Фото:Алексей Крылов
Молодой фотограф Алексей Крылов снимает на Canon и Samyang, но уверен, что вовсе не техника делает фотографию удачной. «Чтобы хорошо сфотографировать, нужно хорошо прочувствовать», — говорит он. Он с радостью делится с аудиторией своими навыками и полезными советами. О своем творчестве Алексей рассказал нам в интервью.
- Алексей, добрый день! Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?
- Сейчас это сложно представить, но 30 лет назад фотографировали не все. Камеры были чем-то специальным, с проявкой мы с отцом возились, запершись в ванной при свете красного фонаря. И ценность каждого кадра была неизмеримо выше, чем в наши дни, когда каждый человек с мобильным телефоном — латентный фотограф. С той поры помню это странное чувство, когда окружающий мир концентрируется в маленьком белом прямоугольнике, постепенно темнея и обрастая деталями.
- Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
- И так и так, но больше всё-таки сам. Вообще я глубоко убеждён, что нас не могут научить — мы можем только научиться сами, если этого хотим — на курсах ли, с помощью ли книг. Поэтому я составил себе учебный план и в меру сил его придерживаюсь. И то, что ещё предстоит освоить, куда больше, чем то, что я уже умею.
- Какой жанр фотографии вам наиболее интересен и почему?
- Не хочу загонять себя в прокрустово ложе какого-то одного жанра. Кто-то считает, что это фокусирует, а по мне так обедняет. Если говорить о том, что сейчас больше нравится, то пусть будут пейзажи. Ещё я люблю натюрморты в технике «световая кисть», под настроение — стрит-фото.
- Как появляются идеи фотографий? В чём вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
- Да просто нужно открыть глаза. Ведь весь мир стучится в двери — «сними меня!» Мне нравится смотреть, но ещё больше я люблю быть соучастником, созидателем.
Меня часто спрашивают — не мешает ли наслаждаться красотой фотоаппарат в путешествиях? В ответ я задаю вопрос: мешает ли музыканту его подготовка наслаждаться хорошей музыкой? Мешает ли литературное образование читать хорошие книги? Художественное — любить живопись? Очевидно, нет. Наоборот, помогает. Художник увидит больше тонкостей и аллюзий в картине, чем неподготовленный человек.
По-настоящему хороший кадр идёт изнутри, из ощущения. Сначала какая-то внешняя зацепка рождает чувство, оно создаёт внутренний образ, а потом уже руки сами поднимают камеру и нажимают на кнопку, чтобы отразить его на кремниевой матрице. То есть, чтобы хорошо сфотографировать, нужно хорошо прочувствовать. Часто даже сильнее, чем когда просто путешествуешь.
- Какое оборудование вы используете?
- Моё отношение к аппаратуре лучше всего выражает анекдот: «Встречаются два фотографа. Один: — Я теперь стоматолог. — Почему? — Бормашинку купил». Разумеется, техника имеет значение. Но с оговоркой — хорошая техника имеет значение в руках хорошего техника. Сам по себе замечательный фотоаппарат не сделает из посредственного фотографа хорошего, но профессионал с помощью качественных линз и камеры способен сделать больше, чем со слабой аппаратурой.
Я использую в основном камеры Canon — в последнее время Canon 6D — и их же объективы. Но в дискуссиях типа «что лучше: Canon или Nikon» не участвую, никто из профессионалов не участвует. У всех камер есть свои особенности, преимущества и недостатки. «Что лучше» не имеет смысла без ответа на вопрос «для чего». А ответ на вопрос «для чего» у каждого свой.
- Чем вам нравятся объективы Samyang?
- В первую очередь, доступностью и надёжностью при достаточном качестве. А это больше, чем может показаться на первый взгляд: когда снимаешь в тяжёлых условиях (в горах, в пустыне, в снегу, в толпе), десять раз подумаешь, какую линзу с собой взять, чтобы и выдержала, и снять нормально, и не плакать горько, если разобьёшь.
- Какой цели в фотографии вы хотели бы достигнуть?
- Для меня фотография — не цель, а процесс общения с миром. Но, конечно, я ставлю какие-то цели, когда учусь. Художественные или технические. Вот, например, сейчас меня увлекли превращение в кадре дня в ночь и сферические панорамы — «маленькие планеты».
- Можете рассказать о самой необычной своей съёмке?
- О, необычных съёмок было много. Однажды мы с друзьями решили подъехать к заброшенным каменоломням под Москвой, просто посмотреть снаружи и уехать. Но прямо возле входа познакомились со спелестологами, и они провели нас вглубь пещер. Я совершенно не готовился к съёмкам в таких условиях, но всё равно получилось неплохо.
Это было под землёй. А другой случай произошел намного выше — на высоте около четырех тысяч метров. Ущелье в Гималаях, ночь, пронизывающий ветер сдувает камеру со штатива. И какое-то невероятное неземное звёздное небо. Батарей на холоде хватало на несколько кадров, и приходилось отогревать их на теле, под пятью слоями одежды.
- Что для вас фотография?
- Один из способов видеть совершенство мира и делиться этим видением с другим.
Можете дать несколько советов начинающим фотографам?
- Снимайте. Такой штуки, как «теоретическая фотография» не существует. Практика, практика, ещё раз практика. Успех на 99% зависит не от таланта, а от того, можете ли вы последовательно и методично работать день за днём.
- Учитесь. Как бы вы ни были хороши, всегда есть что-то, что вы не знаете и не умеете. Каждый раз начинайте будто с чистого листа, только так вы сможете узнать новое. И никогда не жалейте время на повторение основ.
- Возьмите себе за ориентиры лучшие работы в мире. Все мастера, которыми вы восхищаетесь, тоже когда-то начинали с малого, никто не родился с камерой в руке. А свои успехи в первую очередь сравнивайте не с шедеврами этих мастеров, а с тем, как вы снимали раньше. Искусство — удовольствие, и если вас не будут радовать ваши собственные успехи, с помощью одного кнута вы далеко не уедете.
- Делайте себе «вызовы»: специально ограничивайте себя в чём-то и пробуйте снять максимально качественно. Возьмите день на съёмку только со штатива. День на съёмку только на длинные выдержки, только объективами с фиксированным фокусным расстоянием, и т. п.
- Подумайте о месседже, что вы хотите передать этим кадром. О чём он, какие мысли, эмоции должен будить? Анализируйте — насколько хорошо это получилось и что нужно добавить.
- Смело экспериментируйте. Про тех, кто застревает в одном жанре, Козьма Прутков метко написал: «Узкий специалист подобен флюсу — полнота его односторонняя». Вы не обязаны достичь вершин в каждом из жанров, но если вы имеете о них представление, вы будете лучше работать и в том, что выбрали себе. Спросите художников: их учат рисовать всё, до того, как они выберут себе что-то одно.
- Со вниманием относитесь к критике. Но помните: хотя здравое зерно можно извлечь из чего угодно, плохой (да и хороший) отзыв не обязательно что-то значит. Это может быть личное, или человек не из вашей целевой аудитории. Не стоит пытаться понравиться всем, вы не котик. Главный критерий — соответствует ли работа задуманному вами посылу. И вы должны учиться видеть это сами.
- Сами критично оценивайте свои работы: что вы уже сделали хорошо, а что нужно улучшать.
5 фактов о вас, не связанных с фотографией
- Мне нравится путешествовать в неизвестное. Это и страшно, и страшно интересно. Прошлым летом я взял и купил себе флейту, и научился на ней играть. А этой весной научился кататься на горных лыжах.
- Лучше всего мне работается ночью — и не потому, что никто не мешает, просто ночью у меня сильнее чувство, что весь этот мир — мой.
- В рабочие дни я в основном не фотограф, а бизнес-консультант. Хотя в моём восприятии чёткой границы между этим занятиями нет.
- Мне очень нравится объяснять всякие штуки. Для меня это самопроверка: если объяснил «на пальцах» так, что человек понял, значит я и сам знаю тему.
- Обожаю котиков и вообще всякое зверьё. Но фотографирую их мало, а публикую ещё меньше. Из милосердия к зрителям.
Об авторе
Имя, фамилия, возраст: Крылов Алексей Сергеевич
Web-сайт: http://alexkrylov.ru/
Техника: обычные Canon, переделанные под IR Canon, Samyang
Источник вдохновения: каждый фрагмент окружающего мира.
Лучший совет: Снимайте так, чтобы результат приводил вас в восторг, но при этом будьте себе самым беспощадным критиком
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий