Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Эффективная работа с приглашенной моделью: что нужно знать?

Эффективная работа с приглашенной моделью:
что нужно знать?

#практика
Эффективная работа с приглашенной моделью:
что нужно знать?
23 апреля 2015
Фото:Екатерина Григорьева. Модель: Лидия Саводерова

Фотографы в своей практике так или иначе обращаются к съемке с привлеченными моделями, профессиональными и непрофессиональными. И одной из ключевых проблем здесь является взаимодействие с моделью, где мы можем столкнуться с определенными сложностями. Они часто связаны с культурными и личными особенностями как модели, так и фотографа, временем суток и самочувствием каждого. Ниже мы с разных точек зрения рассмотрим основные составляющие эффективной съемки с выразительным результатом.


Лидия Саводерова, модель, мастер тренинга «Позирование» в Академии Фотографии:

Модель: Лидия Саводерова. Фотограф: Дмитрий Логинов

Многим фотографам не понаслышке знакома такая проблема, как зажатость человека перед камерой. До начала съемки вы уже разговаривали, и человек был свободный, красивый, а как только началась съемка — сжался, изменился, взгляд испуганный. Естественно, это и на кадрах отражается не лучшим образом. Закономерные вопросы: что сделать, как раскрепостить? Как поставить? Как оживить человека?

Давайте для начала разберемся, почему так происходит. Я вижу здесь две причины. Первая — сама по себе ситуация съемки непривычна для портретируемого. Даже если он или она много раз снимались для семейного альбома или на телефон, профессиональная портретная фотосессия — не та обстановка, которую можно назвать обычной. Рассмотрим студийную съемку: нежилое помещение, нередко изначально промышленного назначения, помимо гулких пустых стен вокруг масса странных приборов, проводов и насадок. Полутьма, но прожектора слепят глаза, а в темноте за пятном света что-то происходит. Не самая комфортная обстановка.

Модель: Лидия Саводерова. Фотограф: Максим Гусельников

Вторая причина скованности человека, которого снимают, в отсутствии контакта с фотографом. Нет, вы можете разговаривать, поддерживать беседу, что непросто делать, если одновременно нужно смотреть в видоискатель. Но важен даже не разговор, а зрительный контакт. Между вами объектив. Профессиональные модели привыкли контактировать с объективом, и потому он для них все равно, что глаза человека. Непрофессиональная же модель или, вовсе, заказчик не имеют такого опыта. Для них объектив это объектив и ничего более, техническое устройство, соединенное с фотоаппаратом, стекло и пластик. И потому смотрят они на линзу неестественным, часто испуганным, взглядом. Это все равно, что беседовать со столом — смешно, странно и со стороны пугает.

Так значит, проблема всего в неестественной обстановке? Не только. Есть еще тонкость, которая может ускользнуть из виду, пересекаясь в то же время со второй проблемой из вышеописанных.

Тонкость эта заключается в отсутствии любого контакта, особенно перед фотосессией. В моей практике есть случаи, когда во время съемки фотограф практически не говорил. И даже меня, человека опытного, это смущало. Непонятно, что он снимает, как кадрирует, и как мне с этим работать. В работе с обычными людьми это верный источник дискомфорта.

У фотографирующихся девушек есть дополнительная распространенная проблема — они не могут видеть, как получаются на фотографиях, при том имея, вероятно, собственные комплексы, неудовлетворенность какой-либо частью тела или лица. Если говорить о последнем, то немаловажную роль здесь играет визажист. Именно он сможет скорректировать недостатки, контуры, овал лица и так далее. Для девушки это важно, ведь она может увидеть воочию, что пара взмахов кистями, и результат уже виден. Точно также многих девушек смущают их рост и пропорции. В фотографии рост это, пожалуй, последнее, о чем вообще стоит переживать. Рост на фотографии не виден, а пропорции можно скомпенсировать. Более того, всем девушкам известны небольшие женские фокусы. Например, каблуки. Хороший красивый каблук зрительно удлиняет ноги, меняет пропорции тела, придает статности. Именно поэтому каблуки на съемочной площадке — лучшие друзья модели.

Что еще может помочь фотографу раскрепостить человека во время фотосессии? Подготовка к съемке: подробное описание искомого, желаемого образа, включая описание одежды, желательно с примерами — фотографиями и картинками. Все то, что вдохновляет вас, фотографа, точно также может вдохновить и модель. Тут надо делиться. Обоюдная заинтересованность в создании образа, единый настрой участников во время фотосессии способствуют повышению качества снимка с художественной стороны.

Модель: Лидия Саводерова. Фотограф: Антон Воронков

Показывая модели на примерах, что вы хотите получить, вы помогаете ей и в позировании. Она может заранее отрепетировать, потренироваться, зная, что от нее будет требоваться. В голове будет постепенно выстраиваться психологический образ, и, соответственно, настрой. Во время фотосессии не надо будет тратить время на объяснение — вы вместе будете работать на результат, зная, над чем трудитесь.

Не стоит забывать и про музыку. Она способна создать настроение, задать ритм движений, дать заряд энергии, что нередко очень нужно для того, чтобы «расшевелить» модель.

С другой стороны, важно помнить, что модели нужно привыкнуть к вам, к обстановке и заодно разогреться физически (ведь позирование сродни спорту, особенно если вы подразумеваете весьма активные движения). Поэтому не стоит отчаиваться, если первые сто кадров будут неудачными. Это нормальный процесс для двух незнакомых людей.

То же самое относится и к модели — если вы видите на первых кадрах со съемки, что вам что-либо не нравится, во-первых, не ставьте клеймо «неудачной фотосессии» на весь процесс, а во-вторых, обсудите с фотографом, что именно вам не нравится, что можно было бы доделать. И фотографу очень важно показывать модели результат, и не менее важно этот результат комментировать: что вам нравится, что вы хотели бы доработать. Здесь модель и фотограф равноценны. Ведь, как известно, ни один спектакль и ни одно кино не обходятся без внимательного обсуждения и последующей командной работы режиссера и актера. На фотосессии роли участников те же самые, отличие лишь в жанре. Представьте себя режиссером и актером и создайте свой неповторимый спектакль!

Марина Колосова, визажист, мастер курса «Макияж в фотографии» в АФ:

Фотограф: Ara Blindoyan. Модель: Феликс Райа Модель: Лидия Саводерова. Фотограф: Стас Пушкарев Фотограф: Ara Blindoyan. Модель: Kris Strange.

В работе с профессиональной моделью доска настроений и музыка — основное подспорье, как и в целом для всей команды. Но с точки зрения визажиста, первым получающего доступ к портретируемому, совершенно необходимо говорить с человеком, которого надо подготовить для работы в кадре. Помочь расслабиться, ответить на вопросы по процессу, обязательно возникающие у непрофессиональной модели, выяснить и проработать черты, которые смущают или совсем не нравятся. Все это неотъемлемая часть процесса, помимо прямой задачи по работе над художественным образом. Как бы прекрасен ни был день, уютна студия и внимателен фотограф, недовольство портретируемого собой или неуверенность на фотографии не спрячешь. У многих людей есть сомнения в себе, мнимые или реальные особенности внешности, требующие коррекции, визажист может помочь с большинством из них. Что-то скрыть, а что-то подчеркнуть, превратить особенность в характер. Найти доминанту образа, настроить и вдохновить модель.

Визажист часто является посредником между неопытной моделью и снующей туда-сюда съемочной бригадой или сосредоточенным на настройке камеры и света фотографом. Для девушек, которые делают в профессии самые первые шаги, не просто посредник, но проводник и опекун на площадке. Знакомое лицо, которое не спрятано за видоискателем. А для модели, являющейся заказчиком, когда массовка, а когда и напарник, который также заинтересован в выгодном для портретируемого ракурсе, как и он сам. В любом случае, внимательность и внимание — залог успеха.

Николай Самара, фотограф, мастер базовых и авторских курсов в АФ:

Модель: Лидия Саводерова. Фотограф: Alena Ray

В чистом виде задача любого фотографа — создать кадр, который решал бы поставленную перед ним задачу, будь то задача творческого или технического роста, коммерческий продукт для рекламы, заказной портрет или желание вызвать глубокие эмоции у предполагаемого зрителя. В любом случае, когда эти задачи решаются в рамках портретной съемки, кроме чисто фотографических, перед нами встают задачи, связанные с особенностями субъекта съемки, обладающего собственной волей, характером и настроением. Достижение первичных задач с этого момента усложняется необходимостью взаимодействия с моделью.

Важной составляющей съемки, в которой участвует модель, является взаимное доверие. Это важно вдвойне, если потребителем результата будет она же. Конечно, сам факт проведения съемки уже является проявлением доверия, даже если модель приглашена на коммерческих условиях. Однако, доверие нужно подтвердить. Естественно, лучшим подтверждением станет результат, но это будет потом, когда все снято, а сейчас, когда перед объективом образ, который так тщательно создавался, нам необходимо направить модель, помочь ей и себе дополнить образ соответствующим настроением. Профессиональная модель может справиться с какими-то сложностями самостоятельно, но нам часто приходится работать с людьми, далекими от этой профессии. Но в любом случае, основным инструментом для создания нужного настроения на съемочной площадке является живое общение. Не оставляйте модель один на один с яркими приборами, за которыми в темноте происходит что-то скрытое. Говорите с портретируемым, как о самом процессе съемки, так и о совместных интересах, которые нужно найти, если получится, заранее. Это даст модели понимание того, что она интересна вам как личность. Ярким примером здесь является работа английского фотографа Платона с политиками и правителями мира. Именно такая подготовка помогла ему выявить интерес нашего президента к группе Битлз, позволив в короткий срок создать выразительный портрет.

Важным дополнением, а точнее, фоном любого общения и съемки станет музыка на съемочной площадке. Постарайтесь подобрать композиции, интересные вашей модели и при этом соответствующие стилю съемки. Музыка не должна доминировать, её роль второстепенна.

Хорошим подспорьем станет «доска настроений» — набор картинок с идеями, образами, позами и решениями по свету. Не бойтесь начать с шаблонов. Картинки на такой доске могут быть как вашими, так и заимствованными, их наличие сильно сэкономит вам время на старте. И, конечно, крайне желательно, чтобы шаблонные решения не оставались единственными в вашей съемке. «Доску настроений» можно организовать из живых фотографий, а также на планшете.

Всегда старайтесь искренне интересоваться человеком, находящимся перед вашим объективом. Это всегда считывается на невербальном уровне, давая такой же искренний результат.

Помните, отношение к объекту, в нашем случае — субъекту, съемки во многом определяет результат.

Неплохо)). Вот еще одна статья где рассказывают как найти модель для фотосессии: http://linkphoto.ru/gde-najti-model-dlya-fotosessii/ там даже есть ссылки на ресурсы с каталогами моделей и просто желающих пофотографироваться
30.08.2019

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий