Фото:Сергей Вараксин
Сергей Вараксин — профессионал старой закалки, владеющий, наверное, всеми видами фототехники, ведь он, как сам признается, советский. Удивительно интересный человек, он успешно участвует в различных выставках, его работы завоевывают немало наград. Последним его достижением стало включение в шорт-лист конкурса Sony World Photography Awards в этом году. О своём творчестве Сергей рассказал нам в специальном интервью.
— Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?
— С фототехникой я дружу с детства: мой отец был большим ее любителем. Однако осмысленно стал фотографировать в
«Клаустрофобия». Фото: Сергей Вараксин
— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
— Если не считать школьного кружка, то, конечно, самостоятельно. Я же советский, мы все умели проявлять и печатать.
«Чёрного кобеля». Фото: Сергей Вараксин
— Какой из жанров наиболее вам интересен?
— Наверное, натюрморт, хотя я люблю снимать людей, особенно детей. Они не скованны, воспринимают все как игру, то есть так, как оно и должно быть на самом деле.
«Видеть и слышать». Фото: Сергей Вараксин
— Как бы вы сами назвали свой стиль в фотографии?
— Мой стиль — это поиск случайности. Процесс от съемки до результата должен быть, по возможности, многоступенчатым, чтобы в какой-то момент потерять контроль над изображением. Мультиэкспозиция, лит-печать, съемка через двойные стекла — все это делается для того, чтобы получить какую-то новую реальность.
Работа из серии «Маски», лит-печать. Фото: Сергей Вараксин
— У вас очень философские, многозначные, необычные работы. Как рождаются сюжеты для снимков?
— С Ахматовой соревноваться трудно. Вот, например, вместе со всякой кучей философской литературы я прочитал когда-то «Введение в психоанализ» Фрейда. Вторая часть этих лекций посвящена искажениям сновидений. Особенно интересна восьмая лекция, где он пишет о том, что сновидения детей до четырех-пяти лет еще просты и ясны, инфантильны, недвусмысленны и обусловлены переживаниями предыдущего дня.
Работа из серии «Маски», лит-печать. Фото: Сергей Вараксин
Искажения же сновидений появляются в более зрелом возрасте. Все это совпало с возвращением к пленке и попыткам избавиться от прямолинейности и скучной точности цифры, и я попытался как-то выразить свои мысли на эту тему в рассказах и фотографии.
Работа из серии «Дрим», «Holga». Фото: Сергей Вараксин
— Оборудование — камеры и объективы — каких производителей вы используете?
— Я использую технику, которая нужна для конкретной задачи. Понятно, что для натюрморта в студии нет лучше камеры, чем Mamiya RZ67, а если надо помультить, то я беру зеркальный Canon с пленкой. Фотоаппарат Holga можно вращать во время съемки, у него затворчик-скрепка, взвод не нужен. А если нахожу просроченную пленку, то снимаю дальномеркой Contax. Еще у меня есть «Киев» для эффекта рыбьего глаза и так далее.
«Сон». Фото: Сергей Вараксин
— Какой цели в фотографии вы хотели бы достигнуть?
— Я не ставлю перед собой каких-то задач, а снимаю для своего удовольствия. Если кому-то нравится то, что я сделал, — хорошо, но для меня важнее чувствовать себя свободным, не зависящим от постороннего мнения.
«Офсайд». Фото: Сергей Вараксин
— Можете рассказать о самой необычной своей съемке? Или, может быть, есть особенно дорогие вам работы?
— Я снимал серию «Битломания», нужна была необычная девочка, и мы придумали вставить ей в косички жесткую проволоку. Ходили по городу пешком. Люди, конечно, останавливались, машины сигналили. Было весело.
«Мне лаяла собачка белая». Фото: Сергей Вараксин
— В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
— Вдохновлять может что угодно, от рассматривания Вламинка в Эрмитаже до просмотра клипов Корбейна для Depeche Mode или чтения вслух внучке Хармса.
«Советский цирк». Фото: Сергей Вараксин
— Что значит для вас фотография?
— Это единственное, что у меня хоть как-то получается.
«Перекрёсток». Фото: Сергей Вараксин
— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи настоящему фотографу?
— Смелость. Я вот немножко трусоват, поэтому ненастоящий.
«Параллельный мир». Фото: Сергей Вараксин
— Есть ли мастера классической и современной фотографии, творчество которых для вас особенно показательно?
— Классиков перечислять можно долго. Я очень люблю Салли Манн, мне нравятся Картье-Брессон, Куделка, Франк, Стёрджес. Если говорить о фотографах, которых я знаю лично, то это Олег Каплан и Андрей Чежин: направления, в которых они работают, мне очень близки, да и сами они люди замечательные, как, в общем-то, все хорошие фотографы.
Из серии «Дрим Holga». Фото: Сергей Вараксин
— Какая из ваших побед для вас особенно ценна?
— Я когда-то очень хотел, чтобы мою фотографию напечатали в журнале, и, когда это случилось, был очень счастлив. Наверное, на этом надо было бы и закончить, но я не удержался.
Из серии «Дрим Holga». Фото: Сергей Вараксин
— Победа в конкурсе Sony World Photography Awards 2013 была для вас ожидаемой? Как вы оцениваете выбор победителей?
— Я выигрывал конкурсы и был членом жюри, поэтому знаю обе стороны процесса, никогда не оцениваю выбор победителей и вообще не комплексую по этому поводу. Конкурсов много, если есть время и желание, всегда можно что-то выиграть. И потом, большой список трофеев — совсем не обязательно показатель какого-то высокого уровня. Я знаю замечательных фотографов, которые никогда не участвовали ни в каких конкурсах, просто им это не интересно.
Из серии «Маски», лит-печать. Фото: Сергей Вараксин. Работа, вошедшая в шорт-лист конкурса Sony World Photography Awards 2013
— Можете дать несколько советов начинающим фотографам?
— У меня на эту тему написана целая статья для журнала Digital Camera, называется «Неправильная фотография», ее можно легко найти в Интернете. Мне нечего к ней добавить. Я мог бы дать банальный совет смотреть больше разной хорошей фотографии, теперь это доступно, но ведь они и сами это знают, поэтому просто повторю часто цитируемые слова Шостаковича: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путем».
«Банки». Фото: Сергей Вараксин
— Назовите пять фактов о вас, не связанных с фотографией.
— Я служил в армии.
Закончил Лесотехническую академию в Ленинграде.
Работал на строительстве и изысканиях лесовозных дорог.
Мои рассказы напечатаны в журналах «Нева», «Урал», «Южная звезда» и сборнике лучших рассказов, выпущенном по итогам конкурса имени Василия Шукшина.
Недавно в электронном издательстве Book on the move вышла моя книжка «Азбука Морзе».
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий