Фото:Ольга Хахалина
Текст:Наталья Шиняева
Корреспондент издания Rolling Stone Наталья Шиняева специально для журнала «Российское Фото» рассказывает о том, каково это — работать фотографом на одном из главных мировых музыкальных фестивалей.
Концертные фотографы, хоть раз побывавшие на настоящем музыкальном фестивале за чертой города, знают, что работа в таких условиях — настоящее испытание, не сравнимое со съемкой из фотопита обычной концертной площадки. Английский фестиваль Гластонбери считается одним из крупнейших в Европе по размерам и количеству сцен — на площади почти в 5 км2 расположено почти 100 концертных площадок, открытых, закрытых, больших и совсем крохотных, в чистом поле и спрятанных в кустах, старых автобусах, шатрах и других неожиданных местах. На фестивале выступают как артисты мирового уровня — Адель, The Who, Rolling Stones, Coldplay, Muse — так и начинающие музыканты, которым Гластонбери дает билет в мир большого шоу-бизнеса. Отдыхать на фестивале, наслаждаясь природой, музыкой и атмосферой всеобщего беззаботного веселья — незабываемое приключение. Работать в этих условиях — тяжкий труд, сравнимый с подвигами древнегреческого героя Геракла. По крайней мере, Авгиевы конюшни — первое, что приходит на ум при виде размытых дождями гластонберийских полей.
1. Подвиг первый: попасть на фестиваль
Canon EOS 450D; 1/500с; ISO-200; F/8; 50mm | Canon EOS 450D; 1/400с; ISO-1600; F/22; 55mm |
Фото: Ольга Хахалина
Получить фотоаккредитацию не так-то просто. Конечно, можно попробовать просто купить билет, приехать и снимать из толпы — приносить профессиональные камеры никто не запрещает. Но сделать уникальные кадры из расположенного прямо под сценой фотопита куда реальнее, чем пытаться поймать в объектив замутненное дымом от файеров и самокруток публики лицо артиста в нескольких десятках метров от сцены. Гластонбери не нуждается в рекламе и продвижении: 200 000 билетов на фестиваль продаются за считанные минуты еще до объявления лайнапа, а потому количество аккредитаций строго ограничено. Чтобы получить заветный «пресс-пасс», нужно иметь верительное письмо от главного редактора какого-то крупного издания, желательно принадлежащего к известному международному холдингу и специализирующегося на музыкальной тематике. Подойдет и направление от новостного агентства — они, как известно, располагают своим фотобанком, а потому периодически нуждаются в его пополнении. В любом случае, стоит приготовиться к тому, что в первый год письмо с просьбой об аккредитации просто проигнорируют, на второй — откажут, и только на третий раз самые настойчивые получают положительный ответ организаторов фестиваля и заветный бесплатный билет вкупе с разрешением на фотосъемку.
2. Подвиг второй: выжить в спартанских условиях
ISO-100; F/2; 4mm | ISO-100; F/2; 4mm |
Фото: Ольга Хахалина
Предположим, первый фильтр пройден, аккредитация получена. На этом все бонусы заканчиваются: журналистам тоже придется жить в палатке, как и обычным зрителям, если только родное издание не выложит несколько тысяч британских фунтов за более комфортную «юрту» с мягким матрасом, подогревом и душем на расстоянии вытянутой руки. Обычно на такую щедрость рассчитывать не приходится. Так что стоит приготовиться к уличным туалетам, соответствующему запаху удобренных полей и очереди длиною в несколько часов перед душем, организованным на территории фестиваля экофанатами из Greenpeace. Питаться тоже придется чем попало: в основном это фастфуд из ближайших к сценам палаток. Сберечь желудок (да и кошелек, ведь кофе и кусок пиццы стоят не меньше 10 фунтов) помогут каши быстрого приготовления, которые в сочетании с кипятком из установленного в пресс-центре бойлера помогают не умереть с голоду.
3. Подвиг третий: отвоевать свое место
Canon EOS 450D; 1/400с; ISO-1600; F/18; 55mm | Canon EOS 450D; 1/250с; ISO-1600; F/20; 70mm |
Фото: Ольга Хахалина
У Гластонбери, как и любого другого мероприятия, есть свои инфопартнеры, с которыми связывает многолетняя дружба и сотрудничество. Национальные британские СМИ — BBC или NME — живут в собственных обустроенных вагончиках на бэкстейдже, имеют доступ ко всем артистам и ведут прямую трансляцию происходящего. Все остальные, в том числе международные журналисты (их около 100 человек), работают на общих основаниях: у фотографов и корреспондентов есть доступ в пресс-офис, где можно зарядить гаджеты, подключиться к интернету и выпить растворимого кофе или чая.
Наличие wi-fi в таких условиях очень упрощает жизнь — например, с его помощью я могла подключить свою камеру Canon 750D напрямую к ноутбуку и комфортно слить все фотографии, не мучаясь разматыванием шнуров и поиском свободного слота для карты памяти.
Для аккредитованных фотографов предусмотрен доступ в фотопиты всех сцен, откуда можно снимать, но обычно только первые три песни, после которых — извольте в поля и фотографируйте оттуда. Это еще не все — количество фотографов, допущенных в питы двух главных сцен фестиваля, может быть ограничено, так что лучше прибывать заранее — в четверг утром, а то и в среду вечером (с учетом того, что все концерты проходят с пятницы по воскресенье).
4. Подвиг четвертый: вынести колоссальные физические нагрузки
Canon EOS 450D; 1/400с; ISO-1600; F/22; 55mm | Canon EOS 450D; 1/320с; ISO-1600; F/11; 70mm |
Фото: Ольга Хахалина
Аккредитованные фотографы имеют на фестивале некоторые преференции по части передвижения: можно перемещаться по бэкстейджу между сценами, но до этой зоны еще нужно дойти. Преодоление расстояния только между двумя главными сценами займет около 10 минут, а в дождливую погоду и все двадцать. До других концертных площадок придется совершить куда более длительный марш-бросок. Прибавьте к этому вес техники, хлюпающую под ногами жижу вместо привычной устойчивой поверхности, толпы не совсем адекватных от счастья людей, хаотично перемещающихся по территории фестиваля, — неудивительно, что во время работы на Гластонбери ответственный и трудолюбивый фотограф теряет около 3 кг веса. Хороший способ для тех, кто отчаянно желает быстро похудеть.
5. Подвиг пятый: победить бюрократию
Canon EOS 450D; 1/400с; ISO-1600; F/13; 65mm | Canon EOS 450D; 1/400с; ISO-1600; F/11; 123mm |
Фото: Ольга Хахалина
Почти все крупные артисты — Muse, Coldplay, The Stone Roses и даже Last Shadow Puppets — теперь стали требовать у фотографов подписывать стандартный отказ от прав. В этом году на Гластонбери такие случаи особенно участились — фестиваль среди коллег по цеху даже получил шуточное название «sign this paper festival». Это означает, что использовать отснятое можно лишь однажды и только в одной публикации издания, которое этого фотографа и направило. При этом сам фотограф не имеет права продавать свои снимки и даже не может поделиться ими в своем портфолио или на личной странице в социальных сетях. Отказаться от подписи тоже нельзя: в этом случае бунтаря просто не пустят в фотопит. Впрочем, были и отказники: когда я указала одному из фотографов, что его бланк о съемке Last Shadow Puppets валяется неподписанным в грязи на полу, он снисходительно ответил «Там ему и место» и снова уткнулся в свою «черную комнату».
Всем прочим остается только принять условия звезды и порадоваться: такие дивы, как Адель или Лана Дель Рей, вообще не пускают фотографов в пит, принуждая их сновать в толпе фанатов с телевиками наперевес в надежде сделать приличный кадр звезды. Не надо забывать, что нередко артисты до или после своего выступления разгуливают по той части бэкстейджа, где расположен пресс-офис — все потому, что там расположены еще и бары. Потому никто не помешал мне сфотографировать по пояс грязного Тео Хатчкрафта из Hurts, тем более что по такой грязи он все равно далеко убежать бы не смог.
6. Подвиг шестой: победить стихию
ISO-100; F/2; 4mm | Canon EOS 450D; 1/500с; ISO-1600; F/22; 70mm |
Фото: Ольга Хахалина
Будь то моросящий (или поливающий — как повезет) дождь или палящий зной (да, в Англии и такое случается), выступления артистов идут по расписанию, а значит, и фотограф работает по тому же графику. И если простому тусовщику все равно, будет он проводить время на травке или принимать ванны в луже глубиной в полметра, то задача фотографа — сберечь технику и собственное здоровье. Водонепроницаемые чехлы помогут решить первую задачу, а прочные резиновые сапоги и надежное непромокаемое пончо — вторую. Легкий, больше похожий на целлофановый пакетик дождевик с английскими дождями не справится, поэтому надежной амуницией лучше запасаться заранее в специализированных магазинах для туристов. Тюбик солнцезащитного крема и солнцезащитные же очки тоже входят в стандартный рабочий набор фестивального фотографа. Вообще перед заездом на фестиваль неплохо бы походить в спортзал: умение быстро бегать поможет преодолевать пересеченную местность фестиваля со скоростью ветра, накачанные руки вынесут не только технику, но и пару спальных мешков, а сильные ноги — то что нужно, чтобы не остаться навсегда застрявшим в засасывающей, как болото, грязи Гластонбери.
7. Подвиг седьмой: сделать лучшие кадры
Фото: Ольга Хахалина
Жизнь профессионального фотографа с каждым днем все труднее — приходится конкурировать не только с коллегами, но и с оснащенными смартфонами последней модели подростками, которые от барьера первого ряда снимают фото и видео, транслируют это в режиме онлайн во все социальные сети мира и артисту напрямую. Летающие дроны тоже заставляют фотографов сильно нервничать.
Но именно такие экстремальные условия., как музыкальный фестиваль в полях и под отрытым небом, проявляют в фотографе его профессиональные качества, выносливость, выдержку и способность снимать лучшие кадры вне зависимости от погоды, собственного состояния и настроения. Небольшая стремянка и хороший фотоаппарат — как, например, Canon 750D — вкупе с сильным характером помогут справиться и с этой задачей.
О камере
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий