Фото:Вадим Опалин
Вадим Опалин родился в 1937 году в Москве. Выпускник географического факультета МГУ, он около шести лет проработал на кафедре гляциологии и географии полярных стран, принимая участие в ежегодных экспедициях на Север. Именно там и берет свое начало его увлечение фотографией.
В 1968 году Вадим Опалин устроился на работу в журнал «Турист», в котором с радостью трудился до 1995 года. По воспоминаниям фотографа, это «дало ему возможность посещать, видеть и снимать самые разнообразные уголки гигантской страны».
С 1998 по 2005 год он работал корреспондентом еженедельника «Аргументы и факты».
Надо сказать, что Вадим Опалин — не только первоклассный фотограф, но еще и талантливый журналист. Его книга «Свидания с Мещерой», в которой он выступил как автор текстов и фотографий, разошлась тиражом в 50 000 экземпляров.
В последние годы фотограф занимается преимущественно съемкой пейзажей различных уголков России. Его работы используются в печати календарей и книг.
— Я убежденный приверженец реальной, чистой и правдивой, то есть настоящей фотографии, — рассказывает Вадим Опалин на своем сайте. — 90 % кадров во всех моих коллекциях сняты репортажно, безо всякой постановки, то есть никаких ряженых, никаких «декораций» и никакой фальши.
В его работах чувствуется особое внимание к этической стороне вопроса.
— Если на съемку у меня были всего лишь минуты, тогда я снимал незаметно, телеобъективом, иначе люди смотрели откровенно глаза в глаза, — говорит он. — Я называю это «доверчивым портретом». Если же у меня было несколько дней, я просто внимательно смотрел на событие, стараясь честно отобразить его. И ходил хвостиком за людьми, которые были мне интересны, не мешая их жизни и работе.
Именно так и были сняты его замечательные работы о простых сельских жителях. Пока фотограф жил и снимал в Рязанской области, происходили и забавные случаи. Вот, например, один из них, о серии «Сельская школа».
— Целую неделю я снимал в трех школах на Рязанщине. Разумеется, ребята сначала строили мне рожицы, ставили рожки над головой приятеля и т. п. Тогда я применил известный репортерский прием: в одной из камер, висевших у меня на груди, пленки не было вообще. Я делал умное лицо и, усиленно приседая и перемещаясь, энергично щелкал пустым фотоаппаратом. А когда через полдня надоел детям и они перестали меня даже замечать, начал работать всерьез.
Снимки Вадима Опалина чисты, если можно так выразиться, и с эмоциональной точки зрения. Они гуманистичны, как лучшие работы мировых классиков фотографии.
— Ни на одной моей фотографии, кажется, нет зла, — говорит автор. — Его и так, к сожалению, в нашем мире — разливанное море. Только добрые снимки я делал, и только добру в меру своих сил я служу всю жизнь, уж простите великодушно за некоторый пафос.
Нам остается только присоединиться к мудрости Вадима Опалина и посоветовать современникам не забывать о гуманизме таких признанных мастеров, как он.
Сайт Вадима Опалина: www.opalin.ru
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий