Фото:Вернер Бишоф
Текст:Никита Ступин
Работы фотографов агентства Magnum — это всегда особенная история, особенная композиция, особенный подход не только к снимкам, но и к философии, стоящей за ними. Это почти всегда фотография, не просто позволяющая думать, а, скорее, провоцирующая на размышления. Для большинства фотографов, в дальнейшем примкнувших к агентству, Вернер Бишоф, как один из первопроходцев Магнума, безусловно являлся неким, если не эталоном, то ориентиром точно.
«Я чувствовал, что должен рисковать дальше и исследовать истинное лицо мира. Ведение праздной жизни ослепило многих из нас, преградив пути выхода за наши собственные границы».
Вернер Бишоф
В работах многих участников Магнума можно увидеть параллели и смысловые отсылки к стилистике снимков Вернера Бишофа.
Всегда следует помнить, что фотография как форма искусства является прежде всего повествовательным элементом, где рассказ ведется от первого лица. Фотография дарит каждому уникальную возможность увидеть мир глазами того человека, который создавал снимок, и, глядя на харизматичные, полные смысла и в то же время не отягощенные излишней нагрузкой фотографии Вернера Бишофа, можно испытать те же ощущения, которые человек испытывает во время прослушивания классической музыки.
Вернер Бишоф, его снимки, история его жизни и даже история его смерти — все это «Лунная Соната» от мира фотографии. Человек, до конца своих дней сохранивший верность идеалам, Бишоф навсегда оставил свой след в истории фотографии.
Бишоф родился в Швейцарии 26 апреля 1916 года.
Швейцарец, перфекционист по природе, он, как ни странно, занялся фотографией очень поздно. Сперва он учился делать натюрморты, оттачивая ощущение композиции и стремясь к безупречному качеству изображения, что, безусловно, в дальнейшем отложило определенный отпечаток на работы Бишофа. Изучать фотографию Бишоф начал вместе с Гансом Финслером в Цюрихе, во время обучения в школе Искусства (School for Arts and Crafts). Многие из его учебных работ до сих пор выставлены в музеях. После окончания обучения Бишоф открывает собственную фотостудию с некоторыми функциями рекламного агентства, которая впоследствии становится по-настоящему успешным проектом и приносит ему неплохой доход.
В 1942 году Вернер Бишоф начинает безвозмездное сотрудничество с «Du Magazine», что стало некой отправной точкой в его карьере фотографа, так как именно «Du» стал первым журналом, опубликовавшим большую подборку его фото работ, в 1943 году.
Мировую же известность Бишоф приобрел немного позднее, а именно — в 1945 году, после публикации своего репортажа о последствиях и жизни людей после Второй Мировой Войны.
В последующие годы фотограф путешествовал по Италии и Греции под эгидой «Swiss Relief», организации, занимающейся устранением разрушительных последствий Второй Мировой войны.
В 1948 году он снимал Зимние Олимпийские игры в Санкт-Мориц для журнала «Life». После последовавших путешествий в Восточную Европу, Финляндию, Швецию и Данию, Бишоф был приглашен работать сразу в несколько мощных изданий: «Picture Post», «The Observer», «Illustrated» и «Epoca».
В 1949 году Вернер Бишоф вступает в Magnum и становится первым фотографом, вошедшим в агентство после его основателей, Картье-Брессона и Каппы.
Официально вступив в Magnum, Бишоф так и не расстался со своим стареньким «Роллейфлексом» очень неудобным для уличной фотографии инструментом, но дающим особенное фотографическое качество и красоту изображения.
И в этом был весь Бишоф. Острый глаз истинного документалиста, умеющего подмечать моменты, когда действительность вдруг, на долю секунды, становится отражением вечности. И вместе с этим — особая журналистская холодность и некая отстраненность. В работах Вернера Бишофа полностью отсутствовала ирония, присущая Брессону. Напротив, каждый его снимок оставлял некую недосказанность, но недосказанность не слишком загадочную и немую, а вполне доступную каждому, правильную, если можно так сказать, недосказанность. Он всегда сторонился магазинного пафоса и сенсационной напыщенности, присущей большинству журналов, и именно поэтому большую часть своего рабочего времени Вернер посвящал поиску и фиксации традиционного образа жизни, того, что, в общем-то всегда находится рядом с нами. Он всегда шел наперекор желанию отыскать горячий материал, так присущему шеф-редакторам большинства глянцевых журналов.
Настоящая фотография должна быть молчаливой, она должна оставлять пространство для мышления. Брессон подавляет своим неизмеримым талантом, зритель всегда находиться в тени гения и вынужден с этим соглашаться, хочет он этого или нет. Бишоф же даже не столько холоден и отстранен, сколько похож на рассказчика, намеренно делающего бесстрастный тон и каменное лицо для достижения нужного эффекта.
Это особенно заметно на его снимках еще военной Германии. Такие пронзительно живые люди, лошади на фоне безучастных и сюрреалистически красивых руин городов. Нет ни малейшей попытки усиления видимости трагедии. Нет знаменитых брессоновских взрывов эмоций, нет излишней трагедийности произошедшего. Есть только молчаливая и холодная драма, без сарказма и иронии. Честная Фотография в ее лучшем виде. Все то же самое мы можем наблюдать и в его снимках о голоде в Индии.
В начале
«Мы назвали эту группу неизвестных молодых людей „поколение Х“, и даже при первом приближении нам стало ясно, что они представляют собой нечто абсолютно новое, с чем не смогут справиться ни наш талант, ни наш кошелек», — говорил Капа.
Спустя долгое время, наверное, главную роль в популяризации этого термина сыграл выход книги Дугласа Коупленда «Поколение X: Сказки для ускоренного времени». В книге автор сужает это понятие и относит к «поколению X» молодых американцев и канадцев, достигших своего совершеннолетия к началу
Япония.1951 год.
Вернер Бишоф, один из главных участников проекта, также работал над фотографическими отчетами, дополненными небольшими интервью, снятыми в Индии и Японии. Задавая обычные и стандартные вопросы, которые были разработаны для всех участников проекта, фотограф дополнял само интервью сильнейшим визуальным рядом, придающим дополнительную глубину и эмоции. Это было своеобразное визуальное новшество того времени.
Прежде всего, фотографов интересовали ответы на вопросы, возможно ли повторение Второй мировой войны, считаются ли молодые люди с мнением своих родителей, какое будущее они хотят для себя и своих детей и так далее. Интервью были опубликованы наряду с фотографиями в книге «Поколение X» и дали некоторое представление о настоящем и будущем нашего мира.
Бишоф был отправлен «Life magazine» в Индию освещать последствия голода в 1951 году. Не остановившись на этом, он продолжил снимать репортажи в Японии, Корее, Гонконге и Индокитае. Впоследствии снимки, сделанные Вернером, были использованы практически во всех известных журналах мира.
Индокитай. 1952 год.
Весной 1953 года Вернер создает целую серию интереснейших цветных снимков, путешествуя по США. Последующий год он объехал вдоль и поперек Мексику и Панаму и в последствии отправился в отдаленную часть Перу, где принял участие в съемках фильма.
В 1954 году в Индокитае, подорвавшись на мине, погиб Капа, а девятью днями ранее в экспедиции в Перу трагически погиб в автомобильной катастрофе и сам Бишоф.
Незадолго до гибели он сделал один из самых знаменитых своих снимков «На дороге в Перу». Фотография была предельно проста. По горной дороге идет индейский мальчик с сумкой за плечами и дудит в дудку. Однако, именно этот снимок стал символом всей творческой карьеры Вернера Бишофа — удивительного фотографа-гуманиста.
Перу. 1954 год
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий