Фото:Кирилл Умрихин
Текст:Кирилл Умрихин
Спортивный фотограф и блогер Кирилл Умрихин обстоятельно рассказывает о том, почему он решил полностью сменить фотоаппаратуру и перейти на технику Nikon. Ну и попутно демонстрирует свои великолепные, захватывающие снимки.
И снова в «ЖЖ»!
Долго думал, стоит ли писать отдельный пост о том, почему я пошел на данный шаг. С одной стороны, я обещал это многим людям, которые интересуются техникой и фотографией в целом. С другой, обсуждение, что лучше, Canon или Nikon, уводит в такие дебри, что найти адекватный ответ на этот вопрос просто невозможно. Тем не менее, собрав все факты, я изложу историю того, как год назад задумался об обновлении своей техники Canon и перешел на Nikon.
В одной руке – Nikon D4, на шее – Nikon D800, внизу – Индийский океан
Я не технический маньяк, тем не менее, к фототехнике отношусь с должным уважением. Что такое камера для меня? Это цифровая машина, которая помогает мне воплощать свои идеи, показывать мир, радовать и радоваться и зарабатывать этим на жизнь. Да, я фотограф и вполне счастлив им быть. Причем фотографом я стал потому, что хотел им стать, а не потому, что у меня появился фотоаппарат. Я учился на факультете фотожурналистики в ИЖЛТ, со школы работал в различных газетах и журналах, снимал, снимал и снимал, и стоит сказать, цифровая техника, при всех ее тогдашних недостатках, дала мне возможность развиться и научиться быстро анализировать и выстраивать кадр.
Одна из первых удачных раскадровок, снятых для журнала Mountain Bike Action. Времена раскадровок на пленку я не застал, а вот 30D была первой камерой, которая делала длинную серию со скоростью 5 кадров в секунду. На фото: Паша Вишневый Алёхин
Я начинал с пленки, но сейчас почти на нее не снимаю: на средний формат меня не хватает, а узкоформатная камера – уже уходящее.
После пленочного «Зенита» (а что еще могло быть у того, кто родился и рос в Красногорске?) я завладел папиным Fujifilm. Маленькая цифровая коробочка с флешкой на 32 Мб – это был предел мечтаний. Камера стоила очень дорого, и давали мне ее неохотно.
Когда я был в 10 классе, мой дедушка создал какой-то архитектурный проект и подарил мне Canon 300D. С этой камеры и началась моя профессиональная деятельность. Помню, как выбирал ее среди других. На тот момент на рынке был очень маленький выбор в сегменте полупрофессиональных и любительских зеркальных фотоаппаратов, а 300D была вообще первой зеркалкой по цене около 1 000 $.
Это было около 10 лет назад. Затем у меня появился Canon 30D; после него я перешел на 5D, и через полгода он утонул в Атлантическом океане во время съемки серфинга из воды.
Один из последних кадров, сделанных моим первым Canon 5D
На смену ему пришел Canon 5D Mark II, а затем скоростной и неприхотливый 7D. Настало время менять камеры; тогда, вероятно, из-за землетрясения в Японии, долго не выходил 5D Mark III, поэтому я купил опять второй. Оптика тоже прибавлялась и прибавлялась: началось все с кит-объектива, затем 28–135, Sigma 70–300, 50 1,8, 50 1,4 было аж две штуки. Затем я дорос до L-серии: 16–35, 70–200 2,8 со стабилизатором, мой любимый 50 1,2, по которому до сих пор скучаю, и, конечно же, тилт-шифт 45 мм.
Одна из самых запоминающихся поездок в Париж, когда на этот город обрушился сильный снегопад, за пару часов заваливший все дороги. Сказочное время и сказочный тилт-шифт 45 мм в сочетании с 5D Mark II
Все это лежало в разных кофрах и использовалось мной постоянно: от поездок по разным странам до различных съемок в Москве, от съемок для Chanel до многочасовых походов по глубокому снегу или плавания в океане. Камера для меня – важный предмет, тем не менее, я его не обожествляю и не превращаю в живое существо. Я езжу с ней и снимаю. К ней у меня только одно требование: она должна всегда работать и не ломаться.
Одна из самых сложных съемок – фотографирование в снегопад в горах Красной Поляны. Камеру залепляет в секунды: стоит достать ее из рюкзака, и всё. С опытом пришло понимание, что зеркальные камеры вполне неплохо переносят такие экзамены, но все равно нужно быть аккуратным и иметь много тряпочек
Но любая техника устаревает как морально, так и технически. Если, конечно, раньше ее не убьет что-либо другое.
Так вот, в конце прошлого лета я задумал серьезное обновление. Заодно решил узнать, можно ли начать сотрудничество с таким гигантом фотоиндустрии, как Canon. Я написал им красивое доброе письмо о себе, о своей работе и прикрепил фотографии. В ответ было молчание. Никогда не понимал людей, которые просто не отвечают на письма. В то время мне попался контакт из офиса Nikon, и я решил написать и им. На следующий день я очень обрадовался, получив ответ и приглашение к ним в офис поговорить и познакомиться.
Первая поездка с Nikon D800 закончилась нереальной фотосессией из окна самолета, когда мы пролетали над Москвой в идеально солнечный морозный день. Этот снимок – вероятно, самый растиражированный кадр, который я снял
Моя идея работы с Nikon была достаточно проста: я люблю фотографию, это моя жизнь, моя работа, и мне очень интересно сотрудничать с гигантом фотоиндустрии. У компании, в свою очередь, есть программа поддержки профессиональных фотографов. Об этом можно прочитать здесь.
Мы договорились, что я попробую технику и пойму, готов ли я поменять все. Никаких дополнительных условий не было. Мне просто выдали технику для временных тестов. В первую зимнюю поездку в Красную Поляну в декабре я взял камеру Nikon D800 и три объектива, которые мне были нужны: Nikkor 24–120 F/4, 70–200 F/2,8 и 50 mm F/1,4G.
Это тот набор, который покрывает все стандартные задачи по съемке; тем не менее, я очень нервничал: новое оборудование – и сразу в бой. Мало того, что все колесики работают в обратную сторону и объектив зуммируется наоборот, так еще и погода была не самой крутой для съемки – валил такой снег, что банально не было ничего видно. Я бы вообще не стал снимать своей камерой в такой снегопад, а тут вроде тест: выдержит или нет.
Детский праздник в Международный день снега был и в самом деле днем снега. Такого я давно не видел! Nikon D800 выдержал сильный снегопад и обстрел снежками
Во время рассвета у меня была отличная возможность насладиться тем, о чем говорят многие фотографы, – цвето- и светопередачей Nikon. Какие глубокие тени на склонах за 10 минут до рассвета!
Камеру вернул целой; единственным минусом было то, что запотевало внешнее стеклышко окуляра изнутри и его пришлось выкручивать несколько раз. С последующими камерами такого не случалось…
Еще раз камера меня здорово испугала, когда некоторые кадры в Lightroom не открывались. Оказалось, что проблема в моей старой флешке. Тем не менее, на форумах я нашел решение: кадры открывались в обычной программе просмотра на Mac и легко конвертировались в TIFF
Nikon D800 – нереально крутая камера. С ней я все понял о цвете и возможностях RAW. Обратная сторона этого – 140 изображений на 16-гигабитную карточку. Про репортажную съемку в RAW можно забыть – файлы очень тяжелые. Но, еще раз повторюсь, качество после Mark II мне показалось просто нереальным. Лишний раз я убедился в крутости этой камеры на Маврикии.
Поздний закат и вид на гору Ле Морн. Маврикий, август 2013 года. Снято Nikon D800
Стоит сказать, что у меня есть давний красногорский знакомый, очень хороший свадебный и пейзажный фотограф Стас Савин sav_in . Когда-то давно он тоже перескочил с Canon на Nikon, и мы все смеялись над этим шагом, а потом увидели его новые снимки… Я все думал, что это секрет какой-то в обработке. Впрочем, вы сами можете их посмотреть. Так вот, когда я задумал переход на Nikon и вернулся из Красной Поляны, то списался с ним, и знаете, что он мне сказал? Пишу примерно; Стас, поправь, если что: «Я решил вернуться к Canon. Не могу найти нужный мне тон кожи, и с Nikon сделать это очень трудно».
Я опять засмеялся, но и задумался…
Утренняя роса в бельгийском городе Генте. Nikon D4
Впереди была зима, самый активный для меня съемочный период. Впереди была очень ответственная и нервная для меня съемка на чемпионатах мира в Сочи. Я снимал сноуборд и горные лыжи и делал отчет для курорта, будучи официальным фотографом, трудился над своим первым большим репортажем для спортивного журнала «PROcпорт» и отдельной съемкой для Quiksilver и Roxy с Юрой Подладчиковым и Торой Брайт. В общем, все было очень важно и промахов не должно было быть.
Я взял в эту поездку лучшее, что есть у Nikon, – их новую камеру D4, 70–200 2,8 последней версии, широкоугольник 16–35 F4, полтинник и легендарный объектив Nikkor 300 mm 2,8. Экипировался по максимуму, в общем, но на всякий случай, для таймлапсов и т. п., захватил свой Mark II и ширик с тилт-шифтом и полтинником.
Олимпийская чемпионка Тора Брайт во время соревнований в Красной Поляне. Nikon D4 и Nikkor 300 mm F/2,8
Съемки шли великолепно. Те, кто был рядом, когда я обрабатывал снимки, постоянно слышали мои восклицания о качестве кадров. Действительно, связка Nikon D4 и 300 mm 2,8 – это лучшее, что есть для спортивной съемки.
Я даже не знаю, где рабочий порог по ISO на D4. До 6400 работает отлично, а больше – это уже издевательство. Многие финалы кубков проходили ночью
Вероятно, камера была того же мнения насчет любви к 300 мм, и на третий или четвертый день съемки, когда я бежал вниз по ледяному склону, чтобы успеть снять награждение этапа Кубка мира FIS по сноуборду в хаф-пайпе, объектив решил не сниматься. Это была катастрофа! Все мысли были о том, как снять подиум и Подладчикова, который занял второе место. Как назло, малютка Sony Nex осталась в номере вместе с Mark II, а iPhone сел во время награждения девушек. В поисках камеры в кратчайший срок я выбрал iPhone своего друга и нашего оператора Макса Ляменкова и сделал важные снимки.
Тот самый важный кадр, сделанный iPhone, где Юра стоит на подиуме, заняв второе место
Уже позже в пресс-центре вокруг моей камеры собрался, скажем так, весь свет отечественной спортивной фотожурналистики, и все думали, что делать…
Когда используешь тяжелые линзы типа 300 мм и более, нужно быть крайне аккуратным в переноске техники и держаться не за тушку, а за сам объектив. Вероятно, я дернул или поспешил вниз с хаф-пайпа и заклинил байонет. Он просто не выдержал и заел. У кого-то из собравшихся такое было и с Canon. Самому не починить, а впереди еще 10 дней съемок.
В итоге у меня был самый крутой фикс-комплект: камера-то работала прекрасно, просто объектив не снимался. Поэтому широкоугольные кадры я снимал Canon, а спорт – Nikon D4 300 mm 2,8 fix J Конечно, я от этого только выиграл и понял: с одной камерой больше не езжу.
После скорострельного D4 на 5D Mark II снимать было немного скучно, но выбирать не приходилось
В марте я поехал снимать команду DC по сноуборду в Мерибель, и уж не помню, почему взял Canon. То ли из-за нашего оператора Зои, которая тоже была с Canon, и я хотел делиться линзами, то ли это была заключительная точка перед финальным выбором. В общем, я взял Mark II и 7D и поехал.
Очень красивое расположение парка DC Area43 и прекрасная погода во время поездки позволили хорошо поснимать. Юра Гаврилов, снято 5D Mark II
Честно скажу, ощущения после D4 очень грустные, как будто со своей машины пересел на подменное авто: вроде все хорошо, а что-то уже не так.
Я, конечно, понимаю, что сравнивать камеры разного уровня неверно, но это было началом конца. Кроме тилт-шифта, я иногда скучаю по моему 50 mm F/1,2: очень хорошая линза, светосильная. Зато 70–200 F/2,8 от Nikon дает просто нереальное боке!
(главное фото)
Я стал думать, что делать: покупать Canon 1Dx или все продавать и брать Nikon D4. Мне кажется, я прочел все тесты этих камер в Интернете. Перед сном сам сравнивал технические характеристики и тестовые изображения. Еще никогда я так не углублялся в вопрос, что же лучше, и знаете что?
Теперь, когда меня спрашивают, что круче, Canon или Nikon, я говорю: «Друзья, это два разных бренда, а в современной репортажной фотографии их, на мой взгляд, всего два. Так вот, оба они делают высокопрофессиональную фототехнику, у каждого есть свои плюсы и минусы, но говорить, что кто-то лучше, – это глупо. Я снимаю Nikon D4, и я счастлив работать с этой камерой. Я получаю эстетическое и профессиональное удовольствие, делая снимки своим фотоаппаратом, который, кстати, мне не выдали, я его купил».
Особенно круто в плане съемки прошла поездка в США: я снимал очень много видео, мы провели лайф-стайл-съемки коллекции Quiksilver в пустыне в парке Йосемити, прокатились по Калифорнии... На фото: Дима Кольцов, снято Nikon D4 и 24–70 F/2,8
Основные объективные плюсы камеры – качество картинки, скорость и неприхотливость, субъективные недостатки для меня – размер и цена (не погулять по темным закоулкам Барселоны, например: опасно и жалко потерять такую камеру. У меня есть вопросы по автофокусу в темное время или при съемке в темноте, но, боюсь, проблемы во мне, а не в камере: одно из отличий Nikon от Canon – это большие возможности настройки всех деталей в фотоаппарате. Зайдите в меню обеих камер, и все поймете сами.
Шоссе № 1 – одна из красивейших дорог в мире. Связывает Лос-Анджелес с Сан-Франциско и идет вдоль побережья
В итоге, в основном по работе я сейчас снимаю Nikon D4 и иногда Nikon D800. Все объективы, что я сейчас использую: Nikkor 24–70 2,8G (решил взять, так как 16–35 от Canon надоел); Nikkor AF-S 70–200 mm 2,8 ED VRII – работает божественно; 50 mm 1,4G – все же немного тоскую по автофокусному 1,2 от Canon.
Сейчас думаю о покупке нескольких фиксов (24 mm 1,4G – королевский объектив для прогулок по городу) и широкоугольника. Возможно, еще 80–400 прикуплю, посмотрим. 300 мм периодически беру по программе поддержки профессиональных фотографов. Когда еду отдыхать и не беру тяжелый рюкзак и всю технику, я использую Sony RX1, которую мне выдали для тестов. Малютка просто создана для того, чтобы отдыхать с ней и делать красивые снимки.
Снято Sony RX1 во время нашего отдыха в Эстонии
На обратном пути из аэропорта. Времени собирать рюкзак не было, да и это была дорога туда-обратно, я взял только Sony. По дороге назад остановились на самой южной точке острова. Кадр сделан с выдержкой в 1,5 секунды при свете луны. Вот она, малютка RX1
Естественно, какой бы крутой ни была беззеркальная камера, она не сможет стать полноценным рабочим инструментом для меня. Но если нужно отдохнуть, то лучше нее не придумать! Тем более в свете того, что от рюкзака периодически болит спина.
Снимать D4 повороты в глубоком снегу со скоростью 12 кадров в секунду – просто рай! Потом только стоит выбрать наилучший момент в повороте райдера и вылет снега. Не то чтобы такое не снять обычной камерой, но процент брака будет велик, и тут ничего не поделаешь. Есть два варианта: снимать один кадр и радоваться, либо снимать очень быстро и радоваться вдвойне. На фото: Егор Сорокин
Таким образом, я описал тот вопрос, который, с одной стороны, может показаться скучным и банальным, а с другой – является важным шагом, сделанным мною этой зимой.
Задача была поменять технику, и я ее поменял. По комментариям людей, с которыми я работаю, и жены, часто критически оценивающей мои снимки, я понял, что прогресс есть. Но я бы не стал напрямую соотносить это с переходом от одной марки к другой. Просто новое оборудование, новые проекты и профессиональный рост, к которому я стремлюсь.
Во время последней поездки на Маврикий мой D4 с надетым 70–200 F/2,8 упал вместе с нами и лодкой примерно с 10-метровой высоты (мы вылетели с большой волны вверх, спасая туриста, который попал на риф). Я отделался сильными ушибами, моя подруга сломала ногу в двух местах, а камера... она работала так же, и только вбитый байонет напоминал о падении, давая картинку, как на тилт-шифте при открытой диафрагме.
Сейчас фотоаппарат в ремонте, его обещали починить за два дня. Еще столько же ушло на диагностику. Все это потому, что я состою в Nikon Professional Services. Да, совсем забыл написать, что кроме быстрых сроков обслуживания по программе NPS (два дня на диагностику и два дня на ремонт) в сервис-центре выдают подменные камеру и объектив. Собственно, это нереальная помощь и поддержка в подобных ситуациях, когда уже есть заказы на съемку, а фотоаппарат сломан.
Съемка с вертолета в тот день, когда на Маврикий пришли самые большие волны за год. Камера, которая упала с 10-метровой высоты, продолжила работать, на объективе только фильтр сломался... Кадр сделан через неделю после падения. Обратите внимание на левую часть снимка: она нерезкая
Ночной вид с Млечным Путем и горой Ле Морн на заднем плане. Снято Nikon D800, который я взял в качестве запасной камеры
Закат на Маврикии. Nikon D4 и 70–200 F/2,8 работают так же, как если бы не летали с нами по лодке
P. S. Это не рекламный пост. Я искренне рад, что перешел на технику Nikon. Рад, что в их офисе работают люди, которые любят этот бренд и свою работу. За прошедший год я неоднократно сталкивался с их помощью и поддержкой в разные моменты, и это очень важно. Мне приятно, что работа идет напрямую, а не через какое-нибудь рекламное агентство, которому важны результаты для отчетов. Кстати, сейчас при поддержке Nikon проходит моя первая авторская выставка в Красной Поляне на курорте «Роза Хутор».
Оригинал: ave-kii.livejournal.com/218108.html#cutid1.
Текст прошел минимальную редакторскую правку.
Материалы опубликованы с разрешения автора.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий