Фото:Фрэнсис Джонстон
Текст:Евгения Воронина
Принято считать, что первые шаги в истории фотографии были сделаны мужчинами. Однако среди фотографов-пионеров было немало женщин, которым ни общественная критика, ни социальное положение, ни тяжелая аппаратура не помешали добиться успеха.
Анна Аткинс (1799–1871)
Анну Аткинс считают первой женщиной-фотографом в истории, однако это не совсем так: одновременно с ней фотографические технологии осваивала Констанс Тальбот, жена изобретателя негативно-позитивного процесса. Однако ни один снимок Тальбот, увы, не дошел до наших дней. А вот отпечатки Аткинс сохранились. Привычной для женщины Викторианской эпохи роли «ангела в доме» Анна предпочла занятия биологией — и опубликовала первую в мире фотокнигу «Водоросли Британии» с фотограммами в технике цианотипии. На полгода раньше, между прочим, чем Тальбот издал свой знаменитый «Карандаш природы». Аткинс размещала водоросли на листах бумаги, покрытой солями железа, экспонировала их в лучах солнечного света, промывала водой и получала белые изображения водорослей на голубом фоне, которые сама называла «тенеграфиями» — shadowgraphs.
Клементина Гаварден (1822–1865)
Клементина Мод, виконтесса Гаварден, урожденная Клементина Эльфинстон Флеминг — имя этой женщины-пионера от фотографии звучит столь же длинно, сколь короткой была ее творческая судьба. Гаварден прожила всего 43 года, и многие связывают ее раннюю смерть в постоянным контактированием с едкими фотохимикатами. Она занималась портретной живописью — до тех пор, пока не взяла в руки камеру. Женщина-фотограф в то время все еще вызывала недоверие общества, поэтому найти моделей Гаварден было непросто — и она нашла выход из положения, начав снимать своих дочерей. Романтичные, даже интимные снимки девочек в спальнях, зачастую в дезабилье — мы будто подглядываем за ними через объектив. Леди Клементину часто называют первым в мире фэшн-фотографом: пышные платья, головные уборы и украшения были непременными атрибутами ее снимков. В 1863 году Гаварден удалось выставить свои фотографии на ежегодной выставке Лондонского фотографического общества, где она завоевала серебряную медаль и получила членство в почетном обществе — первой из женщин.
Джулия Маргарет Камерон (1815–1879)
Как и Гаварден, Джулия Камерон была истинной аристократкой, дочерью именитых родителей (а еще двоюродной бабушкой Вирджинии Вульф). Фотокамера появилась у нее в 1863 году, в самый разгар так называемого «визиточного бума» — массового распространения дешевых фотокарточек размером с визитку. Однако Камерон не стала угождать вкусам широкой публики. В ее доме гостил весь цвет британской интеллектуальной элиты — Дарвин, Браунинг, Данте Габриэль Россетти, Теккерей. Многие из них и стали моделями и заказчиками Камерон. В своих портретах она пыталась передать характер этих выдающихся личностей, их одухотворенность, красоту их лиц и ума.
Фрэнсис Джонстон (1864–1952)
«Что женщина может сделать с фотоаппаратом?» — так называется статья этой женщины-фотографа, опубликованная в 1897 году. С тех пор как Джордж Истман, один из основателей компании Kodak, подарил юной Джонстон ее первую камеру, она настаивала на важности роли женщин в развитии фотоискусства — и доказывала это собственным примером: открыла собственную студию, стала сотрудничать с Eastman Kodak, появляться с фотоаппаратом в Белом доме, а в 1900 году представила на выставках в России и Франции 148 работ, выполненных женщинами-фотографами.
Елена Мрозовская (1892?—1941)
Елена Мрозовская стала первой женщиной-фотографом в России. Работа продавщицей явно не отвечала высоким амбициям Мрозовской, и в 1892 году она решила закончить фотографические курсы при Русском техническом обществе. А сразу после них отправилась в Париж учиться — не у кого-нибудь, а самого Феликса Надара. Как она сводила концы с концами в Париже — неизвестно, но Мрозовская продолжала упорно идти к своей цели. В
Маргарет Бурк-Уайт (1904–1971)
Первая женщина-фотожурналист, первая женщина-репортер журнала Life, первая женщина — военный корреспондент, первый западный фотограф, посетивший СССР в
Гертруда Кезебир (1852–1934)
С детства Гертруда Кезебир хотела стать художником, и свою мечту она осуществила — хоть и только к 37 годам, успев выйти замуж и родить троих детей. Освоив живопись и рисунок, Кезебир загорелась фотографией, и, хотя супруг отговаривал ее от этого «недостойного занятия», отправилась учиться фотографировать в Европу. Уже через два года, в
Беренис Эббот (1898–1991)
Беренис Эббот с детства была бунтаркой — но именно ее мятежный дух помог ей добиться настоящего успеха в традиционно мужской профессии. Оставив семью, в 20 лет Эббот переехала из Огайо в Нью-Йорк, поселилась в богемном Гринвич-Вилладж, занималась живописью и скульптурой, а также подрабатывала официанткой и актрисой на мелких ролях. Здесь же она познакомилась с Дюшаном и Ман Рэем. После судьбоносной встречи Эббот решила переехать в Париж, где стала ассистировать Ман Рэю. Спустя три года волевая Беренис открыла свою мастерскую и стала весьма популярным портретистом в артистических кругах Парижа. Вернувшись в США, Эббот начала фотографировать Нью-Йорк — именно эти снимки принесли ей наибольшую известность. Впоследствии она продолжила работать фотографом, но уже вдали от внимания широкой публики: снимала физические и химические процессы. Однако и тут Эббот пришлось побороться — на этот раз с научным сообществом, скептически отнесшимся к ее работам. Упорная Беренис победила и тут: в 1958 году ее включили в комиссию Массачусетского технологического института.
Тина Модотти (1896–1942)
Девочка, семья которой жила очень бедно, с детства прониклась идеями борьбы с социальной несправедливостью. До того как примкнуть к коммунистам, она успела поработать актрисой в Голливуде, где познакомилась с Эвардом Вестоном и стала его ученицей (в чем-то Модотти превзошла своего учителя). Бесконечные романы, свободная любовь, активная коммунистическая деятельность — Тину Модотти называли дьяволом с ангельской внешностью. Съемкой она занималась всего ничего — между 1921 и 1929 годами. Но ей хватило и восьми лет, чтобы остаться в истории фотографии. Творческая манера Модотти близка Родченко, работавшим с ней примерно в одно время: их работы сближают графичность и любовь к текстурам.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий