Фото:Мария Воробьева
Текст:Дмитрий Иванов
И в живописи, и в фотографии один из самых сложных жанров — натюрморт. Автору здесь приходится иметь дело с замкнутым пространством, относительно скудным набором выразительных средств, отсутствием явной динамики в сюжете. В жанре натюрморта нечасто встречаются находки, еще реже — открытия. Тем ценней каждая удача. Одна из них — натюрморты фотографа Марии Воробьевой, которой удалось найти новый подход к этому классическому жанру.
В ее работах вы не увидите привычных спелых фруктов, изящных ваз с букетами цветов, старинных украшений. Мария Воробьева снимает нечто, что обычно хранит человеческая память, а не фотопленка или цифровой носитель. Это образы той жизни, что когда-то была, а затем растворилась во времени, оставив после себя лишь призрачные тени. Чтобы поподробнее узнать о необычной технике теневого натюрморта, мы встретились с Марией Воробьевой в ее мастерской.
- Мария, как вы пришли к столь нетривиальному взгляду на натюрморт?
- Этот проект «Квартира №...» я делала для Фотошколы ВГИК. Я тогда собиралась снять серию натюрмортов о заброшенном, покинутом жилище. Как раз в то время в моей квартире шел ремонт — со стен содрали обои, под ними обнажился ноздреватый бетон с кусками старых газетных страниц. И я решила снимать у себя. Долго колдовала над разными вещами, и вдруг поняла, что мне гораздо интереснее рассматривать не реальные предметы, а их тени на повидавших многое стенах. Я стала экспериментировать с зеркалами и стеклами — это благодаря их переотраженному свету тени стали столь объемными, превратились в параллельную реальность и окончательно разминулись с той действительностью, к которой мы привыкли.
- А вам важно было уйти от действительности?
- Думаю, что это вообще важно для любого человека, который пытается заниматься творчеством. Я имею ввиду необходимость освободить свое сознание от каких-то привычных образов, дать себе шанс увидеть мир иначе. Помните замечательную фразу из фильма «Матрица» — «ложки нет»? Этот эпизод прекрасно иллюстрирует мысль о том, что наши возможности ограничены только свободой нашего сознания. Я очень обрадовалась, услышав однажды нечто подобное от Георгия Пинхасова. Не берусь цитировать мэтра, но его соображения заключались в том, что лучше всего снимать, отключив логику, перестав анализировать и просчитывать. Это, конечно, не значит, что я полностью оторвана от действительности. Ведь теневые натюрморты — лишь один проект. Я занимаюсь и предметной съемкой, и стрит-фото, и коммерческой фотографией — с удовольствием снимала под заказ блюда из меню ресторана «Честная кухня», коллекцию одежды, созданную дизайнером Леной Уваровой.
— Я видел другие ваши арт-фотографии. Они, конечно, все разные. Но объединяет их одно — мне кажется, вы стремитесь передать ту мимолетную подвижность мира, которая в свое время заворожила импрессионистов.
— Такое сравнение ко многому обязывает. Я действительно люблю импрессионистов и для меня очень важен свет. Я лишь недавно начала его понимать — то, как он выявляет форму, фактуру, постоянно меняет привычные предметы и пространства. Но познание света — долгий путь, на котором, я надеюсь, меня ждет немало открытий.
Об авторе
Фамилия, имя: Мария Воробьева
Образование: Факультет журналистики МГУ, Фотошкола ВГИК (ныне Фотошкола «Фотограф»)
Техника: Nikon d700, Nikkor
Сайт: mariavorobieva.com (открытие в сентябре 2014 г.), https://www.flickr.com/photos/ma_vor/
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий