Фото:Борис Емельянов
Фотограф из Чебоксар Борис Емельянов рассказывает о создании своих натюрмортов и делится мнением о развитии этого жанра фотографии в России и за рубежом.
— Борис, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о себе: кто вы по профессии и как открыли для себя мир фотографии?
— Здравствуйте! Я учился на экономиста, но после окончания университета, проработав полгода на одном из предприятий в городе Чебоксары, все бросил и полностью переключился на фотографию. Случилось это, когда я познакомился с фотографами, вследствие плотного общения с ними. Тогда я понял, что это мне на данный момент более интересно.
Время бежит... (2000) | 4 ключа (2003) |
— Сколько вы уже снимаете?
— 15 лет.
— С чем сейчас связана ваша основная деятельность? Фотография для вас сейчас хобби или работа?
— Фотография для меня — это и хобби, и работа. Но связанное с заработком я не считаю фотографией в чистом виде, так как приходится делать то, что нужно заказчику, и здесь мало что идет от себя. И еще, наверное, я не считаю свою работу фотографией, потому что как только заказ выполнен, я сразу же забываю о нем. А творческая фотография — это просто отдушина, тут я могу делать все что угодно.
— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
— Я никогда не учился этому. Все происходило постепенно, благодаря общению с другими фотографами, которые и пробудили во мне этот интерес; а впоследствии я черпал информацию в альбомах, на выставках и, конечно же, в Интернете. Мне кажется, очень важно много видеть и следить за новыми веяниями в фотографии. Совсем не обязательно следовать им, но быть в курсе всего происходящего в этой области очень важно.
— Какой из жанров наиболее вам интересен?
— В разное время я перехожу от одного направления к другому, жестких рамок у меня нет: портрет, натюрморт, архитектура и прочее. Но, наверное, больше всего у меня натюрмортов.
— Как вы пришли к жанру натюрморта?
— Натюрморт можно составить из подручных вещей. Он все стерпит, в отличие от человека, и если даже что-то не сходится, его всегда можно оставить, чтобы потом опять к нему вернуться. И я помню, что, когда я только взял в руки фотоаппарат, это было что-то ближе к натюрморту с оттенком минимализма.
— С какими внутренними эмоциями и переживаниями связана съемка натюрморта лично для вас? Ведь вы вкладываете в этот жанр гораздо более широкое понимание, чем просто красивая картинка.
— Несмотря на простой процесс создания натюрморта, для меня это действие может быть очень долгим; это неспешное размышление и построение гармоничного завершенного образа, где будет присутствовать некая тайна. Часто я использую длительную выдержку, и когда идет экспозиция, мне кажется, что время останавливается и свет, словно белые хлопья снега, медленно падает на поверхность пленки.
— Как вы думаете, что самое сложное в этом жанре?
— В этом направлении нет ничего сложного, у каждого фотографа есть свои приемы, но мне кажется, очень важно, чтобы автор попытался хотя бы немного покопаться в себе и передать свои чувства, например, через натюрморт. То есть должна быть некая осознанность создания фотографии.
— Фототехнику каких производителей вы используете? Вы снимаете на пленку? Почему?
— У меня есть небольшая коллекция пленочных фотоаппаратов, которые были подарены или куплены мною за чисто символическую сумму; особо я за ними не гонялся, но сейчас у меня примерно 15 экземпляров, в основном советских. Все они абсолютно исправны, и я время от времени с удовольствием ими снимаю. Есть, конечно, и цифровая техника, но по большому счету мне неважно, чем снимать; важен конечный результат, а не орудие создания работы.
Два стеклянных пузырька в железной коробке с дырочками (2008) | В шкафу (2002) |
— Что значат для вас признание и слава? Вы — член Союза фотохудожников России; у нас в стране состоялось, насколько мы знаем, несколько ваших выставок. Что из всего этого для вас наиболее ценно?
— Наверное, каждому творческому человеку, если он себя считает таковым, очень важно показать свои работы большому кругу зрителей. Возможно, зрелому фотографу все равно, какие будут отзывы, ведь это своего рода итог работы за какой-то период времени. Что касается славы и признания, то тут мне хотелось бы, чтобы мои работы узнавали, а я оставался за кадром, но такого на практике не бывает. В Союзе фотографов России я также не состою. Наверное, мне захочется вступить в эту организацию ближе к пенсионному возрасту, когда будет время осознать и пересмотреть все, что я нафотографировал за свою жизнь.
— Как вы оцениваете современное состояние жанра натюрморта в российской и мировой фотографии? Какой вы видите свою аудиторию?
— Мне очень нравится современное западное развитие фотографии, оно мне кажется свободным и немного сумасшедшим; там можно делать что угодно, но обязательно со смыслом. Главный критерий там — «удиви меня». Российская фотография отстает и будет отставать, так как мы в первую очередь ориентируемся на Запад, у нас идет постоянное и точное копирование, вместо того чтобы отойти от устоявшихся рамок и найти собственных «сумасшедших» фотографов. Сейчас я не отношу себя к таковым, у меня в основном черно-белое классическое фото, но возможно, в скором времени и я выверну на другой путь познания фотографии, ведь в творчестве нет никаких ограничений, рамки только в голове у человека.
— Расскажите, пожалуйста, как появляются идеи? Каковы ваши источники вдохновения?
— Идеи приходят вместе с вещами, они могут долго лежать и пылиться, но рано или поздно их час наступает. Нередко я делаю небольшие эскизы. Если взять натюрморт, то идеальная для меня обстановка — это время после полуночи, хорошая музыка — в основном джаз, блюз, электронно-инструментальная и этническая — и чтобы дома никого не было. Но таких условий в последнее время практически не бывает.
— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу в первую очередь?
— Очень сложно до конца определить по фотографии характер самого автора, это может быть полная противоположность тому, что зритель увидит в работе. Наверное, понятие «должен» вообще никак не вяжется с творческим человеком. Если он занимается художественной фотографией, то изначально делает это по состоянию души, а если ему это дело не нравится, то зачем себя заставлять. Все мы разные, и у каждого свои заморочки в голове. Этим и привлекательна фотография в данном случае — можно спокойно обмениваться своими тараканами посредством визуальных образов.
— Есть ли мастера фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?
— Из классиков мне всегда нравились работы Генри Уэстона, Йозефа Судека и Бориса Смелова. Из современных фотографов запомнились работы Бориса Беккера, Стратиса Вогиатзиса и Кристиана Рихтера.
— Какой цели в фотографии вы хотели бы достичь?
— Хотелось бы выпустить свой альбом, но пока об этом можно только мечтать.
— Вы читаете наш журнал?
— Время от времени пересматриваю.
— Большое спасибо за то, что нашли время ответить на наши вопросы! Удачи вам и новых прекрасных работ!
Анкета. Об авторе
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий