Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Ромуальдас Ракаускас Лирик в жанре фотографии

Ромуальдас Ракаускас
Лирик в жанре фотографии

#портфолио #уличная_фотография
Ромуальдас Ракаускас
Лирик в жанре фотографии
17 февраля 2015
Фото:Ромуальдас Ракаускас

Продолжаем рассказывать о выдающихся представителях литовской школы фотографии. Сегодня речь пойдет о творчестве «главного лирика» литовской фотографии Ромуальдаса Ракаускаса.


Ромуальдас Ракаускас — литовский фотохудожник и журналист. Родился в Акмяне в 1941 г., в 1959 г. начал изучать литовский язык и литературу в Вильнюсском университете, позднее занимался журналистикой. Еще в школе Ромуальдас писал фоторепортажи в районную газету. На третьем курсе (1961 г.) работал штатным фотокорреспондентом еженедельника «Литература и искусство». В это же время Ракаускас увлекся фотоновеллами — литературными миниатюрами с фотоэтюдами. С 1969 по 1991 г. — член Союза журналистов Литвы. «Журналистика дает возможность каждый день встречаться с людьми, общаться, снимать», — комментирует свое занятие Ракаускас.

Классик литовской фотографии Ромуальдас Ракаускас

Первая его фотовыставка, «Нежность», была об отношениях между людьми, теплоте и общении. В Каунасе, после университета, Ракаускас работал в литературном журнале «Нямунас». Там он занимался ведением обзоров выставок и книг, общался с разными фотографами.

Ромуальдас Ракаускас, из цикла "Цветение" Ромуальдас Ракаускас, из цикла "Цветение"

Художественный стиль Ромуальдаса пришелся по душе редакции. В 1967 г. он стал фоторедактором журнала и впоследствии вспоминал эту работу как самый прекрасный период. Ракаускас — единственный из литовских фотохудожников, кто получил премию Ленинского комсомола за оптимистический взгляд на жизнь.

Ромуальдас Ракаускас, из цикла "Цветение"

С 1969 г. он становится членом Общества фотохудожников Литвы, занимается различными фотопроектами, выставками. Его коллегами по цеху являются Суткус, Мацияускас, Пожерскис. Рождаются совместные выставки и альбомы («Вильнюсские будни»).

Самый сильный цикл фотографий Ракаускаса — «Цветение». Работа над ним продолжалась в течение 10 лет и начиналась с фотографии для обложки журнала. Фотограф ездил по деревням в поисках интересных кадров. Многие снимки в цикле — результат талантливой режиссуры. «Моя самая любимая фотография — мальчик, идущий по дороге и несущий кролика», — признается Ракаускас.

Ромуальдас Ракаускас, из цикла "Цветение"

— Вначале я просто задумал сделать обложку для журнала: взял пару молодых ребят и попросил их пойти мне навстречу по цветущей аллее, — рассказал Ракаускас в интервью журналу «Петербургский фотограф». — Потом сделал фотографию старика, сидящего под огромным цветущим каштаном, еще пару разрозненных кадров и только тогда понял, что нужно взять это в качестве темы. Цветение, знаете, бывает очень коротким: неделька, иногда две, и все. И почти девяносто процентов моих кадров там — это режиссура. Я за зиму придумывал какие-то сюжеты, но, к сожалению, их не всегда удавалось снять. Я ездил по деревням, входил в избы, смотрел, что там есть — дети, старики, быт. Потом объяснял, что я снимаю, и простые деревенские люди очень мне помогали. Чтобы единственный кадр сделать, я мог по шесть пленок отщелкать.. Моя самая любимая фотография — мальчик, идущий по дороге и несущий кролика. Я тогда снимал это мальчишку, его брата, их вдвоем, и, наконец, поймал момент, когда он так удивительно тепло наклонил голову к этому белому кролику. Мне не верят, что все это режиссура, но режиссуру так и надо делать, чтобы она выглядела натурально. Это надо уметь. Повторяемость, конечно, была: сюжеты очень были похожие. Настолько я тему исчерпал, что мне было даже противно смотреть на цветение, на эти красивые белые яблони. Все-таки за неделю страшное напряжение: не успеешь, не сделаешь. Еще и погода бывает разная. Повезло, если неделю нет дождя, а если погода испортится... Словом, потом я пять лет не мог смотреть на цветущие сады.

В 1976 г. Международная федерация фотохудожников официально присвоила Ромуальдасу статус фотохудожника (AFIAP). В 2004 г. Ракаускас стал лауреатом премии в области исскуства, имеет орден Великого князя Литвы Гядиминаса 5-й степени. Выставки «Укрытие» и «Созвучия» сделали его самым популярным каунасским фотохудожником.

Все его фотографии выполнены в черно-белом цвете и рассказывают удивительную историю человеческих отношений.

— Мы черно-белые люди, у нас по жилам течет черно-белая кровь, — рассказывал он в том же интервью. Снимая сейчас художников, я хотел было цветную фотографию использовать — так, чтобы была видна и картина художника, но отказался от этого. Буду делать только черно-белую фотографию. Она намного сильнее, намного выразительнее. Тем более что цвет сейчас везде — в жизни, по телевизору, в кино.

Ромуальдас Ракаускас — наверное, единственный фотохудожник, которому удалось сохранить лиричность в фотоискусстве и журналистике. «Мне не надо было себя ломать. Сейчас, прожив уже 70 лет, я сам могу о себе сказать, что я очень лиричен и поэтичен. У меня есть свой почерк, и я чуточку выделяюсь этим лиризмом», — говорит Ракаускас.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

2 июля 2016

65 гениальных советских фотографий
от ярчайших фотомастеров

Хотите совершить путешествие во времени, вспомнить ритм жизни советской эпохи и увидеть лучшие работы советских фотографов? Смотрите подборку потрясающих советских кадров, которые мы подготовили совместно с проектом Центра фотографии имени братьев Люмьер «Антология фотографии XX века».

18 декабря 2014

Антанас Суткус:
«Фотография для меня – способ общения с людьми»

Антанас Суткус — классик советской и литовской фотографии, основатель Союза фотоискусства Литвы, выдающийся представитель национальной фотографической школы. Выставки его работ с успехом проходят по всему миру, являя собой документы ушедшей эпохи. В 2001–2002 годах фотограф получил стипендию Фонда Эрны и Виктора Хассельблад (Швеция) для архивации своих работ.

14 августа 2014

Ромуальдас Пожерскис:
«Мир, который я снимал, умер»

Ромуальдас Пожерскис — заслуженный работник культуры Литвы, член Союза фотохудожников Литвы и международной федерации FIAP, обладатель премии Alfred Toefler за вклад в развитие и сохранение культурного наследия стран Центральной и Западной Европы.