Фото:Игорь Губарев
Текст:Игорь Губарев
Фотосъемка детей в движении — испытание для любой техники. О тестировании фотокамеры OLYMPUS OM-D E-M1 рассказывает детский фотограф Игорь Губарев.
Я детский фотограф, который снимает детей в игре, на занятиях, в движении, словом — на пике любых эмоций. Фотографирую топовыми зеркальными камерами. Но в погоне за мечтой ездить на съёмки налегке пробовал брать на фотосессии беззеркалки. В итоге и процесс, и результат не порадовал. Увы, автофокус не справлялся с этими вечно движущимися созданиями, тем более, когда их —
По этой причине до недавнего времени я был твердо уверен, что беззеркальные фотокамеры для игровой фотосъёмки детей и фоторепортажа не приспособлены, и не советовал их начинающим детским фотографам. Но недавно и, конечно же, чисто случайно в мои руки попала беззеркальная фотокамера OLYMPUS OM-D EM-1. И мне сразу захотелось её серьёзно протестировать. Большое спасибо редакции журнала «Russian Photo» за предоставленный на тест OLYMPUS OM-D EM-1 с объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO!
Не буду описывать всех достоинств этого фотоаппарата (в интернете масса общих обзоров). В первую очередь я хочу рассказать о работе автофокуса, поскольку для меня этот параметр наиболее критичен.
Начну с функции «Фотосъёмка одним касанием». Выбрав эту опцию, вы просто нажимаете пальцем в то место кадра на сенсорном дисплее, куда хотите сфокусироваться, и камера мгновенно делает снимок. Испытываете терпение фотоаппарата: тыкаете пальцем в небо на заднем плане и — тучки в резкости, ребенок в размытии, затем — снова на лицо ребенка, и у вас еще один замечательный портрет. Фотографов, которые фокусируются по центральной точке, блокируют фокус, перекомпоновывают кадр и делают снимок (и так несколько тысяч раз за съёмку) ждет полный разрыв шаблона!
В условиях игровой фотосъёмки в детском саду я всячески усложнял жизнь системе фокусировки, вводя в кадр элементы на переднем плане и использовал фигуру из конструктора как рамку в кадре сквозь которую фотографировал ребенка. Но фотокамера не поддавалась на соблазн перефокусироваться на ближайший объект. У фотоаппарата есть режим распознавания лиц, а у новых моделей системы OM-D Mark II — и распознавание зрачка. Вы можете выбрать один из нескольких режимов, например «Фокусировка на зрачке ближайшего к камере глаза». А можете пальцем двигать точку фокусировки по кадру, а снимать нажатием на кнопку.
Поворотный дисплей облегчает выбор нестандартных ракурсов. Не надо ложиться на пол для съёмки сюжета с нижней точки. Просто откидываете поворотный дисплей и кладете фотокамеру на пол или стол, если ребенок рисует, например. То же самое — при выборе верхней точки съёмки.
Конечно же, порадовала пяти-осевая система стабилизации. Забегу вперед и скажу, что сразу после тестирования камеры мы купили OLYMPUS OM-D E-M5 Mark II с объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO, и уже пробовали снимать им видео. Стабилизируется на фотоаппарате матрица, а значит, не придется платить за стабилизатор при покупке очередного объектива. На стендикаме тоже можно сэкономить при видеосъёмки с рук. Кстати, автофокус жжет и в режиме видеосъёмки. Можно, не останавливая записи, нажатием пальца по тачскрину выбрать нового героя видеоролика, и фотокамера плавно перефокусируется. Это реально работает!
«А что с шумами?» — спросите вы. А вот этот параметр для меня не очень критичный. Чаще всего мне приходится сознательно занижать ISO и использовать дополнительные рисующие и фоновые источники света, чтобы минимизировать влияние на кадр паразитных оттенков при работе в условиях детского сада и особенно школы, где выключить верхний свет вам просто не разрешат в 90% случаев. Используя дополнительную подсветку я редко задираю ISO выше 1600, а OLYMPUS это вполне по плечу.
Несмотря на матрицу, которая в 4 раза меньше, чем у полноформатных фотокамер, OLYMPUS прекрасно справляется с размытием заднего плана. Весь секрет — в маленьком расстоянии между матрицей и объективом камеры. Сделал сравнение по размытию заднего плана с моим Nikon D4S: картинки не требуют комментариев.
Кроме самого процесса съёмки порадовал просмотр фото в конверторе. JPG не понравился (видимо, надо подкорректировать настройки в камере), а вот RAW-файлы даже поразили. Адекватный баланс белого, пластичность изображения, контраст, резкость, — всё это уже есть в сыром файле с настройками по нулям! Даже непонятно, что улучшать. Файл очень отзывчив к обработке, ползунки в конверторе надо дёргать осторожно.
Что не понравилось, а может быть просто надо привыкнуть — это кропфактор = 2. При привычке снимать на полную матрицу, перестраиваться тяжеловато. Экран у единички поворачивался только вверх вниз, а вот у версии Mark II — хоть куда, хоть селфи делай, причем, при повороте экрана вперед изображение зеркалится.
В общем, море положительных эмоций и желание бежать в фотомагазин, что мы и сделали не дожидаясь выхода второй версии единички. Специалисты в службе поддержки OLYMPUS сказали, что основное преимущество единички — это адекватная работа с парком старой оптики OLYMPUS. Если начинать с нуля, то тогда и пятерка ничем не хуже. Хотя, всё-таки эргономика единички лучше. Рукоятка очень ухватистая и удобная. Так что ждем еще и выхода OLYMPUS OM-D E-M1 Mark II, который уже не за горами!
Об авторе
Игорь Губарев, детский фотограф
Сайт: http://www.fotodeti.ru/
P.S. Процесс тестирования снимался на видео.
Бекстейдж теста:
Видеоролик о съемке в условиях недостаточной освещенности
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий