Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Что такое быт? Точка зрения фотографов

Что такое быт?
Точка зрения фотографов

#блоги
Что такое быт?
Точка зрения фотографов
25 мая 2015
Фото:Уокер Эванс
Текст:Кристина Бесстрашнова

Быт — часть каждого человека. Часто его заменяют словами «рутина», «бытовуха», «тоска» и «скука». Однако фотографы способны перевернуть представление зрителя о привычных вещах, представив картину с другой стороны или сосредоточив внимание на емких деталях. Мы решили проследить, как эта тема раскрывается в творчестве известных фотографов, и задать вопрос читателям: что для вас быт?​


Определение из энциклопедического словаря:

БЫТ — уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей, так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения.

Фотографы по-своему определяют это понятие.

Быт — это груз. Уокер Эванс

Грамотность. Авторитет. Трансцендентность. Только в слиянии этих трех компонентов получается качественный снимок, считал классик американской фотографии. Средний человек в обычных обстоятельствах — это излюбленная тема его творчества.

Из трех следует четвертый: парадокс. Эванс с репортерской дотошностью старался передать объективность изображаемой реальности, с одной стороны, а с другой — художественно внушить зрителю одну идею. Это жизнь в Депрессии и нищете.

Может показаться, что Эванс идеализирует быт в американской провинциальной семье. Чистые полы, выстиранное белье, прибранный стол, начищенная посуда вместе с прямыми линями в кадре — дощатые стены, стол у двери, очертания буфета и зеркала — создают впечатление благополучия жильцов.

И одновременно пустоты их жизни.

При взгляде на одежду хочется посетить ванную комнату. Невольно ежишься. Однако бедность их положения не отражается в глазах, как у знаменитой «Мигрантки» Доротеи Ландж. Семья спокойна и с любопытством смотрит в кадр. Грамотно сделанный репортажный снимок, который неявно, но убедительно заявляет, что быт в американской семье есть смиренная нужда, заставляет на мгновение стать немного более активным гражданином.

Быт — это вызов. Вольфганг Тильманс

Тильманс стремится документально изобразить окружающих его людей. В объективе немецкого фотографа быт представляется вызывающим, пошлым и... естественным.

«Я снимаю, чтобы увидеть мир».

Подростки, скрываясь от скуки повседневности, скидывают одежду и убегают в леса, чтобы наслаждаться друг другом и природой. А женщина, натянув на голову что-то чехлообразное, сидит перед винтажными картинами и компьютером.

Устала, вероятно. С каждым бывает.

Тильмнас устанавливает фокус на те объекты, которые выбиваются из рутины. Растение в ванной, висящий над беспорядком ананас. Композиция подчеркивает бунт против скуки быта: фотограф порой делает будто случайный снимок, которой может быть нечетким или наклоненным.

Наверное, в Англии 90-х весело жилось.

Быт — это иллюзия. Мириам Бэкстрём

Жильцы покинули свои дома. И лампа горит. И свет льется в окно. Постель не заправлена. Открытая сумка. Вот-вот кто-то вернется. Следующий кадр: ванна, душ и кафель в рамках декорации на съемочной площадке.

Шведский фотограф Мириам Бэкстрём исследует связь реальности и вымысла, совмещая их в едином пространстве съемочной площадки. Искусственная простота жирно подчеркивается деталями: доски торчат из потолка, недокрашенный белый пол, стопки сценария на обеденном столе, видимая конструкция стен.

«Я не вижу четкой грани между моей реальностью и реальностью изображения».

Увлекаясь идеей формы, Бэкстрем в своих инсталляциях (зеркальные фигуры, к примеру) погружает зрителя внутрь произведений. В серии снимков с комнатами «S014» чувствуется тот же «эффект присутствия» смотрящего на съемочной площадке.

Возникает вопрос: почему я ушел?

Быт — это грезы. Ирина Попова

Прогуливаясь по ночным улицам, выпускница школы Родченко запечатлела пьяную женщину с коляской. Мать растягивается на асфальте. От нее поступает предложение пойти к ним домой.

Отношения, захваченные камерой Поповой, выглядят жутко и мило. Жутко, потому что это настоящая жизнь. У наркоманов тоже рождаются дети. Мило, потому что и в доме с кучей спящих людей и разбитыми бутылками видна искренняя человеческая теплота.

В яркий солнечный день семья выбралась в город. Папа целует дочь в пятки.

Задевающая работа Поповой потрясла общественность. История маленькой Анфисы, живущей практически в притоне, побудила интернет-пользователей обратиться в прокуратуру. Возбудили уголовное дело. И перед Поповой возник этический вопрос, кем она должна была быть во время своей работы: фотографом или человеком.

Вопрос актуальный, но ведущий в тупик.

Быт — это надежда. Леони Хэмптон

«Комнаты остаются заполненными коробками с вещами, оставшимися еще со свадьбы моей матери. Она все время сортирует вещи в зависимости от их загрязненности, а чистые, по ее мнению, она не трогает. ОКР управляет нашей жизнью».

Обессивно-компульсивное расстройство — это психическое заболевание, связанное с навязчивыми мыслями.

В своих снимках серии In the shadows of things фотограф откровенно показывает быт в семье, в которой мать стремится к идеальному порядку. Со стороны кажется обратное: дом в бардаке, а его жители не умеют вести хозяйство.



Это видимость. Мать крайне чистоплотна, но ее расстройство мешает ей трезво воспринимать положение окружающих вещей. Нормальный быт невозможен для нее.

Усталая, она ползает по газону, чтобы передвинуть коробки.

Цвета снимков позволяют прочувствовать настроение семьи. Четкое изображение в сочетании с тусклым светом из окна, обостряют чувство одиночества. Одиночества семьи перед болезнью.

А на одном снимке мать и отец на грани поцелуя. Их счастливые лица освещены.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий