Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Чжан Цяньци. Об отчужденности и личной ответственности

Чжан Цяньци. Об отчужденности
и личной ответственности

#фотоистория
Чжан Цяньци. Об отчужденности
и личной ответственности
20 июля 2015
Фото:Чжан Цяньци
Текст:Екатерина Елизарова

Тайваньский фотограф Чжан Цяньци (Chang Chen-Chi)Тайваньский фотограф Чжан Цяньци (Chang Chen-Chi, в России его имя зачастую неверно произносят как Чен-Чи Чанг), член агентства Magnum Photos, прославился в 2000 году, когда мир увидел его невероятный проект «Цепь». Главными героями проекта стали попарно скованные душевнобольные, которых заставляли выполнять тяжелый физический труд в отдаленном тайваньском храме, одновременно бывшем птицефабрикой.

Чжан Цяньци родился в 1961 году в Тайване в бедной многодетной семье.

— Нас было семь человек, — вспоминал он в одном из своих интервью. — Мы делили односпальную кровать в доме, где не было ни электричества, ни водопровода. Мои родители работали на рисовом поле, а отец дополнительно подрабатывал слесарем, чтобы хоть немного повысить доход семьи.

Чжан — бакалавр искусств, выпускник Сучжоуского университета, магистр естественных наук. Его первым профессиональным поприщем стала должность фотографа в The Seattle Times, которую он получил в 1990 году. Через три года он переехал жить и работать в Балтимор, где до 1995-го снимал для The Baltimore Sun.

Однажды в Нью-Йорке Цяньци забрел в знаменитый Чайнатаун.

— Я обнаружил другую реальность, где множество китайцев живет в условиях постоянного страха и долговой зависимости, — говорил потом фотограф. Это место притягивало его разнообразием характеров и образов. Вскоре Чжан снял квартиру в Чайнатауне, поселился среди нелегальных китайских эмигрантов и стал жить по их правилам. Например, ему приходилось делить кровать посменно с тремя соседями. Но подобные условия не пугали его, напротив.

Он фотографировал всё, что составляло быт окружающих. В 1998 году эти фотографии были опубликованы в National Geographic и Time и вызвали общественный резонанс. Проект получил название Divided Lives («Разделенные жизни») и в 1999-ом был удостоен гранта Фонда Юджина Смита, который ежегодно награждает за достижения в области гуманистической фотографии. Полученные деньги Цяньци потратил на то, чтобы помочь незаконным эмигрантам воссоединиться со своими семьями.

В 2001 году вышла первая его фотокнига I Do I Do I Do («Я согласен, я согласна»), ставшая своего рода ответом на извечный вопрос родителей, когда он создаст собственную семью. Фотографии этого цикла опять же шокируют. На его снимках — молодожены в день бракосочетания: невесты, страдающие морской болезнью в разгар собственной свадьбы посреди океана, пары, спящие в лимузине, отстранившись друг от друга. Через четыре года он вернется к этой теме. Его новая книга Double Happiness («Двойная удача») рассказывает о том, как тайваньские мужчины, не нашедшие себе жену среди прогрессивно мыслящих соотечественниц, через посредников выбирают невесту во Вьетнаме — примерно так же, как они выбирали бы обувь или продукты питания в магазине. Произведение Цяньци — настоящее социологическое исследование, изучающее посреднический брак от начальной стадии, выбора невесты из нескольких предложенных вариантов, до финальной, свадьбы.

В том же 2001 году на Венецианской биеннале были представлены напечатанные в натуральную величину фотографии пациентов психиатрической больницы при храме Long Fa Tang (храм Дракона), являющемся одновременно крупнейшей птицефабрикой в Тайване. Главный метод лечения больных — трудотерапия. Дни они проводят, будучи попарно скованы цепями, снимают которые только на время сна. Цяньци удалось запечатлеть некоторых из 700 пациентов больницы. Эти работы, выставленные также на биеннале в Сан-Паулу в 2002 году, принесли ему мировую известность и были изданы в виде книги The Chain («Цепь»). В 2003-м она получила престижную премию POYi (Pictures of the Year International) как лучшая фотокнига.

— Насчет причины — все очень просто: у меня и тогда, и сейчас вызывает ужасное удивление тот факт, что такие места продолжают существовать в современном мире, — объяснял фотограф интерес к этой теме в беседе с журналистом портала theoryandpractice.ru. — Я снимал там шесть лет, с 1993-го по 1999-й, и за это время побывал в монастыре около 20 раз. Я не скрывал своих намерений, просто объяснил, что не заезжий репортер, а наоборот, хочу потратить много времени, чтобы разобраться, как происходят чудеса, уловить все мелкие детали, сделать очень глубокий репортаж. В общем-то, это все правда. В монастыре есть две части. Одна открыта для посещения, в ней можно увидеть представления, которые делаются силами живущих там, проводятся многочисленные религиозные праздники, паломничества и так далее. Вторая — закрытая, туда почти невозможно попасть. Понятно, что за шесть лет и 20 раз у меня было больше возможностей, однажды я все это увидел и не стал терять времени.

Чжан Цяньци присоединился к агентству Magnum в 1995 году, а в 2001-м стал его полноправным членом. Сегодня он продолжает некоторые из своих давних проектов, работает для многих ведущих мировых изданий, живет на два города, Нью-Йорк и Тайбэй, и по-прежнему изучает наиболее важную и интересную для себя тему человеческих взаимоотношений, парадокса связи и отчужденности между людьми.

— Я считаю, ты не должен рассчитывать, что твой проект обязательно изменит мир, но тем не менее обязан его делать, если считаешь, что это возможно хотя бы отчасти, — говорит фотограф. Однако добавляет, что делает кадр только в том случае, если у него есть ответ на вопрос, зачем он его делает.

Больше работ Чжана Цяньци можно увидеть на сайте агентства Magnum.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

30 января 2014

Тридцать лет войны
Джеймса Нахтвея

Джеймс Нахтвей — репортажный фотограф, специализирующийся на военных конфликтах и их гуманитарной составляющей. Более 30 лет он снимает войну, кровь, смерть и страдания, чтобы привлечь к этому внимание людей, показать истинное лицо любого вооруженного конфликта.

7 ноября 2013

Себастьян Сальгадо:
социальные проблемы в объективе камеры

Себастьян Сальгадо — один из самых известных в мире фотографов-документалистов, живой классик фотографии. За десятилетия своей работы он создал множество выдающихся снимков и навсегда вошел в историю фотоискусства и фотожурналистики.

1 ноября 2013

Неманья Панчич:
новейшая история глазами фотографа

Один из лучших современных фотографов-документалистов, победитель конкурса World Press Photo — 2013 в категории «Портрет» дал интервью нашему журналу, рассказал об истории фотографии «Оставшийся в живых» и судьбе мальчика Милана.