Кто-то воспринимает фотографию как источник дохода, кто-то не более чем, как «слепок» реальности, а кто-то как какое-то развлечение. Фотограф Михаил Потапов в свою очередь считает, что это ничто иное, как работа мыслительная и явление искусства далёкое от коммерции. Не согласны? Тогда для начала прочтите весомые аргументы Михаила, победителя конкурса 35AWARDS, и делайте свои собственные выводы.
— Михаил, в интервью для 35AWARDS вы рассказали, что занимаетесь фотографией с 2014 года. А чем вы занимались до нее и повлиял ли этот профессиональный опыт на вашу творческую деятельность?
— Жил жизнью раннего Михаила Потапова. Если говорить о работе, то чем только не занимался, но всегда имел творческий подход к делу, как бы взгляд со стороны на происходящее — оценка, анализ, вывод. Когда мне было пять лет, в детском саду нам дали пластилин, доску и сказали скатать маленький шарик: чей шарик будет ровнее, тот и станет лучшим. Недолго думая, я взял вторую доску. Остальные же продолжили катать рукой. Как думаете, чей шарик в итоге был самым ровным? Но если подумать, углубиться в себя и вспомнить, что именно подвигло меня на сие действо, то, наверное, уход от прежнего образа жизни: надоело просто гулять, просто ходить в кино, ресторан или общаться с друзьями, просто жить потребительской жизнью, ничего не производя лично! Да, для меня это важно теперь. Творческая жизнь затягивает в свой круговорот, меняет мировоззрение, интересы, ценности. Дает удовлетворение и восторг от результата, когда ты на пике своих возможностей. А если результата нет, то все происходит с точностью до наоборот — творческая жизнь истощает.
— Как вы вообще относитесь к фотографии? Какую роль она играет в вашей жизни?
— Думаю... Года три назад ответил бы по-другому. У меня сейчас новый этап в жизни — переехал в столицу, новая работа, не до фотографии в ближайшее время, переключился. А до отъезда из родного города у меня были мысли, что надо искать другое хобби, чтобы отдохнуть от старого, которое уже не отдых, а работа мыслительная — где не все и не всегда получается, где слишком много требуешь от себя, а не радуешься каждому результату, как недавно пришедший или купивший камеру. Поэтому если вы наивно полагаете, что фотография — это развлечение, то результата не будет. Фотография — работа мыслительная!
— Есть ли фотографы или работы, которые вас вдохновляют? Почему?
— На сегодняшний день нет таких. Возможно, в начале творческого пути были, сейчас нет. Все однотипно, много повторений, скучно, однообразно, примитивно. И я сужу о мировом уровне, а не российском, или московском, или ростовском. Для обывателя мои слова, конечно, покажутся странными, но на то он и обыватель, ему простительно. Единственный автор, чьими работами вдохновляюсь, — это я сам.
— В своем аккаунте в «Инстаграме» и в одном из интервью вы говорите, что не считаете себя фотографом и что никогда не будете снимать за деньги. Расскажите, пожалуйста, с чем связано такое отношение к коммерции.
— У меня есть кастрюля, но я не повар, у меня есть сварочный аппарат, я сам сварил навес для машины, но я не сварщик, и да, у меня есть фотоаппарат, но ход моих мыслей вы поняли. Как там? Мудрый человек со временем может поменять свое мнение, глупец — никогда. Я не считаю фотографию профессией, тем более профессией востребованной. Меня забавляет постоянная реклама в соцсетях: мол, купи курс — и станешь зарабатывать кучу денег. Друзья, не верьте, получайте настоящую профессию! Скорее всего, если бы я пришел в фотографию коммерческую изначально, то сейчас бы не писал интервью, а перебирал свадебные фото до четырех утра. Представили? Отсюда следует вопрос: а каким я вам нравлюсь больше?
— Ваши работы на протяжении трех лет занимают призовые места в престижных номинациях. В чем секрет успеха Михаила Потапова?
— Я не считаю это большим успехом. Наверное, этого мало для меня — надо больше, лучше, быстрее. Но для большинства такой результат является чем-то заоблачным, несбыточным. Отвечу просто: сомневайтесь во всем, что видите, слышите, что выдают вам за чистую монету! В фотографии, да и везде, очень много шарлатанов, людей нечистой совести, которые будут вам говорить, как правильно, выдавая за правильное то, что им выгодно. Понимаете? Но есть одно качество, которое мне помогает, — уверенность в себе. Именно оно дает мне право писать свои мысли честно и прямо. Если вы уверены в себе, то вам открыты все двери.
— Как вы относитесь к критике работ фотохудожника зрителем? А коллегой по цеху?
— Под зрителем мы подразумеваем обывателя? Ну а как я должен к этому относиться? Как к недоразумению, конечно, снисходительно и без обид. Если им есть до этого дело, пусть критикуют. Большинство коллег по цеху не поставлю выше и отнесу к тем же обывателям, да и не думаю, что есть такие, которые возьмутся критиковать мои работы, а если возьмутся, то, опять же, их право. Но чужие работы критиковать не буду никогда, они мне не интересны.
— Какой минимальный набор фототехники вам необходим для съемки?
— Фотоаппарат. И все. Разве бывает по-другому?
— Есть ли у вас любимые фокусные расстояния?
— Нет. Все зависит от задач.
— Три совета начинающему фотохудожнику от Михаила Потапова.
— Оно вам надо вообще? С чего вы взяли, что это ваше? Если же решились, то слушайте. Наблюдение, оценка, анализ, вывод.
1. Если проанализировать время, с которого начинал я и мои знакомые, то дело было так. Многие, имея лишние деньги, тратили их на дорогие ноутбуки, оптику, камеры, планшеты и пр. Кто-то начинал делать свой персональный сайт, не наработав портфолио. Если посмотреть на большинство спустя время, никто ничего не добился, даже в коммерческом направлении. И я молчу про творчество. Поэтому если вы полагаете, что с лучшей техникой вы добьетесь чего-то быстрее, то не будьте такими наивными. Большинство информационных и социальных сетей, журналов, сайтов производителей техники с их маркетингом твердят одно: «Покупай!» Любому новичку будет греть руки новая крутая камера, он будет с ней на своих аватарках, ведь именно для аватарок он ее и купил.
2. Хороший результат, а именно осмысленная, глубокая и технически правильно снятая фотография, — это ваши жизненные навыки! И первое, чем вы должны обладать, — хорошие организаторские способности. Вам нужно организовать съемочный процесс, который должен состояться в любом случае. Это и будет вашей первой целью. Как делал я? Я всегда заезжал за моделью и ассистентом, привозил на место съемки, поэтому у меня никогда не было такого: «Прости, я не смогла». Еще один хороший и действенный вариант — собираться большой компанией. Несколько фотографов, пара моделей, порой до 10 машин, посмотреть, как работают другие, оценить их ошибки, на ваш взгляд. Самое главное — увидеть, что они снимают, и постараться снять в ином ключе. Чую, вы сейчас зададите вопрос про студию. Стоп! Никаких студий! Выходим на воздух, господа, выходим. Конечно, уложить в три совета то, что нужно прожить самому, невозможно, но вы должны быть нацелены на успех.
3. Как быть? Смотреть чужие работы, работы художников и фотографов? Пытаться повторить именитых и не очень? Большинство скажут, что повторять — правильный путь, но все понимают, что мнение большинства порой ошибочно, и прежде всего потому, что мнение это не свое. Копируя или переснимая, ты не делаешь ничего нового, оригинального, а если ты не делаешь ничего оригинального, то ты ничего не делаешь! Попробуйте поставить себя в рамки, запретите себе популярные жанры, думаю, все их знают, и в этих рамках начните творить. Если у вас получится, то ваши работы будут отличаться от других как минимум.
Для себя вы должны определить, чего вы хотите от фотографии.
Гениальное и популярное — две параллельные прямые, которые никогда не пересекутся.
Если хотите известности, то снимайте незамысловато, просто и доступно для большинства зрителей. Выберите самые популярные жанры, определите, что нужно толпе. Этакий фастфуд. Ваши фотографии должны быть примитивны, но не значит плохи.
Но если вы хотите делать гениальные фотографии, то в первую очередь должны снимать для себя, снимать то, что чувствуете и понимаете только вы, не стараясь угодить зрителю. Зритель есть только один — вы сами. Секрет, как снимать шедевры мирового уровня, вам никто не откроет, этому не научат ни в одной школе мира. Потому что сами не знают. А тот, кто знает, снимет сам.
Персональный сайт фотографа: potapov.store
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий