Ирина Барышникова — профессиональный фотограф-имиджмейкер из Москвы. Ирина попробовала множество профессий, но в итоге остановилась на работе в двух направлениях: стиль и фото. Ирина сотрудничает с дизайнерами, шоурумами, различными марками одежды и аксессуаров, поэтому она не понаслышке знает, как создавать образы для лукбуков клиентов. О работе фотографом и имиджмейкером в одном лице — в материале журнала «Российское фото».
— Юрист, психолог, имиджмейкер, фотограф — все это о вас. Как думаете, удалось ли вам сконцентрировать свои полезные навыки и успешно использовать их при съемке?
— О-о-о... Мне долго пришлось бороться с юристом: ему хотелось сразу все упорядочить и логически объяснить, но в творчестве, как вы понимаете, много спонтанности. Однако позже я научилась выделять и ценить юриста с его собранностью, логикой и структурой — к примеру, когда было необходимо собрать сразу множество образов для съемки лукбуков, учесть разные локации и ничего при этом не забыть!
Психолог же сразу помогает немного (или намного) больше увидеть клиента. Это упрощает процесс для нас обоих и приводит к предсказуемому результату. Я вообще не представляю свою жизнь без знания психологии — в какой-то степени это мудрость, которой обычно обладают пожилые люди, накопившие богатый жизненный опыт. А тут ты знаешь многое уже на осознанном уровне, что порой здорово помогает, а главное, бережет нервную систему.
Знания в сфере имиджа — тоже та часть, без которой я не представляю себя как фотографа, все это слилось воедино и неразрывно связано. Я помню первый год, когда еще не обучалась имиджу, но как фотограф чувствовала, что знания в этой области мне нужны. И потом, отучившись год имиджмейкингу, я каждый раз радовалась и продолжаю радоваться тому, что эти знания у меня есть и они мне помогают.
— Вы много учились и учитесь, а сами преподаете?
— Да, конечно. Я веду мастер-классы по стилю, как по женскому, так и по мужскому направлению. Вообще я мечтаю о том, чтобы эти знания давали уже в школах, хотя бы в очень минимальном объеме. Хотя бы девочкам, ведь в семье очень многое зависит от женщины. Можно сказать, что одна из ее основных обязанностей по жизни — развивать свой вкус и прививать его мужу и детям. Не зря же в семьях дворян девочек учили этому с рождения и уделяли этому так много времени. Если женщина знает хотя бы основы колористики и стилистики, поверьте, в ее доме будет гораздо красивее и уютнее, ее семья будет одета более стильно и с экономией бюджета.
И еще я уверена, что если ты постоянно развиваешь свой вкус, то запускается цепная реакция — твоя личность формируется более целостно, ты перестаешь подражать другим, зная, что лучше для тебя. Ты перестаешь стремиться скупать и надевать сплошь бренды, опять же понимая, что не только это, а часто вообще не это делает твой образ и повышает самооценку. Соответственно, ты перестаешь завидовать другим, если не можешь купить то же, что и они, а ведь мы знаем, как тяжело, особенно подросткам, осознавать социальное неравенство.
Все это помогает формировать одно из ключевых человеческих качеств, которое, на мой взгляд, в настоящее время весьма дефицитно, — интеллигентность. Самое главное — время: если начинать все со школы, то гораздо больше шансов прийти к этому раньше, а не к
— А без профессионального образования фотограф может заняться стилистикой, на ваш взгляд?
— Смотря на каком уровне. Многие фотографы имеют художественное образование, и это здорово помогает им в работе с цветом и композицией. У некоторых просто есть вкус, развитый до высокого эстетического уровня, и они, скорее всего, логически не могут объяснить, почему так сделали, но делают прекрасно. У кого-то талант перекрывает стилистику, и она уходит на второй план.
Но если мы говорим о системности, способности объяснить клиенту, хотя бы приблизительно, почему нужно делать именно так, либо когда стоит задача сложной стилизации, к примеру, необходимо воссоздать атмосферу Древнего Египта, или хипстеров, или стиль барокко, то стилистика усложняется, и кроме образа модели, который создается в этой стилистике, еще должно декорироваться пространство. Если мы хотим, чтобы при взгляде на нашу фотографию локация не узнавалась сразу и не была на тысячах кадров до, мы должны сконструировать ее сами. И тут уже нужно либо ориентироваться в стилистике, либо приглашать декораторов и стилистов отдельно. Но, опять же, когда фотограф и сам в этом разбирается, им всем легче понять друг друга.
Когда работает слаженная команда профессионалов, конечный уровень гораздо выше, поэтому я всегда открыта к сотрудничеству как со стилистами, так и с фотографами: это же удовольствие — творить с единомышленниками.
— В каком жанре вы предпочитаете работать сейчас?
— Можно сказать, что сейчас у меня два основных направления. Во-первых, это женский портрет с составлением стилистических образов, индивидуальная работа с каждой клиенткой. Фотосессия может быть как итогом нашей совместной работы над ее стилем, так и отдельным направлением, с использованием разных образов и стилей, чтобы посмотреть на себя разную. Мы можем сделать фотосессию и без проработки стилистической части, но результат гораздо лучше, когда на это потрачено какое-то время и учтены особенности клиентки, пойман ее личный стиль. Важно убедить в этом заказчика, ведь это хорошо прежде всего для него.
Второе направление, которое я активно продолжаю осваивать, все более усложняясь, — это съемка лукбуков, с подбором мною образов, с использованием студийного света, как на улице, так и в студиях, а также журнальная съемка.
Сейчас мне параллельно хочется освоить еще и декорирование, чтобы уметь делать все это на высоком уровне в одном лице. Видимо, я очень хочу быть режиссером.
— На фотосессиях вы самостоятельно составляете образы и стилизуете пространства. Как это помогает в процессе работы?
— Помогает невероятно, и я продолжаю развиваться в этом направлении и усложнять композицию. Не всегда получается, иногда понимаешь, что для реализации какой-то идеи необходима большая команда или пока не хватает знаний, потом берешь себя в руки и продолжаешь, продолжаешь... Видимо, перфекционист во мне не спит. Мне это настолько нравится, что я не перестаю об этом думать, даже когда, к примеру, иду по магазину либо когда моя голова не занята каким-то другим важным вопросом. И если раньше я ходила по магазинам одежды и мысленно собирала образы, а иногда прямо там задумывала и собирала будущие фотосессии, то теперь к этому добавились еще и магазины различных домашних аксессуаров, декора и прочего.
— Не планируете совсем уйти в стилистику?
— Не думаю, что смогу остаться только стилистом. Фотография настолько мне дорога, я так долго к ней шла, что оставить ее не смогу. Она полностью изменила мое видение мира, да и потом, я хочу фиксировать результаты своей стилистической работы, хочу красивую картинку. Свою.
— Бывали ли случаи, когда вы работали имиджмейкером, а фотографировал кто-то другой?
— Да, бывали, и, я надеюсь, это тоже будет развиваться. Я всегда открыта к сотрудничеству с фотографами, как и со стилистами, кстати. Быть и фотографом, и стилистом в одном лице во время съемки сложно. Поэтому если я буду только фотографом, а все остальное организует кто-то другой — почему нет!
— С какими марками и дизайнерами вы сотрудничали?
— В своей работе я постоянно использую огромное количество вещей различных брендов. Очень хороший посыл, привитый во время обучения имиджу, — нужно знать разные сегменты и постоянно отслеживать ассортимент различных марок, ведь порой вещи из масс-маркета могут так заиграть при добавлении к ним чего-то люксового, что весь образ воспринимается как люкс.
За годы работы я уже приобрела огромный гардероб и одежды, и обуви, и, что немаловажно, аксессуаров, которые, разумеется, подобраны так, чтобы все было сочетаемо между собой. Соответственно, если мы понимаем, что для стилизации чего-то подойдет вещь, которая у меня уже имеется, ее можно арендовать и использовать для съемки. А это очень облегчает и упрощает работу.
Из последних, с кем приходилось сотрудничать, и собирая луки, и фотографируя, — австрийский бренд одежды и обуви Chiccode, а также бренд одежды для отдыха и путешествий SQO. С последним вышла забавная ситуация: меня попросили собрать луки с использованием изделий из новой коллекции, и мне настолько полюбился их костюм, что я собрала порядка 15 луков с ним и поняла, что он срочно необходим мне самой.
— Можете рассказать о самом ярком своем проекте?
— Из таких, которые запомнились по объему и ответственности больше всего, — это, пожалуй, анализ стиля участниц ежегодного Всероссийского конкурса «Мисс офис» на соответствие их дресс-коду. Жюри выбрало порядка ста участниц, и мы с коллегой, имиджмейкером Инной Ситковой должны были проанализировать их фото и видео. Статистика оказалась нерадужной: лишь около 10 % девушек хорошо понимали, что такое дресс-код и как он соотносится с их профессией, должностью, уровнем контактов. Вот очередной пример, почему так важно знать все хотя бы о себе.
— Как вы выбираете моделей для своих съемок?
— Ну, если говорить о коммерческих съемках, то это, скорее, они выбирают меня. Если же мы говорим о съемке образов, которые просит создать заказчик, то здесь мы отталкиваемся от многого: концепция бренда, его стилистика, запрос заказчика на определенный типаж, хочет ли он, чтобы модель больше улыбалась в кадре, либо ему интересна высокая мода и он согласен на некий авангард. А вообще я всегда в поиске интересных лиц и моделей. Если кто-то этим занимается и хочет сотрудничать либо хочет только попробовать свои силы — пишите, всегда готова обсудить!
— Вам больше нравится снимать в студии или за ее пределами?
— Год назад я бы вообще сказала, что студия — это не мое и я ее не люблю, как и студийный свет. Сейчас мне, наоборот, это интересно, я хочу развивать что-то новое и усложняться. Не хочу чувствовать ограничения, поэтому люблю и улицу, и студию, и работу на улице со студийным светом. Жду вас к себе на съемку везде с удовольствием!
— В предыдущем интервью вы отметили, что предпочтительно, когда модель ведет себя естественно, «вне зоны комфорта». А как его или ее из этой зоны вывести?
— Тут все во многом зависит от личности модели: с кем-то можно попробовать подурачиться, побыть немного детьми, чтобы получить спонтанность, а кому-то нужно дать почувствовать, что она по-женски неотразима и от нее исходит свой шарм.
Я вообще не люблю врать и притворяться, поэтому что-то, чего я не чувствую, мне из себя извлечь тяжело и невозможно. Я целиком и полностью за искренность и доброжелательность. Когда человек приходит фотографироваться, будь то обычная женщина или профессиональная модель, это всегда наша совместная работа, наш обоюдный процесс, ответственность и результат. Нужно просто это любить. Если человек снимался один раз в жизни, он, скорее всего, будет скован, ему нужно будет больше времени, чтобы расслабиться. Это нормально, просто нужно сказать об этом, успокоить. Это как любое действие, которое ты не умеешь делать или умеешь не очень хорошо: оно может получиться, но не сразу...
Я недавно посмотрела бэкстейдж со съемок Питером Линдбергом календаря Пирелли. Он там моделей в конце съемки так по-отечески обнимает и целует в макушку, причем любого возраста — и своих ровесниц, и тех, кто гораздо моложе. Это все получается так естественно и выглядит так трогательно... Такая атмосфера съемок мне кажется идеальной.
— Фотограф-портретист должен быть психологом?
— Конечно, ведь снимок — это совокупность черт портретируемого, соединенная с внутренним миром фотографа и его видением своего клиента, модели. Не зря же и у знаменитых художников одни и те же люди могли выглядеть совершенно по-разному. Вопрос в том, чтобы это видение подкрепляло личность человека, а не диссонировало с ней.
— Раскройте какой-нибудь профессиональный секрет.
— Здоровый фанатизм в своем деле, труд и еще раз труд.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий