Фото:Марк Штейнбок
Есть фотографы известные, есть популярные и востребованные. А есть фотографы легендарные. Про них пишут книги и снимают документальные фильмы, их выставки становятся событием. Таков и Марк Штейнбок, знаменитый фотограф «Огонька», мастер-класс которого состоялся 8 мая в Центре фотографии имени братьев Люмьер.
Он рассказал о своем творчестве и о работе фотокорреспондентом. Рассказал Марк и об истории самых известных своих фотографий.
Марк Штейнбок родился в 1944 году, как раз 8 мая. Сперва у него и в мыслях не было становиться фотографом, он пошел по более-менее типичному пути молодого человека в Советском Союзе — техническое образование, работа научным сотрудником в НИИ, кандидатская диссертация. Но в 1984 году он окончил Институт журналистского мастерства при Союзе журналистов и стал фотокорреспондентом журнала «Сельская Новь». Спустя три года Марка Штейнбока приглашают в «Огонек», а с 2002 года он — штатный фотокорреспондент журнала «7 дней».
«Обнаженная в метро»
«Обнаженная в метро». Фото Марка Штейнбока
Фотография 1991 года. Обнаженная девушка, стоящая на платформе станции «Площадь Революции». Эта фотография появилась не где-нибудь, а в «Огоньке», который в те годы был одним из самых тиражных изданий. Целью фотосессии было поймать реакцию пассажиров, но... «Я ожидал от людей совершенно другой реакции. Я думал, они будут останавливаться, глазеть, я сам именно так бы и поступил, а они ускоряли шаг. Для снимка это оказалось даже лучше».
«Портрет Джохара Дудаева»
«Портрет Джохара Дудаева». Фото Марка Штейнбока
Сейчас трудно представить себе появление в журнале такого портрета, но на дворе был 1991 год, и Дудаев еще только стал президентом Чечни. Конкретно же этот портрет родился почти случайно: «Снимок был сделан осенью 1991 года вскоре после того, как Джохар Дудаев стал президентом Чеченской республики. Встретиться с Дудаевым оказалось достаточно просто. Меня проводили в его кабинет и представили, он оторвался от общения со старейшинами, повернул голову в мою сторону и переспросил: „„Огонек“? Да, знаю, это хороший журнал“, — и продолжил совещание».
«Портрет Иосифа Бродского»
«Портрет Иосифа Бродского». Фото Марка Штейнбока
Портрет был сделан в 1995 году, незадолго до смерти поэта. Как вспоминает Марк, ему было очень комфортно работать с Бродским: «Я пытаюсь объяснить, где лучше встать, Бродский мягко замечает, что он сын фотографа и сам фотограф. Он закуривает, я снимаю его на фоне поленницы дров. У нас с ним полный творческий контакт».
«Портрет Вахтанга Кикабидзе»
«Портрет Вахтанга Кикабидзе». Фото Марка Штейнбока
В конце 1991 года в Тбилиси начинаются уличные бои против президента Звиада Гамсахурдия. Центр города довольно сильно пострадал: «Я захожу в один из уцелевших домов на проспекте — в студию Вахтанга Кикабидзе — и прошу его прокомментировать то, что происходит в Тбилиси. Мы выходим на улицу. „Слушай, — говорит он, — посмотри, во что они превратили центр города, не знаю, кто прав, кто виноват, не правильно все это, дураки они, не понимаю кому и зачем все это надо“».
«Зураб Церетели и „Ника“»
«Зураб Церетели и „Ника“». Фото Марка Штейнбока
Фотография сделана в 1995 году, во время подготовки мемориального комплекса на Поклонной горе, к созданию которого имел непосредственное отношения Зураб Церетели: «Зураб Константинович был рад моему предложению сделать исторический снимок. И сам выбрал композицию на фоне Ники, за что я ему признателен. Действительно, теперь на высоте Нику рассмотреть трудно, а на снимке она крупным планом, рядом со скульптором».
«Очередь за водкой»
«Очередь за водкой». Фото Марка Штейнбока
Известный сюжет тех лет: 1989 год, перебои со всем, в том числе и с водкой, что в России всегда чревато социальными последствиями. Люди готовы штурмовать — пока магазин, а там как получится. А еще на фотографии хорошо видна жизнь рабочих поселков, которая крутится именно вокруг винно-водочного магазина.
«Публика на выступлении Алана Чумака»
«Публика на выступлении Алана Чумака». Фото Марка Штейнбока
В те годы страну охватило почти безумие: миллионы людей приникали к экранам телевизоров, в надежде, что сидящий в студии «целитель» избавит их от болезней и «зарядит» воду. Особенно удачливые попадали и на живые выступления того же Чумака: «Фотографировать было очень легко. Пришел, встал около сцены. Лица были очень выразительные. Меня поразили пожилые женщины с полными сумками банок, наполненных водопроводной водой. Чумак, по их мнению, превращал эту воду в целебную, излечивающую от всех болезней».
Источник фотографий — сайт Марка Штейнбока: http://markshteinbok.ru/
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий