Елена Лукан — портретный фотограф из Екатеринбурга. Она придумала свою собственную концепцию «Персонального минимализма», запустила проект «100photographers», а недавно ее снимок стал одним из лучших на конкурсе 35AWARDS. Мы не могли не взять у Елены интервью.
— Елена, расскажите, что значит «Персональный минимализм»?
— Когда я думала, как сформулировать коротко то, о чем моя фотография, вариантов было не так уж много. Фотография о чём-то личном, важном и глубоком, о необходимости побыть с собой, о бесправии слов, о всемогуществе чувств, о человеке в единицу времени. В своём творчестве я иду по пути упрощения до истоков, до самой сути. В мире, где вечно правит лицевая, всё что меня интересует — это изнанка. Фактура в кадре — герой съемки. Одежда максимально проста. Как правило, это базовые однотонные ткани. Фотография, которая не про вещи. Моя философия — персональный минимализм. Это значит, что каждому из нас не нужно, по большому счёту ничего, кроме как чувствовать себя счастливыми. А когда человек счастлив? Тогда, когда он свободен быть собой и делать то, что он действительно любит.
— Цитата из вашего блога: «Любовь нельзя ни купить, ни продать. Ей можно только поделиться. А еще ее можно изжить агрессивным маркетингом и адовой коммерцией.» Речь о любви к фотографии. Расскажите, почему вы считаете, что маркетинг и коммерциализация убивают любовь к любимому делу?
— Фотографией сейчас занимаются все. Если взять медиасферу, то визуальный контент востребован, как никогда. Это обусловлено мгновенным изменением информационного поля посредством соцсетей. Контента всё больше, а смысла всё меньше. И заставить зрителя остановиться, подумать, выдохнуть и осознать, что вот прямо сейчас в этот момент его жизнь проходит, задача очень непростая. Задача маркетинга же наоборот затянуть, вызвать зависимость, заставить потреблять больше, тратить больше своего времени, денег, эмоциональных ресурсов. Безусловно любое творчество требует вложений и постоянной финансовой поддержки, но нельзя брать в руки инструмент с мыслью «а вот сейчас я уйду в фотографию и как начну очень сильно зарабатывать». Это конечно приведет к разочарованию. Любым делом нужно заниматься по любви, ну а творчеством тем более. Быть фанатом, гореть тем, что ты делаешь, жадно смотреть на жизнь, чувствовать красоту в моменте. Фотография дело непростое, как физически, так и морально. К каждой своей съемке я подхожу, как к проекту, в который я погружаюсь, думаю, режиссирую, подбираю мудборд, стиль, образы, концепцию, локации. На площадке всегда происходит взаимодействие, генерация эмоций, создание нужной атмосферы и реакция на ее изменение. После съемки это снова мозговой штурм, иногда еще более жесткий. Поиск того самого кадра, того самого цвета. Для человека час съемки — это просто час съемки, а для меня огромная работа до, и еще огромная работа после. Слишком много ресурсов расходуется на такое тонкое взаимодействие. Портретная фотография, наверно, самый честный, личный, необходимый и сложный вид творческой реализации. И это не про деньги. Это про чувства, про осознание. И она также важна для каждого человека, как поход к врачу, например. Я хочу, чтобы у человека, который приходит ко мне, было внутреннее ощущение, кто он и зачем, и чтобы ему от этого было хорошо. Съемка — это просто нажатие на кнопку и концентрация. А фотография — это чудо. Процесс, который невозможно рационализировать. Когда ты всё отдаешь миру вокруг, ты наполняешься сам. Когда потребляешь, ты истощаешься. Нелогично, но это так и работает.
— Вы создали проект «100photographers». Как появилась идея проекта, и какова его основная цель?
— Да, «100 фотографов» уникальное событие. Идея его создания давно зародилась в моей голове, но до реализации я добралась пару месяцев назад. На одном из курсов по фотографии было задание изучить условно 100 фотографов, изменивших мир, оказавших наибольшее влияние на течение визуальной культуры в целом. Нужно было читать биографию и смотреть их работы, анализировать. Признаюсь, я осилила только пару известных личностей. И сразу поняла, что здесь нужна система. Все должно быть собрано в одном месте четко, лаконично, понятно и интересно. Читаешь биографию, смотришь фотографии. Поштурмив просторы интернета, ничего подобного я не нашла, и мне стало понятно, что инстаграм станет идеальной площадкой для воплощения этой идеи. Я решила сделать что-то для собственного развития и поделиться этим с другими, с теми, кому интересна культура и история фотографии, как основа созидания и грамотного самоанализа. «100 Photographers that changed the World» Educational Project — это некоммерческий проект, требующий ресурсов. И, конечно, он нуждается в информационной поддержке масштабных фотографических платформ, чтобы как можно больше людей могли развиваться вместе со мной.
— Насколько личность и внутренний мир человека влияют на съемку?
— Успех портретной фотографии зависит прежде всего от живого интереса людей друг к другу. Фотографа искренне должен интересовать объект съемки. Перед нашими объективами находятся люди, все они разные, у каждого своё настроение и свой характер. Конечно, кто-то понятен и интересен чуть меньше, кто-то чуть больше. Я стремлюсь развиваться и снимать всех максимально хорошо, но всегда будут попадаться «твои» и «не твои» люди. Важно научится это чувствовать и выбирать максимально «твоих». И никакими деньгами это не компенсировать.
— Как рождаются идеи для съемок? Есть ли у вас источник вдохновения, или образы сами собой неожиданно приходят к вам?
— Идея для моих съемок всегда одна — показать человека без купюр, без масок, позволить ему выдохнуть и остаться собой в какой-то момент. Чтобы человек ушел наполненный чувством безусловной любви к собственной жизни. Что же касается стиля, конечно у меня есть составленный мудборд и я всегда стараюсь придерживаться того, что мне нравится. Иногда случается творческая коллаборация и мы придумываем что крутое вместе. Это невероятно, когда вы вместе находитесь в потоке в самом процессе съемки. Такие ощущения — очень значимый аспект моей страсти к фотографии, и то, чем я всегда вдохновляюсь.
— Какие приемы и методы обработки вы используете в работе?
— Главная задача — снять кадр вкусно. И чтобы видеть свет, я ставлю съемку в ч/б и пишу в двух форматах RAW & JPG. Тем самым получаю и крутые готовые ч/б снимки, и сырые кадры в цвете. Для цветокоррекции использую Lightroom, и сейчас изучаю Capture One. Ни там, ни там нет волшебной кнопки, к сожалению, и каждый раз квест «найти классный цвет» проходишь заново. Фотошоп применяю для легкой коррекции недостатков. А вообще, я за максимально настоящую и живую фотографию.
— Как быстрее всего научиться фотографировать? Вкладывать максимум денег и времени в обучение? Или не забивать голову теорией, и просто снимать как можно больше?
— Здесь такая история, что всё что вы производите, создаете, выкристализовываете из себя — это безумный симбиоз вашей трудоспособности и мотивации. Вам должна быть интересна информация, которую вы получаете. Научитесь доверять себе, чувствовать, что вам нужно, а что нужно пропустить. В одном из чатов меня спросили: «А зачем все эти знания?». И я ответила: «Когда у тебя есть знание, ты можешь сделать выбор — нужно оно тебе или нет. Когда у тебя нет знания, выбор сделать невозможно». Приучите свой мозг анализировать всё, что видите: кино, клипы, лучшие мировые фотографии. Разбирайте на атомы и пробуйте повторить. Фотография — это практика, много практики. У вас должно быть обостренное чувство самокритики и безжалостности к себе. А успех обязательно придет, как побочный эффект любви к своему делу.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий