно достаточно сильное виньетирование, поэтом при обработке RAW файла я применил профиль объектива Zeiss Planar T* 1.4/85 и получил выровненную картинку, по которой легче провести анализ резкости.
Снимок сделан с диафрагмой 1.5. Анализ снимка по поверхности от центра к краю показывает, что центральная часть достаточно резкая, затем резкость начинает падать, при этом создается ощущения появления кольца падения резкости, потому что к краю она снова начинает расти. В принципе, это согласуется с графиком MTF, который я нашел в интернете.
Снимок сделан с диафрагмой 2.8. Анализ снимка по поверхности от центра к краю показывает, что резкость значительно возросла и выровнялась по полю.
Снимок сделан с диафрагмой 3.2. Резкость по всему полю кадра на очень высоком уровне.
Снимок сделан с диафрагмой 2.0. Рисунок объектива создает атмосферу и кажется, что снимок снят не на цифру, а на пленку.
Снимок сделан с диафрагмой 1.5. Глубина резкости маленькая, фон полностью размыт.
Выводы
Объектив будет интересен всем, кто хочет увидеть мир с особой, художественной точки зрения, кто желает ощутить его специфические художественные возможности. Обрабатывая снимки, я ловил себя на мысли, что работаю со снимками, сделанными на пленочную камеру. Как мне кажется, объектив получит второе рождение и, возможно, превзойдет по результатам тот пленочный вариант. Все-таки сейчас мы имеем куда более развитую систему обработки RAW файлов и не привязаны к жесткой системе пленка — проявитель, когда при печати не всегда можно было справится с мягко мало контрастной и зачастую слабо резкой картинкой. Энтузиасты и те, кто снимал им раньше, этот объектив уже приняли. Теперь, после того, как возобновился его серийный выпуск, да еще под столь популярные камеры как Canon и Nikon, его возможности смогут опробовать и другие любители, которые только слышали об этом объективе из рассказов старых пленочников.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий