Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Варвара Гладкая: «Задача — преодолеть очевидность изображения»

Варвара Гладкая:
«Задача — преодолеть очевидность изображения»

#портфолио
Варвара Гладкая:
«Задача — преодолеть очевидность изображения»
26 июля 2016

Конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина объявил победителей онлайн-голосования. Журнал «Российское фото» побеседовал с членом жюри, фоторедактором и преподавателем Варварой Гладкой о премии, сложности судейства, о работе фоторедактора и документальной фотографии сегодня.

Интервью: Кира Балаян

― Вы учились в СПбГУКИ на кафедре «Кино-фото искусство», затем в Литинституте им. А.М. Горького на кафедре прозы. Что в итоге заставило вас стать фоторедактором?

― У меня, как и у большинства жителей России, образование не имеет особого отношения к работе. Начинала я как фотограф, потом стала ассистентом фоторедактора. Хотя в институте культуры я училась на режиссера кино, и там был курс фотографии.

― А в чём особенность работы фоторедактора? Что входит в его обязанности?

― Почему-то фотографы у нас очень любят считать, что работа фоторедактора сводится к выбору фотографии из уже существующей серии. На самом деле хороший фоторедактор создаёт изображение вместе с фотографом: пишет чёткое и внятное техзадание, обсуждает его с фотографом, занимается подготовкой и организацией съёмок, иногда даже присутствует на них. Фоторедактор — это менеджер с глазами, который знает, как организовать изображение, как сделать его лучше.

Ещё очень важно, как редактор работает со своими авторами. Иногда нужен «волшебный пендель». Иногда приходится расставаться: это тяжело, это обиды на долгие годы. Но я знаю, что для фотографа это было верным решением, потому что в конкретном издании он переставал развиваться. К тому же, фоторедактор знает требуемый формат изображения. Его задача — соблюдать этот формат, находить фотографов, которые могут в нем работать.

Фото: Фандулвази Джайкло, Stenincontest

― Давайте теперь поговорим о фотообразовании. Одна из распространённых практик — устроиться подмастерьем к опытному фотографу и таким образом перенимать у него секреты мастерства. Это действительно эффективный метод?

― Тут нужно разделять, какой именно фотографией человек хочет заниматься: документальной или студийной. Если документальной, то работать подмастерьем особого смысла нет. Документальная фотография — это в меньшей степени про технику и в большей — про наблюдение, взгляд на жизнь, подход. Если речь о студийной фотографии, где важен свет, продакшн, постпродакшн, то есть смысл быть рядом с человеком, который давно этим занимается.
В одной фотошколе на уроке как-то сказали, что полезно копировать работы великих мастеров. Копии всё равно не получится, но ты поймёшь, как это сделано. Твои ошибки в итоге станут твоим стилем. Ещё важно помнить, что задача — не повторить кадры дословно, а приобрести сноровку.

― А что нужно знать человеку, чтобы стать хорошим фотографом? Нужно где-то учиться, нужно иметь насмотренность, или лучше просто брать фоторужьё и идти снимать?

― Разные фотографы пришли к своему умению разными путями. В определённом смысле фотография — это ремесло. Но молодые фотографы часто просто не знают, о чём хотят снимать. А если тебе нечего сказать, то техника съёмки не спасёт. Задача ведь в том, чтобы преодолеть очевидность изображения. Чем шире у фотографа кругозор, тем больше он может показать.

Фото: Анна Пантелия, Stenincontest

― Вы преподаёте и в Школе Родченко, и в Школе визуальных искусств. Чем различаются подходы этих учебных заведений?

― Школа визуальных искусств скорее заточена на то, чтобы организовать встречу людей, которые знают что-то важное о фотографии, с теми, кто готов это услышать. При этом нет особой связи между курсами, можно выбрать их по своему усмотрению. И в Школу визуальных искусств приходят люди с совершенно разным уровнем подготовки.
У Школы Родченко другой подход. У них изначально более жёсткий отбор. И там разные преподаватели определенное время ведут одних студентов.
Но это то, как я вижу ситуацию со стороны. Более полно об этих школах могут рассказать их руководители.

― Как бы вы оценили состояние рынка фотографии сегодня? Какие перспективы трудоустройства у начинающих фотографов?

― Рынок фотографии сейчас движется в сторону частных инициатив. Можно хорошо заработать, делая семейные портреты, снимая какие-то праздники. И за такую частную съёмку в среднем платят не меньше, чем при выполнении заказа от издания.

― А как профильная учеба влияет на трудоустройство?

― В нашей стране никого не волнует, что ты закончил. Появление работы скорее связано с твоими личными качествами и тем, насколько ты готов быть мобильным и вообще войти в профессию.

Фото: Алексей Филиппов, Stenincontest

― В этом году вы были членом жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина. Что вас привело в судейство?

― Я подозреваю, что кто-то из прошлогодних членов жюри меня порекомендовал. Насколько я понимаю, каждый год состав жюри обновляется. Или, может быть, меня нашли организаторы.

― А вам судить интересно? Это же такая непростая работа.

― Мне было интересно, потому что там интернациональная команда в жюри, и они очень интересные товарищи. Мне хотелось, что называется, сверить часы. Дело в том, что у нас в России довольно доморощенная атмосфера. Мы все стараемся развивать профессию, но при этом как бы находимся в предыдущем веке.

― Что вы имеете в виду?

― Работе фоторедактора в современном понимании этого слова у нас максимум 20 лет. До этого были люди, работавшие в формате советской школы фотодокументалистики. Не было ни постпродакшна, ни вопросов локейшна, ни пре-продакшна.

Журналы в той форме, в которой мы привыкли их видеть, появились примерно с 97-98 годов. Тогда же стали востребованы люди, которые могут не просто снимать, а ещё и что-то организовать и что-то новое придумать. У всех, кто этим занимался, не было соответствующего образования.

Фото: Артур Лебедев, Stenincontest

― Были ли ситуации, когда члены жюри не могли прийти к однозначному мнению по поводу той или иной фотографии? Если да, как разрешался этот конфликт?

― Проводилось повторное голосование. И мы в самом начале выбрали председателя, Андреаса Трампа, фотодиректора журнала «Штерн». Он имел право двух голосов в спорных ситуациях.

― Когда вы комментировали объявление шорт-листафото конкурса имения Стенина, вы обратили внимание на то, что очень важна серийность и нарратив. Почему вы считаете это важным? Имеет ли одна фотография ценность?

― Множество изображений самоценны сами по себе. Но на этом конкретном конкурсе сильных одиночных кадров было мало.
В том интервью, которое вы упоминаете, я говорила о том, что многие работы, поданные в серии, на самом деле сериями не являются: они больше похожи на репортаж. Репортаж — это то, что формируется в рамках конкретного места и времени, когда нет возможности глубоко осмыслить происходящее, подготовиться, что-то доснять. Серия строится по-другому: это большое, серьёзное высказывание. В серии может быть всего 3 снимка.
Если говорить о том, что прислали... Часто не хватает идеи. Или не удалось в полной мере идею выразить. Например, человек хотел сделать серию на такую-то тему, но пошёл совсем очевидным путём. Если об этом снимали уже много раз, то нужно найти какой-то небанальный ход, чтобы серия была интересна.

Фото: Алексей Филиппов, Stenincontest

― Расскажите, пожалуйста, по каким критериям фотографии отбирались на конкурс.

― Первичный критерий — это наличие высказывания. Важно, о чём человек хотел сказать и как он это сделал. Призы взяли те, у кого сочетание смысла и формы было удачным.

― Это конкурс международной фотографии, международной журналистики. Может ли такой фотограф быть аполитичным? И как защитить свою фотографию от наслоения смыслов, которые ты в них не вкладывал?

― Если человек снимает военные конфликты, то целиком от политики он не может быть защищен. Но мне кажется, что автор должен сконцентрироваться на том, что он хочет сказать, и уже потом думать, что в его работе увидят.

― А куда вообще податься начинающему фотографу, который хочет снимать серьёзные, сложные документальные серии?

― Видимо, двигаться своим сложносочинённым путём, потому что фактически у нас нет изданий, потребляющих такую съёмку.

Фото: Елена Янкович. Stenincontest

― Неужели совсем нет?

― Сейчас возрождается «Русский репортёр», но пока неясно, что с ним будет. Есть «Такие дела», но там своя специфика. Есть, например, Bird in flight. Но сложно сказать, где сколько платят и платят ли вообще. Я думаю, такие публикации скорее позволяют заявить о себе, а не заработать. Можно сотрудничать с европейскими изданиями, но это редкость.
Мне кажется, механизм публикации и заработка скоро перейдёт к совершенно другой логике. Например, фотографы будут на своей площадке рассказывать о том, что считают важным, как это сейчас делают писатели. Удастся ли этот формат монетизировать, я не знаю. Но время, когда хороший журнал публиковал двадцать разворотов твоей съёмки, осталось в прошлом и вряд ли вернётся.

Хотя не обязательно зарабатывать только фотографией: можно быть бизнес-аналитиком, а в свободное время снимать. Всё зависит от личности. Кто-то на такие компромиссы не способен.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий