Евромайдан-2014: Михаил Палинчак о событиях в Киеве и репортажной съёмке
4 февраля 2014
Фото:Михаил Палинчак
Фото:Михаил Палинчак
То, что сейчас происходит в Киеве, никого не может оставить равнодушным. Новостные ленты постоянно пополняются новыми фотографиями с места действия. О том, каково снимать в подобных условиях, и о специфике работы репортажника нам рассказал украинский фотограф Михаил Палинчак.
- Михаил, добрый день! С какой целью вы освещаете события в Киеве: это задание редакции или собственная воля?
- Снимать события, которые объединяются под названием Евромайдан, я начал еще 22 ноября 2013 г. по собственному желанию, скорее, из любопытства, чем по каким-либо другим причинам. Я не журналист и не репортер, поэтому задания у меня никакого не было и нет.
Происходящее показалось мне интересной возможностью. По мере развития событий, осложнения ситуации и протяженности во времени съемка Евромайдана стала для меня документальным фотопроектом.
Я ощущаю необходимость зафиксировать происходящее в Киеве, задокументировать эти исторические события в фотографиях, рассказать эту историю.
- Вы уже снимали подобное?
- Оборачиваясь назад, можно сказать, что не снимал. Еще в 2004 г. были какие-то попытки съемок «оранжевой революции», различных демонстраций и массовых мероприятий, но никакого результата это не принесло. Не хватало опыта, знаний.
- Насколько сложно профессиональному фотографу снимать, да и просто находиться, в подобных условиях?
- Новостным репортерам и фотожурналистам, освещающим события, безусловно, сложно, и не только в эмоциональном плане, постоянно находиться в состоянии стресса; многим за это время хорошенько досталось физически: кому камеру разбили, кому голову, а кому-то и осколком гранаты ногу или другие части тела задело. Ради хорошего кадра фотографы во время конфликтов находятся в самом эпицентре событий, между двумя противоборствующими силами, и в такой ситуации легко может достаться как с одной стороны, так и с другой, нужно постоянно быть начеку. Сейчас практически все фотографы работают в легко узнаваемых жилетках с надписью «Пресса», в касках или шлемах, многие в бронежилетах; респираторы и противогазы стали неотъемлемым аксессуаром.
- Насколько официальные сводки новостей соответствуют тому, что происходит на самом деле?
- Мне сложно судить об этом, да и официальных сводок новостей как таковых на Украине нет. Есть много различных медиа, кто-то более ангажирован, кто-то менее, но нельзя не отметить тот факт, что основная масса журналистов и репортеров, не только фотографов, работает на стороне протестующих, демонстрантов, поскольку практически никого не подпускают освещать события со стороны правоохранительных органов и власти.
- Сколько снимков вы можете сделать во время участия в одной акции протеста?
- Никогда не считал (улыбается). Повторюсь, я не новостной фотограф и за количеством не гонюсь. Порой достаточно и одного-единственного, того самого, кадра, в котором отразится вся суть происходящего. Многое зависит и от самой акции: насколько стремительно она развивается, насколько наполнена разнообразными микрособытиями.
- Много ли независимых фотографов снимает эти события?
- Очень много! Все киевские фотографы и фоторепортеры так или иначе уже отметились, даже те, кто ранее ничего подобного и не снимал; множество коллег со всей Украины приезжали и приезжают время от времени снимать Евромайдан. С самого начала акции постоянно наведываются ведущие фотографы со всего мира, например, Стэнли Грин, Юрий Козырев, Брендан Хоффман и многие другие.
- Насколько объективность сохраняется в сделанных фотографиях, как вы думаете?
- Фотография, безусловно, более или менее отражает отношение автора к происходящему, ведь снимок посредством рамки заключает в себе небольшой кусочек происходящей реальности и вырывает его из контекста. Тяжело в такой ситуации говорить об объективности. Безусловно, происходящее на фотографии событие — это там было! (по Барту), но лишенная контекста, картинка может быть интерпретирована по-разному. Объективность — это то, к чему нужно стремиться, но, к сожалению, далеко не всегда ее удается достичь, поэтому многие новостные фотографии сопровождаются пояснительным текстом: кто, где, когда и что именно происходит.
- Какую технику вы используете?
- Я снимаю Canon 5D Mark II с объективом Canon
24–70 mm L f/2.8, но 90 % моих кадров сделано на фокусных расстояниях24–35 мм. Часто приходится фотографировать при недостаточной освещенности и ночью.
- Переживаете ли вы за свою безопасность во время съемок?
- Да все сейчас переживают, поэтому я стараюсь максимально защититься во время съемок именно конфликтных ситуаций. Как я говорил ранее, это и каска, и респиратор, и так далее.
- Как мы поняли по вашему сайту, вы специализируетесь на репортажной и уличной съемке. Какой цели в фотографии вы хотите достигнуть?
- Репортажной? Нет, на уличной и документальной фотографии. Я не ставлю перед собой целей как таковых, просто занимаюсь тем, что люблю делать, и стараюсь делать это хорошо, с каждым разом все лучше и лучше, надеясь, что мои снимки понравятся зрителям и, возможно, даже войдут в историю.
- Ваш прогноз: чем все закончится?
- Не знаю. Прогнозы пусть строят теоретики и политики, а задача фотографов — освещать и документировать происходящее.
- Благодарим за беседу!
- Взаимно!
Сайт Михаила Палинчака: http://www.palinchak.com.ua/
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий