Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Йозеф Куделка: «Хорошая фотография – чудо»

Йозеф Куделка:
«Хорошая фотография – чудо»

#фотоистория
Йозеф Куделка:
«Хорошая фотография – чудо»
20 мая 2015
Фото:Йозеф Куделка
Текст:Екатерина Елизарова

Йозеф Куделка. Фото: Эллиотт Эрвитт

Живая легенда чешской фотографии Йозеф Куделка нечасто дает интервью. Вместо того чтобы рассказывать о своих заслугах, он предпочитает продолжать снимать. Единственный фотограф, который мог открыто критиковать Брессона, за 50 лет создал не менее сотни известных на весь мир работ, но продолжает стремиться к большему.


Родина великого мастера фотографии — городок Босковице в Южной Моравии (Чехия). Куделка родился 10 января 1938 года. В 1961 году он окончил Пражский технический университет, а потом шесть лет проработал авиаинженером в Праге и Братиславе. Одновременно Куделка занялся фотографией, работал театральным фотографом в столице, снимал цыганские поселения в Словакии. По воспоминаниям, первую камеру он приобрел на средства, вырученные от продажи клубники местному мороженщику.

1967 год изменил всю его жизнь. В доминиканском монастыре в Кракове состоялась фотовыставка, на которой были представлены работы Куделки. Его признали профессиональным фотографом.

В 1968 году он приступил к плотной работе над начатым цыганским циклом уже на территории Румынии. Этот период занимает важнейшее место в творчестве фотографа. Куделка посвятил ему 10 лет, а в 1975 году в свет вышла его книга «Цыгане».

— Когда моя первая книга о цыганах вышла в свет, мне было трудно смириться с мыслью, что я больше не могу выбрать людей, которым покажу свои фотографии, — любой мог купить их, — вспоминал впоследствии Куделка.

21 августа 1968 года он снял конец Пражской весны — вторжение в столицу Чехии войск пяти государств — участников Варшавского договора. Бесстрашного фотографа заметил участник агентства «Магнум» Ян Берри, позднее эти работы тайно вывезли из страны.

Снимки попали к Эллиотту Эрвитту, в то время главе Magnum Photos, и были напечатаны во многих международных журналах без указания имени автора.

В 1971 году Йозеф Куделка начал работать в «Магнуме» вместе с Анри Картье-Брессоном, с которым они стали близкими друзьями, несмотря на абсолютно разное понимание фотосъемки.

— Мы с Брессоном встретились в 1971 году. Я не слушал его советов о фотографии, а он ненавидел мои панорамы, — рассказал Куделка в беседе с журналистом Тимом Ноуксом. — Я был практически единственным человеком, который говорил ему то, что думает. Он считал меня младшим братом. Мы ругались, но оставались друзьями. Однажды он пришел ко мне и сказал: «Йозеф, я здоров и прекрасно себя чувствую, но временами у меня бывают проблемы с сердцем, потому что ты сильно меня достаешь. Если это случится вновь, выйди, пожалуйста, из комнаты». А я ответил ему: «Анри, мы дружим потому, что я принимаю тебя таким, какой ты есть, а ты принимаешь меня; поэтому выйти из комнаты должен будешь ты, а не я». Я мог сказать Брессону все что угодно, но если бы на его месте оказался другой член «Магнума», на меня бы сильно обиделись.

В 1980 году Куделка переехал во Францию и получил французское гражданство. В 1994 году он принял участие в съемках фильма Тео Ангелопулоса «Взгляд Улисса». Куделка до сих пор остается действующим фотографом, который путешествует по разным странам и отображает их действительность.

В 1984 году умер его отец, и так как больше членов семьи в Чехословакии у него не было, фотограф впервые официально объявил о своем авторстве тех снимков советского вторжения в Прагу.

Всю свою жизнь Куделка был верен черно-белой фотографии.

— Как-то раз я сделал цветные снимки, — говорил он, — но в результате мой выбор пал на черно-белую пленку, и вот почему. В 1970-х годах все цветные пленки были разными, и контролировать композицию было трудно. Кроме того, я начал сомневаться в своих черно-белых работах и потому забросил цветную фотографию.

В 1988 году была издана его книга «Изгнанники», собравшая многочисленные образы, которые рассказывают о поиске своего места в мире. Настроение созерцания, отчужденности, ностальгии — все это итог невозможности на протяжении долгих лет вернуться в родную страну.

— Я всегда фотографирую тех же самых людей и те же самые ситуации, потому что хочу знать пределы: и тех людей, и тех ситуаций, и свои собственные, — говорил фотограф.

В Чехию он вернулся в 1990 году, будучи гражданином Франции.

Йозеф Куделка — обладатель золотой медали Роберта Капы (за фотографии Пражской весны) и премии Картье-Брессона. Сегодня он все еще продолжает путешествовать по миру и снимать. Как говорит мастер, «хорошая фотография — это когда ситуация находится в своем максимуме, а я — в своем».

Как мы уже сказали, Куделка не часто беседует с журналистами. Вот пара его размышлений, которыми он поделился с Тимом Ноуксом.

— Многие фотографы, такие как Роберт Франк и Анри Картье-Брессон, перестали снимать после 70, поскольку почувствовали, что им нечего больше сказать, — сказал Йозеф Куделка. — Я же и по сей день просыпаюсь с желанием фотографировать, и с годами оно стало только сильнее. Но я вижу, что есть фотография, которой пришел конец, поскольку не существуют сами ее герои. С 1961 по 1966 год я снимал цыган, потому что мне нравились их музыка и культура. Мы с ними были во многом похожи. А сегодня все меньше и меньше остается таких же людей, как те, прежние цыгане. Но я могу продолжить своей проект «Черный треугольник», ведь его цель — продемонстрировать пейзажи, которых больше нет. Я могу показать, какой эта земля была раньше и какая она сейчас, чтобы люди увидели разницу. Это дает мне стимул.

— Я не знаю, что важно для людей, которые смотрят на мои фотографии, но для меня важно то, что я должен сделать. Самое главное — получить позитив из негатива. Как только ты поймешь, кто ты есть и для чего живешь, ты на верном пути, — сказал когда-то Йозеф Куделка. — Наверное, так и должно быть, ведь каждый воспринимает фотографию через призму собственного мировоззрения. А уж познание своего предназначения — самое большое счастье в жизни.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

25 марта 2015

Ильзе Бинг:
«королева «Лейки»

Путь Ильзе Бинг в фотографию можно назвать случайным. Она взяла в руки фотоаппарат по необходимости: ей нужно было собрать материал для диссертации по истории немецкой архитектуры. Свой выбор Ильзе остановила на «Лейке» — в то время маленькой компактной и никому особенно не известной камере.

4 февраля 2015

Гарри Виногранд:
«Научиться быть своим самым серьезным критиком»

Наверное, нет такого человека, которому имя Гарри Виногранда не говорило бы ни о чем. Классика уличной фотографии знают и любят во всем мире. Подарив людям около 300 000 неопубликованных снимков, он оставил огромное наследие мировому фотоискусству.

15 января 2015

Брассай:
«Шанс есть всегда — и каждый из нас надеется на него»

«У каждого творческого человека есть две даты рождения. Вторая дата — когда он поймет в чем его истинное призвание — намного важнее первой», — эта потрясающая фраза принадлежит венгерскому и французскому фотографу, одному из основоположников жанра уличной фотографии, скульптору и художнику Брассаю. О нем мы сегодня и поговорим.