Фото:Эжен Атже
Текст:Екатерина Елизарова
12 февраля 1857 года родился талантливый французский фотограф Эжен Атже. Именно ему принадлежит известнейшая фраза: «Хорошая фотография — как хорошая собака: немая, но красноречивая».
Эжен Атже
Но его мечтам об актерской карьере не суждено было сбыться: Эжен заболел и получил тяжелые осложнения на связки. Тогда Атже приступил к занятиям живописью и графикой, а вскоре к ним добавилась и фотография. С 1888 года он уже не расставался с камерой, регулярно снимая повседневную жизнь Парижа. Гостями его мастерской были многие известные художники: Брак, Дерен, Утрилло, Кислинг, Фужита. Любопытно, что Атже никогда не называл себя фотографом, только автором-продюсером, а свои снимки — документами. Ему было интересно запечатлевать образы старого города, показывать величие его архитектуры и улиц.
По воспоминаниям современников, Эжен Атже ходил со своей громоздкой крупноформатной камерой по улицам Парижа и снимал каждый его уголок. В портфолио фотографа можно найти и жанровые сценки, герои которых — в основном представители низших социальных слоев.
Фигура фотографа в старой потертой одежде и черное покрывало, которое он накидывал на себя и камеру при съемке, стали своего рода достопримечательностью города. Парижане прозвали его папашей Атже.
На протяжении всей жизни мастера его материальные условия жизни оставались крайне скудными, особенно в годы Первой мировой войны. Руководство Парижского архива заказало у него серию документальных фотографий исторических зданий и средневековых статуй, но и это не улучшило положения Эжена Атже.
Лишь в конце жизни Ман Рэй открыл широкой публике творчество Атже. Его работы стали публиковать, а в 1927 году Музей исторических памятников Парижа приобрел 8 000 негативов фотографа. Атже умер 4 августа 1927 года больным и непризнанным, оставив более 10 000 снимков, которые сегодня стали украшением ведущих музеев мира.
Работы Эжена Атже вдохновили многих талантливых фотографов XX века, в том числе и Анри-Картье Брессона.
— Я познакомился со снимками Атже, фотографа с трагической судьбой, и они произвели на меня настолько сильное впечатление, что, наверное, под их влиянием я и купил свой первый фотоаппарат, — вспоминал он.
— Его будут помнить как историка города, настоящего романтика, влюбленного в Париж, как Бальзака от фотографии, из чьих работ мы можем сплести огромный гобелен французской культуры, — говорила Беренис Эббот, купившая архив Атже после его смерти.
— Фотографии Атже — это непосредственные и эмоционально чистые записи редкого и утонченного восприятия, которые представляют, может быть, самую раннюю форму чистого искусства фотографии, — отзывался о его творчестве Ансель Адамс.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий