В мир фотографии приходят люди из абсолютно разных сфер — инженеры, архитекторы, PR-щики, музыканты... И то, что они привносят в свое фототворчество, поражает, ведь у каждого из них свое видение той самой «настоящей и истинной» фотографии. Сегодня же мы вспомним о живописцах в прошлом, перенесших в свои работы необычный взгляд на вещи. Мы поговорили с молодым талантливым фотографом из Москвы Дарьей Берг и узнали, есть ли иерархия видов искусства, как объединить фотографию, моду и живопись, а также чем вреден для искусства «Фотошоп».
— Дарья, расскажите немного о себе нашим читателям, пожалуйста.
— Для начала представлюсь: меня зовут Дарья Берг, я fashion-фотограф. Моя жизнь всегда была связана с искусством. Наверное, на это повлияла мама (она дизайнер одежды). Когда мне было 4 года, она отвела меня изучать живопись: тогда я написала свои первые натюрморты с натуры и стала участвовать в конкурсах. Но я всегда грезила модой. Пока я не погрузилась в фотографию, была уверена, что буду заниматься дизайном одежды. Первое время я металась: фотография или мода, мода или фотография, и не могла определиться. Со временем мои съемки стали сложнее и продуманнее, я начала их стилизовать, а после создавать одежду для своих проектов. Так и вышло, что я объединила то, что всегда было для меня важно: фотографию, живопись и моду.
— Как-то вы рассказывали, что фотографией решили заняться после того, как школьный фотограф сделал не самые лучшие снимки выпускного класса. Вашими первыми работами были портреты одноклассников. С того момента вы полюбили жанр портретной фотографии?
— Как художнику мне всегда нравилось работать с лицами. Я бродила по Питеру с блокнотом в поисках интересных типажей и делала наброски, но до выпускного на фотоаппарат я только «щелкала» друзей. Неудачные портреты из школьного альбома сыграли ключевую роль в моем становлении как фотографа. Кто знает, когда бы я изменила свои взгляды на фотографию. Моими первыми моделями стали одноклассники, а студией — мастерская живописи.
— Вы занимаетесь fashion- и art-фотографией. Почему именно эти жанры?
— Как я уже говорила, первое время я металась между фотографией и модой, и позже открыла для себя fashion-фотографию. Я стала заниматься тем, что мне действительно близко: создавать костюмы и украшения и включать их в свои визуальные истории. Я смакую процесс подготовки проекта, и могу потратить не один месяц на создание одежды, аксессуаров и декораций.
Мне скучно снимать свадьбы и утренники (однажды был и такой опыт), гораздо интереснее работать над чем-то своим.
— Вас вдохновляет живопись, верно? А как считаете, может ли живописца вдохновлять фотография? Или все-таки светопись в иерархии искусств стоит на ступень ниже?
— Очень не люблю, когда обесценивают один вид искусства посредством сравнения с другим. Часто слышу высказывания, что нарисовать — гораздо сложнее, чем сфотографировать. Поскольку я пришла в фотографию из живописи, не устаю повторять, что это не так. Согласитесь, ведь рисовать и фотографировать можно на совершенно разных уровнях: я рассматриваю фотографию с точки зрения высокого искусства, а не кнопконажимательства. Порой на один проект уходят месяцы кропотливой подготовки, начиная с создания фонов и декораций (не рисую в «Фотошопе») и заканчивая украшениями и аксессуарами. Неизвестно, что выбрал бы Рембрандт, появись фотография несколькими веками ранее.
— Есть ли фотографы, чье искусство вам близко или просто привлекает?
— Мало, но, безусловно, есть. Я ужасно привередлива и самокритична — разношу в пух и прах свои и чужие фотографии, но есть авторы, которые западают в душу. Я бесконечно люблю фотографию XIX века. Фотографии Джулии Маргарет Камерон вдохновляли меня, когда я еще была погружена в живопись. Из более современных мастеров меня цепляют Тим Уолкер, Питер Линдберг, Паоло Роверси, Сёльве Суннсбё, Сара Мун и Стивен Майзел. У каждого — неповторимое видение и удивительный мир.
— Как бы вы описали свой стиль фотосъемки?
— Этот вопрос ставит меня в тупик: я просто снимаю, так, как чувствую. Почти сразу пришла к цветовой гамме, предпочтениям в свете, концепции. Я не могу назвать свои фотографии жизнерадостными (в привычном понимании слова). Мне близка монохромная, «припыленная» палитра, выразительные образы «не от мира сего».
— А какой фототехникой пользуетесь?
— Я снимаю на все, что под руку попадется. Когда начинала, была подвержена стереотипу, что техника «решает». Да, качество имеет значение, но фотоаппарат не фотографирует сам собой. В повседневной жизни не брезгую телефоном (он всегда под рукой), иногда беру на прогулки Polaroid. На важных проектах снимаю и зеркальным Canon, и среднеформатной Mamiya.
— Дарья, какие у вас планы на 2020 год?
— К сожалению, в сложившейся ситуации не могу ничего загадывать. Планы были грандиозными, наполеоновскими, но Covid-19 вмешался в ход событий. Пока стараюсь саморазвиваться и творить дома: продолжаю дистанционно учиться, снимаю автопортреты и готовлю почву для грядущих проектов.
— Несколько вопросов от наших подписчиков. Расскажите о постобработке своих снимков. Или вы создаете все эти эффекты во время съемки?
— Чем больше я снимаю, тем дальше отхожу от «Фотошопа». Мне гораздо приятнее потратить лишнее время на подготовку и на выходе получить результат, которым буду довольна. Все спецэффекты на моих фотографиях — не «Фотошоп», а результат тщательной подготовки.
— Что вы испытываете во время создания фотокартины?
— Когда я снимаю, окружающий мир за рамками моей истории перестает существовать. Мне безразлично, лежу ли я в луже или грязи, заливает ли меня дождь или жрут комары. Если я вдохновлена и вижу результат, к которому готовилась, — только это имеет значение. В такие моменты я поистине счастлива. Постоянно восклицаю: «Да! Замри! Это оно!»
Эйфория исчезает, когда после съемки я просматриваю фотографии: я никогда не бываю довольна собой до конца, но оно и к лучшему. Как говорил Микеланджело, «благодарение Богу за то, что я всегда желаю большего, чем могу достичь».
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий