Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Владилен Зубарев: «Фотоохота — это спорт, азартный и адреналиновый»

Владилен Зубарев:
«Фотоохота — это спорт, азартный и адреналиновый»

#портфолио
Владилен Зубарев:
«Фотоохота — это спорт, азартный и адреналиновый»
20 декабря 2016
Фото:Владилен Зубарев
Текст:Владилен Зубарев

Фотограф из Тюмени Владилен Зубарев занимается фотографией еще со школы. Ему подвластны и пейзаж, и макросъемка, но ярче всего его мастерство проявляется в охоте на пернатых с фоторужьем. О себе Владилен рассказал нашим читателям.

О себе

По образованию я инженер-автомеханик. У моих родителей и родственников, друзей всегда были фотоальбомы, как же без них? Что первым делом вручалось гостям во времена наших родителей? Фотоальбом! Сейчас с этим сложнее. Гигабайты одинаковых кадров в компьютере — такое может утомить любого.

Фотографировать я начал еще в школе классе в восьмом. Раньше в школах каких только кружков не было: рисование, фотокружки, вышивание... Девочки учились вышиванию. На кружок рисования пятьдесят на пятьдесят ходило. На фотокружок — одни мальчики. Нас, мальчишек, всегда привлекала техника. Было интересно узнать устройство фотоаппарата, как получаются снимки. Вот тогда и появилась у меня «Смена». Начал пытаться делать фотографии.

Последовали затраты на фотоувеличитель, фотосушилку, глянцеватель, проявители, закрепители и бессонные ночи в завешанной фотографиями ванной. Как ни странно, родители отнеслись к этому спокойно. Мол, пусть дитя тешится, главное, чтоб учился хорошо. Потом были фотоаппараты «Зенит Е» (и сейчас живой), «Зенит 122».


О камерах

Фотосъемкой птиц я увлекся, когда наступила цифровая эпоха и появились первые цифровые фотоаппараты. В 2006 году я купил Panasonic Lumix Z20 с несъемным объективом с 12-кратным зумом, фокусные расстояния — 36–432 мм в 35 мм-эквиваленте. Первые мои птички были сняты на даче. До сих пор там висят в рамках фотографии птиц, снятые на эту камеру. Я постоянно брал ее в командировки по городам и районам. Фотоаппарат был хорошим, но медленным. Зато он меня научил не спешить при съемке птиц, найти место засады, «пострелять» вхолостую, чтобы определить настройки, заранее сфокусировавшись на определенной точке. Когда пришел, как мне показалось, опыт, купил Nikon D70s и Nikon D200 и объективы Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G AF-S VR Zoom-Nikkor и Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor. Почему сразу два фотоаппарата? Когда не было птичек, чтобы не тратить время, я снимал насекомых — их не надо долго искать, и одна камера была «заряжена» для фотоохоты на них. Однако эти фотоаппараты перестали удовлетворять меня в съемке птиц, и, как только в продаже появилась фотокамера Nikon D610, я приобрел ее вместе с длиннофокусным объективом Sigma 150-600mm f/5-6.3 DG OS HSM.


О критериях хорошей фотографии

Больше всего мне нравятся художественно выполненные фотографии: достаточно резкие, с объемным эффектом, с ощущением присутствия.


О важных для фотографа качествах

Фотографу важно быть внимательным. Даже под ногами можно найти интересный сюжет.


О съемке птиц

О том, как снимать птиц, много написано в интернете. Однако, если говорить об исключительно технических деталях, я, как правило, стараюсь пользоваться приоритетом диафрагмы, а автоматика подбирает соответствующее значение выдержки и ISO. В солнечную погоду иногда перехожу на ручной режим.

Птицы, которые обитают в зеленых уголках больших городов, к людям привыкли, поэтому приблизиться к ним на достаточное для фотографирования расстояние будет несложно, особенно зимой. Для того чтобы сделать красивый снимок какой-нибудь птицы на интересном фоне, я заранее прикармливаю ее около рябины, яблони или под елочкой. Птицы, взяв корм, далеко не улетают, тут же садятся на веточку рядом. Надо обязательно знать, какая птица чем питается зимой. Или ждите около готовых кормушек.

Старайтесь сделать так, чтобы фон снимка не был пестрым и перегруженным лишними деталями.

Совсем другое дело — охотиться на птиц весной, летом и осенью в местах, где человек появляется не так часто: в лесах, на полях и лугах. Вот тут они близко к себе не подпускают. Птицу в лесу можно найти только по голосу, и то поют они только весной. К середине лета пение почти умолкает.

При фотоохоте на птиц нужно вести себя в лесу очень осторожно и не шуметь, поэтому при передвижении старайтесь не издавать громких и резких звуков. Внимательно смотрите под ноги, чтобы не наступить на сухие ветки, которые под весом вашего тела будут с хрустом ломаться. Не нужно лишний раз шелестеть листвой, пробираясь сквозь густые заросли кустарника.

Птицы всегда, по моим приметам, живут, гнездятся, кормятся недалеко от воды. Далеко от гнезда они не улетают. Обезвоживание им грозит гибелью, так же, как и голодание.

Иногда можно прождать целый день, ожидая птицу. Численность общей популяции птиц в России действительно уменьшается. Главная причина — это сокращение площадей естественной среды обитания птиц. Опыление от клещей, наверное, тоже ведет к уничтожению и других насекомых. А это основная пища птиц и их птенцов.

В этом году на даче не видел ни одной божьей коровки, кузнечиков. На текущий момент плохо обстоит дело и с некоторыми видами воробьинообразных птиц, не так давно гнездящихся в большом числе в наших садах и парках.

Меньше стало соловьев, горихвосток, коноплянок (им подчас просто негде гнездиться и питаться). Чечеток я уже лет пять не вижу. Все мечтаю ее сфотографировать. Модные теперь ландшафты лесопарков, закатанные в асфальт и бетон, сбор листвы и опадающих сучьев, «бритье» травы, обрезка ветвей, санитарная рубка лесонасаждений и кустарников (птица живет и гнездится там, где густо, чтобы прятаться от хищников), обработка водоемов от личинок комаров — все это приводит к драматичному изменению естественной среды обитания птиц и ее оскудению.


О технике

Говорят, что фотокамера — это всего лишь инструмент фотографа, что фотографирует не фотоаппарат, а фотограф. Я считаю, это спорное утверждение. У опытного фотографа должна быть и подходящая техника. Иначе что толку от знаний и опыта, если у тебя в руках техника, которая по определению не может делать отличные фотографии. Это как пилоту «Формулы 1» выступать на бюджетной машине.

Мастерство фотографирования диких птиц — дело тонкое и дорогое. Большую роль, с моей точки зрения, имеет качественная оптика. Хороший, мощный телеобъектив, не ниже 300мм для неполнокадровых камер, может стоить в разы дороже, чем сам фотоаппарат. Правда, и весить это оборудование будет очень много. У меня рюкзак за плечами, а в нем два «Никона» с заряженными объективами, один для макросъемок, пейзажа, другой — для фотоохоты. Две компактные акустические колонки. Плеер с записью пения птиц. Весной-летом еще баллончики с мазью от мошек, комаров и клещей. Не для дамских плеч.


О любимых птицах

Мне все птички нравятся, но больше всего люблю снимать весной соловья. В этот период они много поют, ухаживают за подружкой, создают семьи, строят гнезда, выводят птенцов. Наиболее активно соловей поет рано утром (примерно до 7-8 утра) и в вечерние часы (после 8 вечера), хотя нередко песню можно услышать и днем. Вот где азарт охотника просыпается. Подобраться к нему тяжело. Эта птица, которую все слышали и мало кто видел. Живет в густых зарослях у воды. Любой шорох — и он замолкает и перелетает на другое место. Вот тут и помогает плеер с записью пения. Повесишь компактную акустическую колонку на нужную веточку, спрячешься недалеко и ждешь. Соловей начинает искать соперника, вторгнувшегося на его территорию. Или сядет недалеко и начнет петь. Это у них называется дуэль.

Кроме соловья люблю фотогеничную длиннохвостую синицу — ополовник в народе. Птица редкая и тоже живет в густых зарослях у воды. Еще одна интересная и редкая птица — гибрид белой лазоревки и обыкновенной. Снять редких птиц — большая удача, но, чтобы повезло, надо потрудиться.


О хитростях

Еще с древних времен охотники приманивали диких животных и птиц специальными духовыми инструментами, с помощью которых имитировали характерный звук. Для гусей, уток применяли манок. Сейчас все проще. Можно записать звуки птиц на плеер, но сначала их надо изучить на месте. Звуки птиц бывают предупреждающие, беспокойные, это может быть сигнал опасности. Включите такую песенку — и все птицы разлетятся. Весенние песни отличаются от летних и зимних. Зимних птиц вряд ли привлечет весенняя песня. А вот короткая «пи-пи-пи» привлекает. На их языке это может означать «летите сюда, я нашел много еды».


Об осторожности

Был у меня один случай, не только интересный, но и поучительный. Это было на Южном Урале, в Аркаиме. Середина лета. Стояла жара под 40. Ходил по выжженной солнцем голой степи, чтобы поснимать сурков. Сурков нет — одни пустые норы. Вдруг вдали через оптику увидел движение: маленькая птичка то появится на землей, то, только я пошевелюсь, скроется под землю. Рюкзак оставил на земле и почти ползком крадусь к ней. Как только она появляется, я замираю, скрывается под землю — я тихо крадусь к ней. И уже на расстоянии фотовыстрела я понял, что это степной конек занял пустую нору сурка. На обратном пути, довольный, что не зря пропал день, нагнулся поднять рюкзак, а внутрь заползла степная гадюка. Оказывается, я рюкзак положил на ее норку, в которую она быстро уползла. А может, просто от жары спряталась. Это мне напомнило, что я зашел на их территорию, территорию дикой природы. Что надо быть осторожным и внимательным. Изучить неизвестное место. Заранее осмотреться.


О фотоохоте

Фотоохота — это спорт, азартный и адреналиновый. Будьте терпеливы и настойчивы. Во время охоты, чтобы не спугнуть птицу или животное, нужно снять все блестящие вещи (часы, кулоны, серьги, очки). Я даже заклеиваю верхний дисплей фотоаппарата, чтоб он не давал бликов. Досконально изучите повадки птиц, места их обитания, образ жизни. Легче будет ориентироваться на местности. И не забывайте о своей безопасности. В дикой природе много опасных, бегающих, прыгающих, ползающих, летающих и кусающих животных и насекомых. Даже бродячие собаки могут напасть. За городом у них своя территория. Они часто выходят в поле поохотится на птичек, разоряют их гнезда. При съемке птиц не пользуйтесь вспышкой в лоб. Сам видел как гаичка после яркой вспышки, временно ослепнув, сидела не двигаясь минуты две. Хоть в руки бери.


О конкурсах

Участвую только в тех конкурсах, где фотографии оцениваются анонимно. Нравится ежегодный конкурс 35awards, который проводит сообщество профессиональных фотографов 35photo. Все фотографии оцениваются анонимно, поэтому регалии, заслуги и известность фотографов абсолютно не влияют на результат. Это прекрасный шанс для начинающего фотографа заявить о себе и показать свои достойные работы всему миру.


О терпении

Получить задуманный кадр на фотоохоте нелегко. Птица на одном месте не сидит. Ей не скажешь «замри» и не попросишь правильно и красиво сесть на ту или иную веточку. Я считаю, что фотоохота прошла не зря, если из нескольких сотен кадров, снятых за день, два-три получились удачными. А задуманные кадры еще впереди.


Портфолио Владилена Зубарева: Vladilenoff.photosight.ru


Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

13 декабря 2016

Владимир Песня:
"Победы в конкурсах не могут быть адекватным мерилом успеха"

Фотокорреспондент МИА «Россия Сегодня», призер Word Press Photo, Владимир Песня, рассказал нашему журналисту о своих победах, творческих интересах и взглядах на современную журналистику.

30 ноября 2016

Александр Марецкий
о русских пейзажах и не только

Фотограф Александр Марецкий, по его собственному признанию, — настоящий перфекционист, и требователен он в первую очередь к себе самому. О себе и своем творческом пути Александр рассказал нашему журналу.

15 ноября 2016

Александр Бобрецов:
«Фотографии с историей живут в сердцах»

Пожарный по профессии, Александр Бобрецов работает в МЧС на Соловецких островах. На Соловках он родился и вырос — и уверен, что «нельзя жить в таком месте и не любить здешнюю природу». О своем творчестве Александр рассказывает нашим читателям.