Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Мария Аксенова: «Запечатлеть то лучшее, что есть в человеке»

Мария Аксенова:
«Запечатлеть то лучшее, что есть в человеке»

#обзоры
Мария Аксенова:
«Запечатлеть то лучшее, что есть в человеке»
1 января 2015
Фото:Мария Аксенова

Семейный фотограф Мария Аксенова оценила достоинства техники Olympus. О результатах теста лучше всего говорят сделанные ею снимки.


По образованию я филолог-англовед, окончила РГГУ с красным дипломом, получила Кембриджский сертификат по английскому языку. После университета несколько лет успешно проработала в международной компании в сфере связей с общественностью. Ничто тогда не предвещало поворота в моей жизни к фотографии, тем более что я очень люблю корпоративную среду и общение с успешными, мотивированными деловыми людьми, а также до сих пор серьезно увлекаюсь темой корпоративной социальной ответственности.

Но семь лет назад я родила дочь, и замечательный фотограф Иван Черкас провел первую в моей жизни семейную фотосессию. Так я и открыла для себя семейную фотографию. А через пару лет после появления дочери у меня родился сын, и вот тут-то я и задумалась: как же у фотографов выходят такие интересные снимки детей? Стала пробовать сама — ничего фантастичного, конечно, не получалось. Потом начался путь обучения в фотошколах, самообразования, посещения мастер-классов любимых мною фотографов. Снимать я начала в 2012 году.

Одним из первых знаковых для меня кадров стал портрет моей дочери «Маленький гномик». Он вышел сказочным и мечтательным, был первый успех на выставке, и я поняла — получается! Были и знаковые съемки, которые вдохновили меня и показали, что я на верном пути. Вообще хочу от души сказать спасибо тем самым первым клиентам-друзьям, которые поддержали и доверились мне. Это так важно, когда находятся те, кто поможет в самом начале! Так что я помню каждую семью, это не просто слова, и я им очень и очень благодарна. Впрочем, по самоощущению, я все еще нахожусь в начале пути. Три года для освоения профессии — это совсем немного, так что я с теплым чувством и ощущением нового приключения готовлюсь к каждой новой съемке.

Меня восхищает творчество Елены Карнеевой и Елены Шумиловой. Обе они создают удивительную сказку детства, восхитительную по цвету, свету и эмоциям. Я думаю, мы можем гордиться такими российскими фотографами и, кстати, очень приятными людьми. Нравится мне творчество Геннадия Гранина и Галины Набатниковой: они создают такие стильные, элегантные, кинематографичные фотографии! Из зарубежных авторов есть несколько имен (Lisa Holloway, Egle Ruth), но сейчас они увлекают меня уже не так, как раньше. Вообще я сейчас пересматриваю свои ориентиры в фотографии и много работаю над тем, чтобы расширить свое ви́дение. Больше смотрю кино и снимков совсем не детской и не семейной тематики.

Хорошо, конечно, иметь талант, однако талантливых людей, так же, как и безумцев, единицы (и слава Богу!): далеко не все, как Моцарт, начинают в пять лет писать музыку. Поэтому я верю, что всему можно научиться, при условии, что у вас есть склонность и интерес к выбранной профессии. У гениев своя роль, у всех остальных, которые ничуть не хуже (привет Раскольникову! :), — своя. Я придерживаюсь той точки зрения, что талант — это на 99 % сила воли, упорство и труд.

Что касается конкуренции, то я не особо задумываюсь об этом. Да, семейных фотографов много, и их становится все больше. Думаю, у каждого человека, не связанного с этой профессиональной средой, найдется несколько знакомых фотографов. Но тут все просто, как бы банально это ни звучало: новые герои обязательно найдут вас, если выполнять два простых правила — от души и искренне стараться сделать кадры, которые займут достойное место в семейном фотоархиве, и присутствовать в Сети в удобном для вас и потенциальных клиентов формате. И тогда найдутся те, кому будут нужны ваши работы, кто захочет окунуться в эту кутерьму с подготовкой к съемке ради фотоальбома, который вся семья будет листать и сейчас, и через много-много лет!

В фотографии можно использовать разные приемы и разные предметы съемки, но гармония — вот к чему стремится любое визуальное искусство. Конкретно в своей области я стараюсь поймать то лучшее, что есть в человеке, — нежность и чувственность женщины, горящие любопытством глаза и смех ребенка. Все остальное должно работать на эту задумку и не отвлекать от героя: композиция вокруг — акцентировать на нем внимание; свет — красиво падать, куда задумано; цвет, над которым я много работаю, — гармонично усиливать общее восприятие картинки.

Своих героев я чаще всего снимаю в студии, хотя больше люблю фотосессии на улице, дома и особенно в загородных домах, где можно совместить и прогулку, и съемку в окружении любимых, родных вещей. К своим героям отношусь доброжелательно и с большим интересом. Цель портретной фотографии — показать лучшее в человеке, а значит, фотограф должен успеть увидеть это лучшее за 2–3 часа работы. В пределах возможного, конечно. Есть такая легенда о десяти коровах и дочери вождя, вот я и стараюсь увидеть в каждой героине ту Богиню, что стоит десяти коров. Это хороший жизненный принцип, который работает не только в фотографии.

Герои фотосессий хотят в результате получить кадры, с которых они будут смотреть на своих детей, деловых партнеров, друзей в соцсетях с определенным посылом — с интересом, любовью, мягкостью, энергией и внутренней силой... Сложность в том, что при съемке такой взгляд человек должен подарить мне, а уж я должна сделать все, чтобы оказаться достойной этого взгляда, постараться вызвать именно его. Без доверия и взаимного интереса это невозможно. Во время съемки мы становимся соратниками и на короткое время объединяемся ради мощного выплеска энергии и создания нужных нам изображений. Фотосессия — это мощнейший обмен энергией. Познакомиться, почувствовать, настроиться друг на друга — на это требуется время, именно поэтому я не очень люблю короткие часовые съемки.

Опыта работы с системными камерами до Olympus у меня не было. Я всегда снимала зеркальными фотоаппаратами Canon: сначала это был 60D, а потом моим надежным другом стал EOS 5D Mark III. Затем мне стало интересно попробовать что-то новое, проверить, действительно ли Olympus может составить конкуренцию зеркальным камерам. Безусловно, изумили его размеры и вес. Olympus с двумя объективами M.ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8 и M.ZUIKO DIGITAL ED 75mm 1:1.8 помещается в маленькую фотосумку, немногим больше моей косметички. Его вес — это просто наслаждение для девушки-фотографа! Когда твой стандартный набор оборудования для съемки мероприятий весит около 6 кг и спикера ты держишь «на прицеле» камеры с объективом общим весом в 3 кг, так что пальцы начинают дрожать мелкой дрожью, то первое, что ощущаешь, беря в руки такую малышку, — это приятное изумление!

Период для съемки мне достался не самый лучший — грязный и суетный декабрь, поэтому снимала я в основном в студиях, прежде всего с естественным светом, иногда с импульсным. Понравилась цветопередача Olympus — хорошая, естественная.

Инструкции у меня не было, но при этом я разобралась с управлением достаточно быстро. Камера эргономична, продумана, многое становится понятно интуитивно. Особенно отмечу кнопку блокировки на диске переключения режимов: нажав ее, уже не собьешь выбранный режим неловким движением.

Я снимаю преимущественно с открытой диафрагмой, поэтому красивый рисунок объективов можно оценить по получившимся фото. Оба объектива справились со съемкой портретов на отлично! У M.Zuiko Digital ED 45 mm очень удобное фокусное расстояние, поэтому большая часть представленных снимков была сделана именно им. И по красоте боке он не сильно уступает 75-миллиметровому.

В моей работе постобработка занимает важное место. Из камеры мы получаем RAW-полуфабрикат, который нужно еще вкусно приготовить! Больших отличий в этом плане я у Olympus не заметила.

Итак, что же мне понравилось в протестированной технике больше всего? Пожалуй, это очень быстрая система автофокуса, удобство в управлении и непревзойденная линейка из 65 объективов. По скорости серийной съемки Olympus OM-D E-M1 обходит даже любимый мною Canon Mark III — 9 кадров в секунду против 6. Его вес — 443 г, вдвое меньше моей камеры. И еще один важный момент, который становится все более актуальным, — цена: Olympus в два раза дешевле, чем Mark III. В целом это доступная, удобная и настраиваемая под нужды фотографа камера.

Об авторе
Мария Аксенова, член Ассоциации ДИСФО, участник нескольких национальных и международных выставок.
Топ-100 лучших фотографий премии «Фотограф года — 2013».
Шорт-лист премии «Лучший фотограф — 2014» в номинации «Детский и семейный портрет».
Сайт: aksionova.com.
Лучший совет: в развитии фотографа очень большую роль играют насмотренность хорошими работами и постоянный анализ того, что вам нравится или категорически не нравится в увиденном фото. Это осознанное рассматривание снимков и изучение того, что привлекает внимание зрителя или делает кадр невыразительным, очень поможет вам в собственном съемочном процессе.
Источник вдохновения: любящие люди, хохочущие дети, красивое кино.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий