Фото:Фото-победитель конкурса 35AWARDS 2017 в номинации Макро
Марина Дериглазова — фотограф из Москвы. Подводной макросъемкой Марина занялась не так давно, прошла несколько курсов по дайвингу, и уже стала обладателем нескольких фотографических наград. Ее работа вошла в Топ-100 лучших фотографий премии 35AWARDS 2017.
«Я бы охарактеризовала свой стиль как создание психологического портрета. Я пытаюсь увидеть их характерные особенности и передать это в фотографии. Почему портрет психологический? Судите сами— на снимках моллюски, креветки и рыбки демонстрируют абсолютно понятные эмоции: любопытство, бесстрашие, нежность друг к другу, жадность, агрессию или заботу о своих детях. Подчас оторопь берёт, когда увеличивая линзой микроскопическое существо, вдруг понимаешь, что оно внимательно смотрит тебе прямо в глаза.»
— В каких номинациях 35AWARDS вы принимали участие?
— Впервые о конкурсе 35AWARDS я услышала два года назад, в
Реверанс
— Расскажите историю победившего снимка/серии: при каких обстоятельствах он был сделан?
— Этот снимок был сделан во время погружения в проливе между островами Северный Сулавеси и Лембех в Индонезии на глубине
— Почему, по вашему мнению, ваш снимок победил?
— Думаю, тут дело и в известной доле удачи — мне повезло увидеть интересный момент. Далее, удалось дождаться выигрышной композиции животных. Ну и наконец, получилось придумать и воплотить интересный вариант освещения этой сценки.
В отношении творческой удачи подводная съёмка даёт некоторые преимущества: подводный мир очень живописен и менее изучен, это позволяет делать более своеобразные, оригинальные и даже неожиданные фотографии. Соответственно, при голосовании такие работы более интересны зрителям и жюри. Что касается системы голосования конкурса 35AWARDS, то сравнение двух кадров похожей тематики интересно и познавательно. Хотя иногда выбор сделать сложно.
На фото момент выхода новорождённой каракатицы из яйца
— Помните свою первую съемку?
— Собственно, моё увлечение фотоделом началось не совсем традиционно: фотоаппарат мне понадобился под водой. Сначала произошло моё первое погружение с аквалангом в октябре 2013 года на Мальдивах. Я испытала настоящее потрясение от красоты подводного мира. Призрачно-голубое, колышущееся, постоянно изменяющееся пространство пронизано видимыми лучами солнечного света. Глубина манит всё более насыщенной синевой, дно покрыто кораллами самых изысканных форм и расцветок, а вокруг текут ручейками стайки ярких рыбёшек. Конечно, такую красоту сразу захотелось запечатлеть и показать миру. Однако это оказалось непросто. Совсем непросто! Оставим за скобками длительный и трудоёмкий процесс обучения дайвингу. Не будем учитывать понятный и обязательный пункт обучения азам фотодела. Опустим детали приобретения горы оборудования. Забудем даже то, что подводный фотоагрегат состоит из камеры в металлическом боксе, двух подводных вспышек, фокусировочного фонаря и прочего оборудования — общий вес которого составляет более 15 килограммов. Не станем заострять внимания на необходимости ехать за тридевять земель. В сухом остатке получим фотографа, облаченного в гидрокостюм, маску и ласты, с баллоном за спиной и фотоагрегатом в руках, который, преодолевая морские течения, рискуя быть ужаленным медузами и другими опасными морскими обитателями, часами караулит что-нибудь интересное в глубине. Ни за что на свете не откажется от этого непростого, но такого увлекательного занятия.
Стайка стеклянных рыбок в коралловом саду
— Как бы вы могли описать свой авторский стиль?
— Я бы охарактеризовала свой стиль как создание психологического портрета. Мне интересно наблюдать за поведением морских животных в их естественной среде обитания. Я пытаюсь увидеть их характерные особенности и передать это в фотографии. Почему портрет психологический? Судите сами— на снимках моллюски, креветки и рыбки демонстрируют абсолютно понятные эмоции: любопытство, бесстрашие, нежность друг к другу, жадность, агрессию или заботу о своих детях. Подчас оторопь берёт, когда увеличивая линзой микроскопическое существо, вдруг понимаешь, что оно внимательно смотрит тебе прямо в глаза.
— Не опасно ли находиться так близко с морскими обитателями?
— Что касается опасностей под водой, то их, конечно, нельзя сбрасывать со счетов. Начать хотя бы с того, что вода — не родная стихия для человека. Забудешь о правилах поведения под водой — и у тебя останется минута-другая до конца жизни. Другая опасность заключается в том, что многие морские обитатели имеют защиту в виде всевозможных колючек и шипов, часто, к тому же, ядовитых. Тут нужно быть просто внимательным. Не ложиться, к примеру, на дно, где могут прятаться под грунтом опасные животные, не трогать кораллы и вообще ничего не касаться, не заплывать в заросли водорослей и в узкие пещерки, не провоцировать крупных животных на атаку. Под водой так же, как и везде и всегда, нужно оставаться человеком: беречь и всеми силами защищать жизнь и хрупкую красоту нашего мира.
Дьявольский скорпенопсис действительной серьёзный господин. Его уверенность в себе надёжно обеспечивают |
Две рыбки из семейства большеротовых спорят за норку: у кого рот шире, тот и прав. |
— Расскажите о процессе съемки. Сколько времени необходимо провести под водой или проползать на траве, чтобы запечатлеть особенный момент?
— Красоту можно найти повсюду, безусловно, красивы льды и холодные моря, но мне не нравится мёрзнуть, я предпочитаю тропики. Красное море, Филиппины и Мальдивы, Малайзия, Таиланд, Мексика и Мьянма, но больше всего люблю Индонезию. И, не поверите — умудряюсь замёрзнуть даже при температуре воды в 27 градусов! Всё дело в том, что в воде подводный фотограф проводит по несколько часов в день. Обычно одно погружение длится около часа, и таких погружений может быть до четырёх. Переохлаждение гарантировано. Иногда невозможно сфокусироваться на объекте съёмки, так как фотоаппарат прыгает в трясущихся руках. Добавляют сложности течения: иногда приходится прицеплять себя к какому-нибудь камню специальным крюком на тросике и так висеть в сильном течении, наблюдая, к примеру, проход акул.
Подчиняясь мощному инстинкту продолжения рода, два голожаберный моллюска тянутся друг к другу несмотря на сильное течение.
— Расскажите о самой сложной фотографии, которую вы делали.
— О самом сложном случае в моей практике, пожалуй, не хочется рассказывать. Ну, глубоко, ну, течение, скала, очень маленькие и трудно отыскиваемые морские коньки... Можно, конечно, посмеяться над уморительными позами, в которых я пыталась зависнуть над кораллом, где они сидели, и припомнить, как долго потом болели сведенные судорогой мышцы. Но сегодня меня волнует не эта борьба, которая закончилась победой, а совсем другой случай. Случай моей великой удачи, который никто не оценил, по крайней мере, пока. В январе этого года мне очень повезло: удалось снять уникальный момент, момент выхода из яйца новорожденной каракатицы. Уже проступали очертания зародыша каракатицы, когда оболочка внезапно лопнула, и малышка пулей вылетела в новый мир! Это было совершенно великолепно, и снимок получился замечательный, на мой взгляд. Я была просто счастлива, однако, когда я опубликовала этот снимок в сообществе любителей подводной фотографии, он не произвёл ожидаемого мною фурора. Также он не произвёл большого впечатления на участников зрительского голосования и на жюри конкурса 35AWARDS. Видимо, мне не удалось передать всю уникальность этого удивительного момента, такого неуловимо короткого и прекрасного, момента начала новой жизни. Это стало большим разочарованием для меня.
Вот то самое фото двух морских коньков-пигмеев, которое стоило мне больших усилий |
Редкая и очень осторожная рыба Кружевная ринопия. На этом кадре удалось подсветить её сзади, чтобы показать всё великолепие её кружевных шипов и рисунка кожи. |
— Есть ли какие-то особые права для макрофотографа для съемки редких видов?
— Видимо, есть определенные преимущества для ученых-фотографов, которые работают в морских заповедниках. Ну, а любители находятся в равных условиях. Изучай повадки морских обитателей, проводи больше времени в поисках, и удача обязательно улыбнётся тебе!
Бросок рино-мурены.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий