Открыв для себя искусство фотографии еще в детстве, Сергей продолжает заниматься ею вот уже более сорока лет. Каким оборудованием и графическими редакторами он пользуется, какая съемка запомнилась ему больше всего, как он создал свой широко известный снимок «Дождь в Барселоне», — обо всем этом, и не только, Сергей рассказывает сегодня нашему журналу.
— Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?
— В 1966 году, когда мне исполнилось десять лет, в подарок на день рождения я получил фотоаппарат «Смена-4», но впервые столкнулся с фотографией лет в пять-шесть. Отец моего товарища, бывшего старше меня на год, из достаточно большой кладовки создал фотолабораторию, в которую часто пускал и нас. Именно тогда я впервые попал в «красную комнату», прочувствовал запах химикатов, но главное — увидел, как на белом листе бумаге появляется изображение. И вот с тех пор где-то в глубине души у меня застряла заноза. Так что подарок на десятилетие был очень ожидаемым.
Наверное, тогда же внутри сложилось понятие, что в фотографическом процессе, наряду со съемкой, существует такая важная часть, как получение самого снимка. Около тридцати пяти лет я снимал на пленку и всегда только сам обрабатывал ее и печатал фотоснимки. Уже учась в институте МАИ, я закрепил для себя эту вторую часть процесса, проработав около четырех лет на полставки фотолаборантом.
— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
— Скорее всего, самостоятельно, хотя у меня была библиотека книг по фотографии, я изучал их, со школы был подписчиком журнала «Советское фото», прочитывал его практически полностью и с нетерпением ждал появления следующего номера. А в институте я узнал, что существует Заочный народный университет искусств. Я поступил в него, и моим преподавателем оказался сотрудник моего же вуза Юрий Евзерихин, сын известного фотографа Эммануила Евзерихина. Так что мое заочное обучение представляло скорее беседы о фотографии, когда мы встречались для обсуждения отснятого мной материала.
— Какой из жанров фотографии вам наиболее интересен?
— Сложный вопрос. Мне нравится окружающий мир, поэтому я не могу сказать, что ограничен каким-то одним любимым жанром. Наверное, лучше сказать, что посредством фотографии я пытаюсь поделиться тем, что волнует меня в этой жизни. Люблю снимать городские пейзажи, жанровые снимки с людьми, портреты, которые называю «репортажными». В студенческие годы, случайно попав на спектакль с фотоаппаратом, я полюбил театральную съемку, и даже стал в 2011 году лауреатом премии «Театрал» за театральный сезон
— Оборудование — камеры, объективы — каких производителей вы используете?
— За сорок семь лет через мои руки прошло много фотокамер и объективов. Если попробовать вспомнить основные камеры, которыми я снимал продолжительное время, то это:
— пленочные: «Смена-4», «ФЭД-Атлас», «Зенит-ЕС», «Зенит-АМ», Praktica LTL3, «Любитель-2», «Ломо Компакт-Автомат», Canon EF-M, Canon EOS 50E;
— цифровые: Canon PowerShot Pro90 IS, Canon Digital IXUS 850 IS, Canon EOS D60, Canon EOS 5D, Canon EOS 5D Mark II, Sony Alpha NEX-5N.
Сегодняшний мой основной арсенал:
1. Камера Canon EOS 5D Mark II, объективы SIGMA AF
2. Камера Sony Alpha NEX-5N, объективы Samyang 8 mm f/2.8 UMC Fish-eye, SEL-1855, SEL-55210.
Под водой в основном снимаю на Sony Alpha NEX-5N, раньше снимал на Canon Digital IXUS 850 IS. Иногда еще использую на Sony Alpha NEX-5N объективы от камер Canon и «Зенит» через переходники, а МС Зенитар 16/2.8 «Рыбий глаз» использую как на Canon EOS 5D Mark II, так и на Sony Alpha NEX-5N.
— Чем вам нравятся объективы Samyang? Можете перечислить их достоинства, на ваш взгляд?
— Мой опыт работы с объективами Samyang, к сожалению, не очень большой. В моем распоряжении пока есть только один из них, Samyang 8 mm f/2.8 UMC Fish-eye. Но могу сказать точно: однажды попробовав им снимать, я просто влюбился в него. С этим объективом можно объять необъятное, показать привычное под необычным углом зрения. Великолепный рисунок, оригинальный взгляд на мир и резкость по всему полю кадра — вот его преимущества. Это находка для многих фотографов, которые хотят взглянуть на окружающий мир под совершенно иным углом. Можно также отметить очень качественную сборку, которая делает его неотличимым от «родных» японских объективов, и при этом демократичную цену для такого рода оборудования.
— Расскажите, пожалуйста, о своем известнейшем кадре «Дождь в Барселоне». Как был сделан снимок?
— Наверное, это одна из самых моих известных работ в Интернете. Впервые я ее показал в июле 2006 года. Тогда в Барселоне мне повезло: в автобусе передо мной было панорамное стекло. Шел проливной дождь, автобус остановился на перекрестке. В какой-то мере за аналог можно взять мультиэкспозицию. Первый кадр снимался с наводкой на резкость по улице, второй — по стеклу автобуса. Затем проводилось наложение одного кадра на другой, но не в «Фотошопе». Спецэффектов как таковых не было, только два изображения и цвет. Вся сложность была именно в наложении одного изображения на другое.
Использовал для наложения программу Photomatix. Снимал на светофоре, когда автобус стоял. На первом снимке делалась резкость на людей. Второй снимок делал сразу же, но автофокусом «цеплялся» за капли и потеки на стекле; разница в расстоянии и открытая диафрагма дали резкую картинку стекла и цветовые пятна, правда, узнаваемые, имеющие форму и границы, но люди здесь не имели значения.
Уже сидя за компьютером, я предварительно проверил, насколько совпадают эти снимки между собой, наложив их слоями в «Фотошопе» один на другой, и после совмещения деталей провел кадрировку, отсекая лишнее. Потом фактически восстановил исходные снимки, но с новой кадрировкой. После этого оба снимка подверглись обработке в программе Photomatix. Результат превзошел ожидание, использование программы не по назначению привело к созданию довольно интересной работы. Позже эту технологию применяли другие фотографы, и какое-то время мне присылали варианты получающихся работ.
— Вы много путешествуете. Какая страна запомнилась вам больше всего, и какая, на ваш взгляд, наиболее привлекательна для фотографа с точки зрения выбора сюжетов?
— Вы знаете, все страны интересны по-своему. Если говорить о городах, городских пейзажах, городских жанрах, то очень люблю старую Европу. Каждый город в ней по-своему интересен. Единственное, что меня всегда немного раздражает, это все большее засилье в городах машин. Может, поэтому мне нравятся города с узкими улочками, где машинам делать нечего. А когда на неделю попал в Венецию, я отдыхал душой, ведь там машины как транспорт не существуют. Возможно, это один из городов, близких мне по духу.
Из экзотических стран надолго запомнилась Шри-Ланка, ее центральная часть, богатая историей. Туда хочется вернуться.
— Можете рассказать о самой необычной своей съемке?
— Интересный вопрос, и в то же время сложный. Фотоаппарат стал как бы частью меня, он практически все время со мной, в этом очень помог Sony Alpha NEX-5N. «Зеркалку» с собой в общем-то особо не потаскаешь, а системная камера весит мало и легко умещается в небольшую сумку. Конечно, по размерам это не «мыльница», которую можно засунуть и в задний карман брюк, но и не «зеркалка», как по весу, так и по габаритам.
Ну, а по поводу необычной съемки — это, наверное, поездка на Байконур по заданию журнала «Новости космонавтики», когда мне удалось при съемке запуска космического корабля «Союз ТМ — 29» в 1999 году оказаться в восьмидесяти метрах от стартующей ракеты. Я испытал ощущение, которое передать нельзя, его надо прочувствовать.
— В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
— В том, что окружающий мир всегда чуден.
— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу в первую очередь?
— Наверное, преданность и любовь к фотографии. Это должно стать как воздух, как вода, без которых жить уже невозможно.
— Что значит для вас фотография?
— Она — часть меня. В людях заложена способность самовыражения. Кто-то рисует, кто-то пишет стихи, прозу. Мне бывает жалко людей, которые так и не нашли в себе способность делиться своим сокровенным. Без фотографии мне не дышится полной грудью.
— Можете дать несколько советов начинающим фотографам?
— Стараться найти себя. Не подражать, не становиться чьей-то тенью, а именно найти себя. А вообще фотографией надо «заболеть». Эта «болезнь» приносит много прекрасных моментов в жизни.
— Назовите пять фактов о вас, не связанных с фотографией.
— В 1988 году собрал свой первый компьютер.
Люблю кошек.
Каждый год стараюсь побывать на Одесском Привозе.
Счастливо женат.
Могу без конца смотреть фильмы Андрея Тарковского.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий