Фото:Сергей Прокудин-Горский
Когда мы смотрим на цветные снимки Российской Империи 1910-х годов, кажется, что это фантастика или гениальный фотомонтаж. Либо – модные ныне нейросети.
На самом деле, это плод одержимости одного человека - Сергея Прокудина-Горского. Его история - это смесь трагедии, технического гения и невиданных привилегий, полученных лично от царя.
Прокудин-Горский с двумя мужчинами, Карелия
Девушка с земляникой,1909 год. Даже не верится, что этот снимок был сделан более 100 лет назад
Аварки. Дагестанская область,1904 год
Асфандияр-хан, правитель Хивинского ханства, Узбекистан
Он не просто фотографировал, он был ученым, который перевернул представления о цвете. Рассказываем о самых невероятных фактах его жизни.
История одного гения, сломанного пальца и технического подвига
Несмотря на научные степени, Прокудин-Горский начинал как страстный музыкант, мечтая о карьере скрипача. Эта мечта оборвалась трагически: во время одного из своих химических опытов он обжег подушечки пальцев, потеряв чувствительность.
Автопортрет. Водопад Кивач. Олонецкая губерния
Бухарский эмир, Узбекистан
Вид на монастырь Нило-Столобенская пустынь, на озере Селигер
Музыкальный путь был закрыт, но этот удар судьбы сделал его тем, кого мы знаем. С головой уйдя в химию, он разработал собственный уникальный сенсибилизатор - вещество, позволившее его стеклянным пластинам воспринимать весь цветовой спектр.
Чтобы получить одно цветное изображение, Прокудин-Горский делал три последовательных снимка на отдельные стеклянные пластины через красный, зеленый и синий светофильтры.
Поскольку весь «балет» из трех кадров занимал около минуты, от моделей требовалась абсолютная неподвижность. Малейшее движение - и человек или облако на снимке превращались в «призраков», окруженных цветными контурами.
Портрет Льва Толстого, 1908 год
Тюрьма в Бухаре, Узбекистан
Процесс съемки
Семья близ Байрамали
Именно поэтому его портреты такие статичные, но невероятно интенсивные.
Невиданные привилегии: вагон-студия и «Форд»
Когда царь Николай II увидел первые цветные проекции Прокудина-Горского, он был поражен и сразу выделил огромные средства на создание «визуальной энциклопедии» Империи.
В распоряжение фотографа поступил специально оборудованный железнодорожный вагон - полноценная походная лаборатория и студия. К нему прилагались автомобиль «Форд» и лодка.
Грузинки в праздничных нарядах в парке города Боржоми, Грузия
Деревня Горки, сельское поселение Бородинское, Московская область
Деревня Палтога, Вологодская область
Деталь храма Воскресения на Крови. Санкт-Петербург. Не позднее 1907 г.
С такими привилегиями и официальными документами, подписанными самим Императором, перед Прокудиным-Горским были открыты все двери: монастыри, заводы, учебные заведения, стратегические объекты и даже отдаленные уголки Средней Азии.
Он запечатлел не просто памятники, а душу России в последние годы ее существования, включая Эмира Бухарского и строителей Туркестано-Сибирской магистрали.
Как Россия потеряла свой цвет
Революция 1917 года резко оборвала этот грандиозный проект. Прокудин-Горский успел сбежать, увезя с собой самое ценное - более 1900 стеклянных негативов. Спустя десятилетия, в 1948 году, его наследники, нуждаясь в средствах, продали весь архив... Библиотеке Конгресса США за ничтожно малую сумму.
Местечко Топорня, 1909
На дрезине рядом с Петрозаводском на Мурманской железной дороге
Обед на покосе. Река Шексна,1909 год
Прокудин-Горский. По реке Королисцкали (Каролисцкали), Грузия
Снимки долго лежали в забвении, пока цифровая эра не дала им вторую жизнь: в начале 2000-х годов, когда компьютерные технологии смогли быстро и точно совместить его три монохромные пластины в один цветной кадр, мир наконец увидел утраченную Империю в ее подлинных, ярких красках.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий