Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Фестиваль Навакалевара: репортаж Светланы Фоминой

Фестиваль Навакалевара:
репортаж Светланы Фоминой

#репортажи
Фестиваль Навакалевара:
репортаж Светланы Фоминой
16 июня 2015
Фото:Светлана Фомина
Текст:Светлана Фомина

C апреля месяца в городе Джаганнатха Пури в штате Орисса, Индия идет фестиваль, который называется Навакалевара. Это культовое событие для всех верующих индусов, которое происходит исключительно в благоприятные годы. В последний раз — в 1996 году. О событии рассказывает участница нашего клуба Светлана Фомина.


Поклонение в храме Джаганнатха ведется уже несколько тысячелетий. В таких писаниях, как Сканда-Пурана, упоминается о первом появлении божеств Джаганнатха, Баладева, Субхадры и Сударшаны в Сатья-югу (несколько миллионов лет назад). Тогда же был построен и первый храм.

С тех пор ведут свое начало и традиции поклонения в храме, а также традиция смены тел Божествами. Зачем они это делают? Ответ на этот вопрос помогают прояснить святые, которых и поныне можно найти здесь, в Индии.

Они рассказывают, что Кришна-Джаганнатх (Повелитель Вселенной), каждое Свое проявление приходит в разном настроении и иногда склонен больше вести Себя как Рама, иногда, как Кришна, иногда — как какая-нибудь из других Его аватар.

Например, тот Джаганнатх, который сейчас уходит, был очень милостив к нам, западным. До Него никого рожденного за пределами Индии, в семье не-хинду, никогда не подпускали к колесницам на Ратха-ятре ближе, чем на несколько метров, в эти же годы были прецеденты, когда можно было спокойно подняться, поклониться Божеству, даже дотронуться до Него, заглянув в глубокие, чарующие, огромные глаза, которые не отпускают потом еще очень долго, оставляя ощущение, что Господь рядом, любит меня и всегда заботится обо мне. Вашей покорной слуге тоже удалось проникнуть на колесницу в прошлый приезд на фестиваль Ратха-ятры в 2013 году.

Поэтому сейчас город погружен в разлуку со «старым» Джаганнатхом и боязливое и волнительное предвкушение: «Каким же будет новый Господь?»

Поскольку Божества Джаганнатха, Баладева, Субхадры и Сударшаны приходят в деревянных обликах, когда настает пора менять тела, нужны деревья. Сам процесс поиска и доставки деревьев не быстрый, в этом году он занял почти два месяца. Все происходящее окутано мистицизмом, все церемонии строго регламентированы древними писаниями и проходят при участии исключительно «подходящих» брахманов, каждый из которых происходит из рода, выполняющего назначенное ему служение из поколения в поколение.

Мне удалось побывать на нескольких этапах Навакалевары.

Сначала брахманы определили местонахождение божественных деревьев, каждое из которых отмечено определенными знаками Вишну. Затем в течение нескольких дней, а то и недель проводились церемонии, после чего, одно за другим эти деревья срубались и помещались на телегу. Телегу тянули пешие босые люди, сопровождаемые группами киртана. Брахманы, ответственные за поклонение именно этому дереву сопровождали его сидя или стоя рядом на телеге. В этот раз деревья были найдены далеко, за много километров от Пури, Джаганнатх был дальше всех, километрах в ста пятидесяти. Соответственно путь обратно занял несколько дней.

Когда все деревья прибыли в храм им назначили плотников, работу которых не видит никто. Каждый день плотники и скульпторы по дереву, чьи отцы и деды делали новых Джаганнатхов, тайно приходят в храм и ведут работу. Завтра (16 июня) в ночь будет финальная церемония Навакалевары.

Внутри Джаганнатха есть жизненная сила, так называемый Брахма. Не Брахма, вторичный Творец Вселенной, а Брахма — божественная сущность, жизненная сила в данном случае. Никто точно не может описать что это такое. Эта церемония — самая таинственная и мистическая из всех.

В эту ночь по всему Пури выключают свет, чтобы никто не мог даже случайно ничего рассмотреть, ибо тот, кто увидит — умрет. Слуги Джаганнатха завязывают глаза и на ощупь везут новых Божеств в тайные покои Джаганнатха. Там остается лишь один пожилой брахман, тайный слуга, которому доверен перенос Брахма из «старых» тел в «новые». Вскоре после церемонии брахман уходит в Богу, в мир иной. Эта ночь считается также уходом в самадхи «старого» Джаганнатха.

Но весь мир еще не скоро увидит новых Божеств. Только 17 июля, спустя почти месяц после церемонии, Божества вновь откроют для всех двери храма, а на следующий день выйдут на улицу и поедут на колесницах в храм Гундича. Так начнется Ратха-ятра.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий