Фото:Юрий Афанасьев
Этого человека можно назвать корифеем отечественной рекламной фотографии, ведь он занимается фотоделом профессионально, страшно сказать, вот уже более 35 лет! В беседе с корреспондентом нашего журнала Юрий Афанасьев очень живым, красочным языком рассказал об изменениях, которые претерпевает фотографический мир с начала XXI века и отдельно коснулся темы вспомогательного фотооборудования, а точнее, штативов и стоек Manfrotto.
— Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?
— Качаясь в скрипучей детской колыбельке, я засыпал при свете красного фонаря домашней фотолаборатории, а просыпался в комнатке, оплетенной плотной паутиной веревок, утыканных бельевыми прищепками, на которых сохли напечатанные за ночь фотографии. Первой камерой, попавшей мне в руки, была «Москва-2». Понятно, что для малыша двух с половиной лет первым подопытным объектом его зарождающегося интереса к фотографии должны были стать родители. Первый сделанный мною кадр не обладал абсолютной резкостью, но отличался диагональной композицией и очень низкой точкой съемки. Происходило все это во второй половине
— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
— В то время, когда фотография меня заинтересовала, изучать ее можно было только самостоятельно. Во второй половине
— Какой из жанров вам наиболее интересен?
— У меня нет какой-либо жесткой привязки к одному фотографическому жанру. Мне нравятся практически все направления, кроме репортажа.
— Чем вам нравится именно пейзажная съемка?
— Пейзажная фотография в моей голове плотно связана с отдыхом и путешествиями, а кто не любит отдыхать и путешествовать?
— Как бы вы сами назвали свой стиль в фотографии?
— Основным своим предназначением я считаю фотосъемку, а определение стиля — это уже сфера критиков.
— Наверняка вы много путешествуете. Какая страна, какое место произвели на вас наибольшее впечатление?
— Самые мощные эмоции я испытал от посещения двух мест. Это остров Сокотра, он расположен в Индийском океане и принадлежит Йемену, и Мьянма, бывшая Бирма.
— Оборудование — камеры, объективы, штативы — каких производителей вы используете?
— С начала XXI века съемочный фотографический мир претерпел значительные эволюционные изменения, и они все еще происходят. Аналоговая фотография, которая просуществовала на рынке более 180 лет, сдала позиции, отступая под мощным натиском цифрового собрата. В то время компания Canon занимала лидирующие позиции на рынке профессионального фотооборудования. Конечно, Canon стала моей первой цифровой камерой. Правда, сейчас для пейзажной фотографии и создания некоторых рекламных проектов я с успехом использую фотоаппараты и объективы компании Sony.
Из вспомогательного и в то же время необходимого фотооборудования продукция компании Manfrotto спокойно преодолела революционный переход фотографии от аналога к цифре. Штативы Manfrotto я с большим успехом использовал как раньше, так и сейчас. По большому счету основная философия создания фотографического изображения осталась прежней, изменился только способ записи.
— Чем вам нравится оборудование Manfrotto?
— Компания Manfrotto выпускает не только фотографические штативы, но и лучшие стойки для студийного света. Мне всегда казалось, что вся ее продукция сделана с заботой о потребителе. Защелки на ножках штативов или на центральной колонне световых стоек позволяют быстро, с минимальными моральными и физическими затратами собрать или разобрать оборудование. Карбоновый штатив Manfrotto 055CXPRO4, который я в настоящее время использую в своих фототурах или архитектурной фотографии, вообще кажется мне революционным продуктом в своей области. Он обладает уникальной конструкцией центральной колонны, позволяющей за кратчайшее время перевести штатив из наиболее высокого в наиболее низкое положение. Мне кажется, что у этого штатива рекордные показатели максимально высокой и максимально низкой точек съемки, с учетом фактора веса. Для перехода к этим точкам не нужно применять никакого дополнительного инструмента или отделять от штатива какие-либо детали. Я даже разместил информационно познавательную статью о нем на своем сайте. В настоящее время ассортимент продукции компании Manfrotto значительно расширился. К общепризнанным штативам и световым стойкам добавились фотосумки, рюкзаки, одежда для фотографов, светодиодное освещение и так далее, и тому подобное.
— Какой цели в фотографии вы хотели бы достигнуть?
— Для меня фотография — это и есть цель жизни, я ее достиг. Другое дело, что сама фотография безгранична. Если не загонять себя в узкие рамки и всевозможные ограничения, познание ее самой и всего, что с ней связано, — это бесконечный процесс, по сравнению с которым человеческая жизнь слишком коротка. Главное — не останавливаться на достигнутом, а продолжать стремиться к новым вершинам.
— Можете рассказать о своей самой необычной съемке?
— Это случилось на заре российской рекламной фотографии. PR-агентство, с которым я в тот момент сотрудничал, подписалось на издание рекламного буклета для военных самолетов МИГ. Основное поставленным условием было снять все самолеты во время полета. Фотографировать пришлось из открытой двери летящей машины, мимо которой проносились военные истребители с ревущими турбинами. Для получения качественных результатов пришлось изрядно попотеть во время съемки. Условия работы по уровню комфорта оказались ниже средних: было довольно холодно, пронзительно ветрено и безумно шумно. Выполненная работа ушла на ура, а слух восстанавливался еще в течение двух недель. Конечно же, о технике безопасности в те дни никто и не думал.
— В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
— В познании и созерцании окружающего мира. Это бездонный колодец, из которого и черпается вдохновение.
— Что значит для вас фотография?
— Это призма, через которую я познаю мир. Приведу наглядный пример.
Допустим, что вы не увлечены фотографией и отправились куда-либо на отдых. После
Теперь такая же ситуация, однако вы увлечены фотографией. Проведя те же 11 часов в воздухе, вы прилетели на место, где раньше никогда не бывали, но проведя перед этим туром десятки часов в Интернете, вы знаете о нем практически все. Вам даже с 80%-й точностью известно, какая будет погода во время вашей поездки. Распланирована практически каждая минута отдыха. Вы более-менее понимаете, в какое время нужно оказаться в конкретной точке, чтобы удача поспособствовала созданию отличного кадра. Любые сюрпризы и приятные неожиданности, которые природа может вам преподнести, лишь помогают созданию незабываемых фотографий. Так как вы получаете истинное удовольствие от созерцания красивых мест, для вас является великой радостью, когда фантастически нежный восход или безумный по краскам закат до неузнаваемости изменяют окружающий пейзаж. Как наркоман, получивший дозу, вы испытываете эйфорию от увиденного, и вам хочется этого еще и еще.
Зато потом, взглянув на результаты, вы вновь заряжаетесь той энергией, которую сумели почувствовать во время съемки. На мой взгляд, фотография записывает не только световую, но и энергетическую информацию. Если демонстрируемый снимок вызывает положительную реакцию у большинства созерцающих ее зрителей, значит, они также смогли почувствовать заложенную в ней энергию и подпитаться ею.
— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи настоящему фотографу?
— Безумное терпение и непреодолимое желание познавать новое.
— Можете дать несколько советов начинающим фотографам?
— Только вспомнить старую истину: старайтесь оказываться в нужное время в нужном месте. При этом желательно иметь при себе необходимое оборудование и понимание, что с ним делать.
— Как вы думаете, что самое главное в пейзажной съемке?
— Наслаждение природой.
— Назовите пять фактов о вас, не связанных с фотографией.
— Практически все в моей жизни связано с фотографией... Хотя вот, нашел: мужчина, старше среднего возраста, не пью, не курю, люблю спорт.
Об авторе
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий