Фото:«Когда душа поет...». Вадим Морозов
Вадим Морозов — настоящий фотосказочник, ведь каждая его работа — это история. Именно поэтому две работы Вадима попали в Топ-20 лучших снимков Family Russian Photo Award 2020. В своем интервью он рассказал, как «на старости лет» стать профессиональным фотографом, как сочинять сказки в фотографии, как работать с маленькими моделями и почему «Фотошоп» — это отдельное искусство.
— Вадим, расскажите, чем вы занимаетесь, помимо фотографии?
— Сейчас я занимаюсь только фотографией. Когда вдохновение уходит, устраиваю себе отдых: читаю книги, бездельничаю. Вообще, ничего не делать — очень увлекательное занятие, всем советую) Сидишь, наблюдаешь, как лучик света проходит сквозь тюлевую занавеску, образуя замысловатый узор, как пылинки мечутся в этом солнечном туннеле, подобном мыслям, приходят из ниоткуда и уходят в никуда...)
— Поведайте о своем пути в мире фотографии. Мы знаем, что в вашем увлечении фотографией была довольно большая пауза.
— Фотографировать начал в детстве. Для двенадцатилетнего подростка это была настоящая магия!!! В полной темноте, накрывшись одеялом, заправляешь пленку в бачок, потом эта химия: проявители, закрепители... я даже, когда стал постарше, сам проявители эти делал, накупил всяких пробирок, колбочек) А бессонные ночи в загадочном красном свете, склонившись над увеличителем; строй ванночек с колеблющимися растворами — и волшебное появление на белой бумаге контуров изображения, которое на глазах становится все ярче и контрастней, и наконец превращается в итоговую фотографию, которая, может статься, будет веками храниться в чьем-нибудь домашнем архиве... Восторг!
А в школе, во дворе все ждут твоего появления с пачкой фотографий, потом смех, обсуждения и просьбы напечатать еще)
Ну, а дальше... юность кончилась, армия, работа, семья...Мои зрелые годы прошли в интересные девяностые)
В жизни я попробовал все. И профессий сменил немало: от рабочего и крестьянина до владельца производственной компании. И вот на старости лет решил вспомнить свое детское увлечение и стать профессиональным фотографом)
— Вы как-то упомянули, что свои работы сочиняете и живете в них, как в сказке. Довольно необычный и интересный подход к фотосъемке. Расскажите о нем подробнее.
— Фотограф у людей ассоциируется с выражениями «поймать момент», «удачный кадр», «особый взгляд», «талант». Мне кажется, все эти понятия в большей степени касаются репортажных фотографов. Скажите человеку, который работает в жанре натюрморта или макро: удачный снимок...) Что значит «удачный»? Удача — это же подарок, везение. Как говорят: везет тому, кто везет) Чтобы сделать хороший натюрморт, нужно продумать идею, найти реквизит, весь день биться над композицией, менять световые схемы. А макросъемка — это вообще отдельное искусство, сродни ювелирному. Какая же тут удача — это трудоемкий творческий процесс. Поэтому для меня комплимент «вы талантливый человек» не имеет смысла, все люди талантливы. Сказать «талантливый человек» — это то же, что сказать «живой человек». К сожалению, слово «талант» из-за частого употребления девальвировалось почти до нуля. Вот выражение «мастер своего дела» — это действительно награда, которую надо заслужить. Хотя в наше время все эти слова и понятия легко заменяются цифрой подписчиков)
У меня на воплощение идеи и постройку локации может уйти несколько недель, и все это время я думаю только о своем сюжете, а сюжеты в детском фото могут быть только сказочные, вот и получается, что я живу в сказке. Ходим с женой по вернисажам в поисках нужного реквизита, обдумываем костюмы, подбираем ткани. Многое я делаю сам.
Мне сын говорит: «Ты фотограф или декоратор? Арендуй студию, сейчас в них недостатка нет». Но мне все хочется сделать самому. Интересно, когда из ничего вдруг рождается тот самый сказочный мир.
Сейчас у каждого в телефоне есть фотоаппарат, следовательно, количество фотографов равно количеству людей на планете, что же остается делать, сочинять сказки...)
— Почему вы выбрали именно жанр детской фотографии?
— Скорее жанр детской фотографии выбрал меня. Как-то знакомые знакомых попросили «пофоткать» детей. Не обращая внимания на это «пофоткать»), я взялся за работу со всей серьезностью, в результате родители были просто в восторге. Я даже не ожидал. Глава семейства, мужчина вполне себе брутальный, даже прослезился, начались горячие обсуждения, где распечатать, кому послать из родственников. Это произвело на меня впечатление, и я задумался, а не стать ли мне детским фотографом. Правда, впоследствии все оказалось не так радужно, но это уже другая история))
Наблюдение за детьми, общение с ними, что может быть интересней? Дети — прирожденные актеры, которые не играют, а живут в своей роли. Потом, супруга, соратница и незаменимая моя помощница, очень любит детей и всегда находит с ними общий язык.
Вообще, я снимаю в разных жанрах. Помимо детской фотографии, по версии 35AWARDS, доводилось входить в Топ-35 в номинациях «Натюрморт», «Студийный портрет», «Сюжетная фотография». Не хвастовства ради, а просто для сведения, потому как на этом конкурсе все финалисты — потрясающие фотографы, и любой рейтинг — это в некоторой степени лотерея.
— Судя по вашим фотографиям, вы хорошо работаете с маленькими моделями. В чем секрет?
— Здесь правил быть не может, все дети разные, поэтому сплошная импровизация. В сюжетном фото я вообще с ними не работаю. Общение начинается после съемки. Мы начинаем во что-нибудь играть, болтать о разных пустяках), а во время съемки с детьми работает Катя, супруга моя. А я как подсматривающий) Ребенок должен забыть про фотографа, как артист должен забыть про зрительный зал, и жить лишь тем, что происходит на сцене. Я не люблю, когда дети позируют и смотрят в объектив. В портретной съемке другая история, здесь лучше остаться с ребенком один на один.
— Вы также называете свою студию именно студией светописи. Почему?
— Красиво звучит) И потом, я намекаю потенциальным работодателям, что умею работать со светом)
Всем известно, что свет в фотографии имеет большое значение, самый лучший — естественный свет, но он непредсказуем и переменчив. Поэтому в моей детской студии я заколотил окно и имитирую естественный свет. К тому же, попытаться создать ласковое утро, золотой вечер или лунную ночь — это особое удовольствие и возможность самореализации. Мне хочется посложней! Как любителю внедорожника, который ищет грязь, или владельцу спорткара, жаждущему найти трассу поизвилистее.
— Две ваши работы «Когда душа поет...» и «Маленькая швея» попали в Топ-20 лучших работ премии Family Russian Photo Award 2020. Как считаете, почему жюри дважды отметило вас в топе?
— Не знаю. Мнение членов жюри мне самому было бы очень интересно услышать. Если честно, не ждал такого результата.
Я пытаюсь сделать так, чтобы мои работы имели эмоциональную глубину и теплоту, чтобы зритель, глядя на них, вернулся в свое детство, задумался о своей судьбе. Моя цель — делать фотографии, в которых есть настроение.
Но по поводу жюри есть интересный момент. Когда-то фраза, сказанная Олегом Зотовым в его фотошколе, была решающим фактором в моем решении вернуться к фотографии после почти тридцатилетнего перерыва. И вот я в топе такого престижного фотоконкурса, и один из членов авторитетнейшего жюри — именно Олег Зотов. Хороший знак продолжать)
Для меня творчество — это не САМОвыражение, а попытка разгадать окружающий мир, осознать его бесконечное величие, рассмотреть красоту и показать результаты этих попыток людям, поделиться с ними своими эмоциями, своей радостью!
Маленькая швея
— Вы также являетесь постоянным участником премии 35AWARDS (с 2016 года). Чем вас привлекает именно этот конкурс?
— Нравится этот проект, его система голосования, с помощью которой можно проверить, какие фотографии больше нравятся людям. Недостатки, конечно, есть, но главное, что в итоге в финал выходят работы высочайшего уровня.
— Какую фототехнику используете? А фотоприемы?
— Фототехника в современной фотографии, когда изображение выводится в лучшем случае на экран ноутбука, имеет второстепенное значение. Производители идут нога в ногу) Желательно, конечно иметь полный кадр. У меня Canon. Объектив самый простой 50/1,4, есть и парочка длиннофокусных. «Фотошопом» по возможности стараюсь пользоваться по минимуму, считая его отдельным искусством, в котором есть выдающиеся мастера. Я же пытаюсь сделать интересную картинку только при помощи оптики, света и цвета при съемке.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий