Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Дни польской драматургии: репортаж Сергея Козлова

Дни польской драматургии:
репортаж Сергея Козлова

#репортажи #репортажная_фотография
Дни польской драматургии:
репортаж Сергея Козлова
10 июля 2019
Фото:Сергей Козлов

14–16 июня в Пензе прошли Дни современной польской драматургии. Фестиваль организовал «Театр на обочине» при поддержке Польского культурного центра в Москве. В течение трех дней жители и гости Пензы смотрели спектакли и сценические импровизации по пьесам современных польских драматургов.

Специальным гостем мероприятия стал Павел Андреевич Руднев — театральный критик, арт-менеджер, доцент школы-студии МХАТ и ГИТИС, эксперт премии «Золотая Маска».

Логично, что такой фестивальный проект организовал театр, во многом следующий польской традиции. «Театр на обочине» ориентируется на концепцию «бедного» театра Ежи Гротовского, польского режиссера и теоретика. По Гротовскому, театр сознательно отказывается от сцены и зрительного зала ради единого пространства, изменяемого по необходимости. Так театр освобождается от всего необязательного, выявляя свою суть. Подробнее о Ежи Гротовском рассказывал Павел Руднев на утренних лекциях в «Театре» 15–16 июня.


А основная программа Дней начиналась 14 июня читкой пьесы Кшиштофа Бизе «Рыдания». Артистка «Театра на обочине» Екатерина Анохина, народная артистка РФ Галина Репная и заслуженная артистка РФ Наталья Старовойт рассказывали историю трех поколений женщин одной семьи об одиночестве и повторении судеб. И о том, что происходит, если женщина реализуется только через мужчину.

После сценической импровизации в «Театре на обочине» вечер продолжился в «Кукольном доме». Здесь шел спектакль «Убить Кароля» по пьесе Славомира Мрожека. В 2014 году эта постановка награждена «Золотой Маской» как лучший кукольный спектакль, а также за работу художника. И с тех пор ее показывают в «Кукольном доме» регулярно. Пьеса Мрожека ставит вопрос о том, как формируется зло в человеке, а тоталитарные системы уничтожают в личности остатки морали. Реалистическая картинка сменяется в пьесе фантастическим ужасом. И чем правдоподобнее он выглядит, тем становится страшнее.

Второй фестивальный день, начавшийся с лекции о Ежи Гротовском, продолжился импровизацией по еще одной пьесе Кшиштофа Бизе. Артист драматического театра Юрий Землянский читал поколенческую трагикомедию «Токсины» в постановке режиссера Кирилла Заборихина. Через героев двух поколений говорит отравленное ложными ценностями человечество. Остатки морали ему заменяет корпоративное мышление. А ради продажи товара люди легко готовы манипулировать друг другом.

После читки и обсуждения со зрителями «Театр на обочине» приглашал на спектакль «Наш класс» режиссера Марины Ливинской. Историческая драма Тадеуша Слободзянека показывает жизнь поколения с 1930-х по 2000-е годы.

Это история о коллективной вине за события Второй мировой войны. О том, как жестокие обстоятельства превращают друзей в лютых врагов. Персонажи пьесы раскрываются в отношении к событиям. На протяжении всего спектакля зритель видит, как через унижение отдельных социальных слоев формируется зло. И как действует на людей политическая неразбериха. После двадцати лет независимости в Польшу на два года приходит советская власть. Вскоре ее сменяет гитлеровский режим. Затем советская власть возвращается снова. В этом идеологическом хаосе нарастают взаимные обиды и оскорбления. Жизнь народа превращается в травматическое переживание войны, по законам которой мир живет и после нее. И никто не является только агрессором или только жертвой. В происшедшем виноваты все.



А завершали Дни 16 июня сценические импровизации по пьесам Пшемыслава Войцешека Made in Poland и «Люцина и ее дети» Марека Прухневского. Текст читали артисты «Театра на обочине».

В спектакле «Люцина и ее дети» режиссера Марины Ливинской один из главных вопросов — насилие в семье. Это пьеса о покорности женщины, о современном обществе со средневековыми нравами.

А в постановке Кирилла Заборихина по пьесе Made in Poland показана попытка понять агрессивного подростка, чтобы помочь ему. Это социальная комедия о стране, зависшей между культурой, церковью и бизнесом. И ничто из этого у молодого человека доверия не вызывает. Ностальгия о добром прошлом тоже уже неубедительна. В этой драме со счастливым концом показаны все социальные слои современной Польши.

После каждой постановки артисты обсуждали пьесу со зрителями. Это дало дополнительную возможность общения и вовлекло в проект очень многих людей. И в рамках обсуждений затрагивались культура и жизнь Польши в целом, отличия поляков от нас. Событие, которое сначала планировалось как сугубо театральное, открыло целый культурный пласт. Получилась настоящая творческая лаборатория со встречами, лекциями, читками и полноценными спектаклями.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий