Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Особняк Брусницыных: памятник эпохи, заброшенный и забытый

Особняк Брусницыных: памятник
эпохи, заброшенный и забытый

#блоги
Особняк Брусницыных: памятник
эпохи, заброшенный и забытый
26 июня 2024
Фото:Пефтиев Иван
Текст:Пефтиев Иван

Бродя по Кожевенной линии Васильевского острова, многие замечают, что среди промышленной серости стоит прекрасное здание с довольно потрёпанным фасадом. Именно об этом здании и пойдёт речь в этой статье.

Текст и фото: Пефтиев Иван

Ещё совсем недавно Кожевенная линия была простой промышленной зоной, с серыми разбитыми фасадами зданий, мрачными тротуарами и пугающими прохожих обитателями. Днём это был активный район с действующим производством и местом работы для сотен людей, а вечером становился мрачным «Дунькиным тупиком», по которому не хотелось лишний раз ходить. Однако всё кардинально изменилось с открытием «общественных пространств», которые ежедневно привлекают сюда множество неравнодушных.

Познакомившись с улицей, перейдём к дому. Двухэтажное здание особняка Брусницыных в нынешнем виде относят к эклектике. Однако это не тот самый дом, который в 1844 году приобрёл Николай Брусницын, а уже его перестройка по проекту архитектора Ковшарова, датируемая 1884-1886 годами. В плане дом напоминает букву «Ш», так как у Николая Брусницына было три сына, и каждому предназначалось своё крыло. В таком виде дом сохранился до прихода Советской власти.

После национализации имущества Брусницыных особняк перешёл в собственность кожевенного завода им. А.Н. Радищева (бывшего предприятия семьи Брусницыных). К сожалению, новый собственник не был заинтересован в сохранении былого великолепия, а занялся приспособлением помещений под производственные нужды. По этой причине до наших дней сохранились интерьеры лишь нескольких помещений ближе к восточному крылу здания.

Парадная столовая оформлена в стиле Позднего Возрождения с резными деревянными панелями на стенах, лепниной на потолке и окнами, выходящими в зимний сад. Из мебели в столовой сохранился только деревянный буфет.

Белый зал, который можно посетить из столовой, выполнен во французском стиле Людовика XV. Помещение впечатляет обилием изумительной объёмной лепнины: купидоны и сатиры, вазы с цветами и прелестные растения. Мраморный камин со скульптурами амуров, зеркало над ним и огромная хрустальная люстра являются ключевой особенностью не только зала, но и всего особняка.

К Белому залу примыкает небольшая курительная комната в восточном стиле — Мавританская комната. Стены и куполообразный потолок покрыты традиционной восточной росписью. Интерьер дополняет люстра из стекла и латуни.

Золотая гостиная, выполненная в стиле рококо, продолжает анфиладу парадных комнат особняка, которые располагаются вдоль Кожевенной линии. Объём помещения оформлен в золотисто-коричневых тонах, стены украшены панно в золоченых рамах с изысканными растительными орнаментами.

Под мавританской комнатой находится мраморная парадная лестница, ведущая с первого этажа особняка в гостиную. Лестница сохранила мраморные ступени и резные перила ручной работы с изысканными узорами. На потолке и стенах лепка с растительным орнаментом и фигурами кариатид. Объём помещения освещается естественным светом и камином, расположенным на самом верху лестницы. Ныне парадный вход заколочен, и лестница не выполняет своей первоначальной функции.

Центральной частью красного кабинета является резной камин с примыкающими к нему угловыми диванчиками и шкафами для хранения бильярдных принадлежностей. Кабинет предназначался для игры в бильярд, однако сам стол не сохранился. В помещении уцелел лепной потолок, стилизованный под дерево, а также бронзовая люстра с ручкой, позволявшей опускать её над столом. В кабинете сохранилась потайная дверь, позволяющая попасть в столовую.

Впервые оказавшись в оранжерее зимнего сада, невольно чувствуешь, что очутился в мрачной лаборатории некоего злого гения из произведений научной фантастики. В советский период здесь размещалась химическая лаборатория завода. В зимнем саду сохранились двойные металлические рамы с красивым узором, напоминающим оранжереи в английском стиле. Остекление сохранилось, однако потолок оранжереи в 90-е годы XX века был покрыт металлом, и естественный свет сквозь него не проникает в помещение.

Переходя к итогам, хочется отметить великолепную работу, которую проделали мастера прошлого над этим домом. Качество сохранившихся деталей интерьера потрясает воображение даже сейчас, и ценители прекрасного это оценят.

В заключение хочется сказать, что особняк нуждается в восстановительных работах. Это заметно невооружённым глазом: строительный мусор, оголённые силовые кабели, открытые электрощиты и разрушающиеся детали отделки могут не понравиться многим. Однако, если вас это не смущает, то сохранившиеся элементы интерьера вас точно впечатлят.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий