Фото:Мартин Парр
Текст:Анна Каунис
Однажды очень умный и дотошный британец взял надменную культуру и вывернул её наизнанку. Это был Мартин Парр (Martin Parr, Англия), родившийся в 1952 году в Эпсоме.
Интерес к фотографии он унаследовал от своего деда — Джорджа Парра. С 1970 по 1973 гг. Мартин учился фотографии в Манчестерском университете.
Работы Мартина Парра напоминают скриншоты из компьютерной игры. Отличная проработка, интересные фактуры и совершенно другая реальность. Впрочем, реальность та же, но запечатлена глазом, для которого весь — мир цирк или аттракцион. Здесь женщина средних лет держит во рту стодолларовую купюру, а банки с ветчиной утопают в цветах.
Известность пришла к Парру в 1986 году после публикации книги «The Last Resort». В ней фотограф рассказал о жизни обычных людей в прибрежном городке Нью-Брайтон возле Ливерпуля. Говорят, что Анри Картье-Брессон не оценил выставку, он увидел в работах Мартина злобу и презрение.
Многие работы британского фотографа основаны на «снижении» культурного символа — этот приём очень любили использовать сюрреалисты. Так, Мартин снимает провокациооные работы на светских вечерах, показывая собравшихся не так как бы они того желали. Парр не станет фотографировать сливки, его интересует то, что представляет собой мир без них. И тогда британец посмеётся над бездумным тиражированием, снимая людей, «держащих» на руке Пизанскую башню или фотографирующихся около лам.
«Я настоящий британец. Мне кажется, это видно в моих снимках. Мои фотографии — это ведь зачастую исследование собственного лицемерия. Я показываю нечто английское и смеюсь над этим — но во мне этого тоже полно. Я снимаю туристов и издеваюсь над их буржуазностью — но я и сам вполне себе буржуазный турист. Другой вопрос, что британцы — люди в целом справедливые и самоироничные. Мы умеем смеяться над собой. Наверное, поэтому на меня редко кто обижается», — рассказывает мастер.
Реальность, открытую британцем, стали показывать и в кино. Вспомнить хотя бы последний фильм Паоло Соррентино «Молодость», где высокопоставленные гости отдыхают на фешенебельном курорте. Режиссёр показывает уже немолодые тела, делает это с иронией и гротеском. Люди с пляжа Мартина Парра и люди в высокогорном отеле Паоло Соррентино, кажется, одни и те же.
Зыбкость, призрачность нашего существования особенно чувствуется на фотографии Парра, где люди отдыхают в закрытом аквапарк — здесь искусственное море и стены с нарисованными пальмами. Настоящее шоу Трумана. Везде симулякры — покрашенная трава и атрибуты богатства, секса и успеха. А дирижирует всем Мартин Парр.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий