Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Максим Шубович: "Фотография должна отражать мысли автора"

Максим Шубович:
"Фотография должна отражать мысли автора"

#портфолио
Максим Шубович:
"Фотография должна отражать мысли автора"
3 августа 2015
Фото:Максим Шубович. Из цикла "Зонная система"

Максим Шубович — один из самых ярких участников выставки «Дружба народов» от Киргизии. Он успешно работает в разных жанрах, не перестает совершенствовать свои навыки и главным в фотографии считает смысл. На его счету — несколько социально важных проектов. 8 августа в 15 часов в павильоне № 59 «Зерно» в рамках образовательной программы проекта «Дружба народов» состоится творческая встреча с Максимом (регистрация в Facebook). А сегодня предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с ним.


— Максим, здравствуйте! Прежде всего, хотим поблагодарить вас за участие в нашем проекте. Расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы по профессии и как пришли в фотографию?

— Здравствуйте! Я также, в свою очередь, хочу поблагодарить вас за предоставленную возможность! По профессии я биолог. Поступал учиться ещё при Советском Союзе и после окончания собирался работать в одной из лабораторий Академии Наук. Но когда закончил учёбу, институт уже практически развалился. Ещё в школе я довольно много снимал жизнь моего класса, а она была довольно насыщенной: различные внутриклассные мероприятия, походы, поездки всем классом в Таллин, Ленинград, Москву, в Казань во всесоюзный химический лагерь «Орбиталь». В начале 90-х годов пропали из продажи фотоплёнка и реактивы, поэтому я снимал очень редко. «Кодаков» ещё не было. Доходило даже до того, что мой бывший однокурсник, уехавший жить в Германию, подарил мне цветную плёнку Agfa, однажды приехав в гости. Я её отснял в одной из студенческих экспедиций на Чаткал, потом через другого однокурсника, ехавшего в Польшу, передал первому в Германию. А оттуда отпечатанные фотографии привёз третий однокурсник, гостивший у первого. Вскоре у нас появился Kodak, и всё стало проще. Что интересно, до начала 2000-х годов мне даже в голову не приходило стать фотографом. Всё стало меняться после того как мне попали в руки сначала журнал «Фотомагазин», а потом книга «Александр Секретарёв. Последний репортаж». После этого я точно знал, чем буду заниматься, и в каком направлении работать.

Максим Шубович. Сценка из сельской жизни, Киргизия, Чуйская долина с. Шалта

— Расскажите подробнее об увлечении фотографией в детские годы.

— Я довольно рано стал интересоваться фотографией, поскольку мой отец был заядлым фотолюбителем. Он мне и показал, где выдержка, а где гидрохинон. Литературу по фотографии в то время было тяжело найти, но у нас дома было несколько восточно-германских ежегодников по фотографии 60-х годов и аналогичных советских изданий, которые я и зачитывал до дыр. Мы вместе готовили растворы, проявляли плёнку, печатали фотографии. Потом я стал делать это самостоятельно. Занавешенная ванная комната, свет красного фонаря и запах растворов, — всё это я помню до сих пор. Но самое интересное, что сейчас у меня нет какой-то особенной ностальгии по плёночным временам, и только исчезновение цифры заставит меня вернуться к плёнке.

Максим Шубович. Сценка из сельской жизни, Киргизия, Чуйская долина с. Шалта

— Наверное, до сих пор помните и свою первую камеру?

— Как-то так получилось, что я помню все камеры, которыми я снимал. Первой камерой, которой я начал снимать, была «Смена» первой модели. Этой камерой снимал ещё мой отец в армии. С ней я и пошел на станцию Юных Техников в фотокружок. Преподавателем там был один дядька, который снимал на широкоплёночный «Салют». Вместо одной ноги у него был протез — такие носили исключительно средневековые пираты. На всех нас он смотрел с нескрываемым отвращением. Про мою «Смену» он сказал, что такой камерой невозможно научиться фотографировать. Знал бы он, бедолага, что несколько десятилетий спустя люди будут снимать на телефон. Позже, после школьной производственной практики на заводе, я получил 21 рубль зарплаты и на них купил в комиссионке «Зоркий-4» 68-го года. Вот он и стал по-настоящему моей камерой, моей первой камерой.

Максим Шубович. Перед выступлением, Киргизия, г. Бишкек

— На что вы сейчас снимаете? И, продолжая тему воспоминаний о пленке, как вы думаете, есть ли принципиальная разница между пленочной и цифровой фотографией?

— Сейчас я снимаю на технику фирмы Nikon: камера D800 и хороший набор оптики для решения большинства задач. Раньше на свои фотопрогулки я брал плёночные камеры, но со временем удобство и качество цифры победили. Кое-кто из знакомых фотографов до сих пор снимает для себя на плёнку, но коммерческие съёмки всё же делают на цифру. Мне совершенно неважно, каким способом сделана фотография. Главное — что изображено, и какие чувства она вызывает во мне. Разница в плёночной и цифровой фотографии, на мой взгяд, сейчас исключительно в качестве и скорости получаемой картинки (на цифре, как ни крути, лучше и быстрее), что особенно важно при коммерческой и событийной фотографии.

Максим Шубович. Изготовление курута, Киргизия, Сусамырская долина

— Расскажите, пожалуйста, о кадрах, которые наиболее важны и ценны для вас.

— Для меня, как и для любого человека, наиболее важными являются семейные фотографии. К сожалению, мои родные не любят фотографироваться. Поэтому семейных карточек я снял не так уж много, и потом я буду об этом сожалеть. Больше всего фотографий моего сына — я на нём настраиваю автофокус после покупки новой фототехники.

Максим Шубович. Обед каналокопателей, Киргизия, Кочкорская долина

— Вы снимаете в разных жанрах. А к чему больше всего лежит душа?

— Мне всегда были интересны те виды фотосъёмки, в которых используется репортажный метод: фотожурналистика, документальная и уличная фотография. Раньше я работал в газетах и журналах, сотрудничал с «Российской газетой» в Кыргызстане и агентством Associated Press, работал с различными подразделениями ООН и много ездил по стране. Пробовал себя в фотографии еды и напитков, но это совсем не моё, хоть и получается. Мне не нравится студийная съёмка: на паспорт или для глянцевого журнала — самое то, но не более. У нас сейчас в моде семейная и детская фотосъёмка в студии: посадят на пол перед дурацким фоном, вывалят сверху ведро хлама, хлопнут вспышкой со всех сторон, — и всё готово, все счастливы. Главное — дёшево и «красота неземная»! Невероятно скучно и однообразно. Люблю снимать свадьбы. На свадьбе в течение одного дня можно использовать почти все виды фотосъёмки: репортажную, постановочную, портретную, пейзажную, архитектурную, макросъемку. И всё это надо делать на большой скорости, максимально быстро и с высочайшим качеством.

Максим Шубович. Из цикла «Зонная система», о жизни заключенных в Киргизии

— Ваша галерея предоставляет зрителям возможность совершить виртуальное знакомство с Киргизией. У вас наверняка есть любимые места в своей стране, в своем городе?

— Я очень люблю путешествовать, мне нравится снимать в тех местах, где я ещё не был. Могу просто так поехать поснимать в тот или иной район города, или за город, или ещё куда-нибудь. Я всегда ношу с собой фотокамеру. Многие из моих знакомых фотографов при встрече думают, что я иду с очередного заказа. У нас мало кто просто так ходит с камерой и снимает окружающую жизнь.

Максим Шубович. Из цикла «Зонная система», о жизни заключенных в Киргизии

— А какие места вы посоветовали бы посетить тем, кто собирается поехать в Киргизию?

— В первую очередь, конечно, озеро Иссык-Куль. Иссык-Куль — одно из самых красивых озёр мира. Там большое количество пансионатов, особенно на северном берегу, но есть и заповедные зоны. Можно сделать множество хороших кадров, просто объехав вокруг озера. Мне очень нравится Чаткал, это северо-западная часть страны. Ещё, мне бы очень хотелось съездить на Сары-Джаз, который расположен на востоке нашей страны. Но и на юге фотограф не только не останется без работы, но и останется очень доволен. Есть ещё много красивых мест, но туда сложно добраться. Это для любителей путешествий на внедорожниках.

Максим Шубович. Из цикла «Зонная система», о жизни заключенных в Киргизии

— Как вы предпочитаете снимать? Например, если мы говорим о пейзажной и уличной съемке, Вы отправляетесь на съемку один или с друзьями?

— Специально съёмкой пейзажа я не занимаюсь. Мы с друзьями-фотографами иногда делаем однодневные вылазки на природу. Можем за день проехать 500 километров, снимая по пути всё, что интересно. Вот тогда могу сделать несколько пейзажных кадров. Всё остальное стараюсь снимать один. Никто не должен отвлекать: можно что-то пропустить или не заметить.

Максим Шубович. Из цикла «Зонная система», о жизни заключенных в Киргизии

— Какое место в вашем творчестве занимает коммерческая фотография и сколько времени удается посвящать личным проектам? Расскажите о них пожалуйста.

— Я зарабатываю на жизнь только фотографией, и поэтому коммерческая фотография занимает большую часть. Проекты, особенно личные, требуют больших финансовых затрат и много времени. А ещё, они никому не нужны... Буду иногда снимать проекты для себя, а в свободное время лучше поброжу по городу с фотокамерой.

Максим Шубович. Из цикла «Зонная система», о жизни заключенных в Киргизии

— Кто из современных фотографов вам наиболее близок по творческому методу? Можете ли назвать наиболее интересных авторов своей страны?

— В какой-то момент я понял, что мне уже не так интересно делать одиночные фотографии. Хочется не просто собрать фотографии разных лет в одну тему, а целенаправленно снимать фотоистории. Поэтому я сейчас интересуюсь творчеством Сергея Максимишина. Часто просматриваю сайт агентства Magnum. Есть очень много интересных фотографов, но я не запоминаю имена их всех, а вот их фотографии не забываются. Наверно, это — главное. Из кыргызстанских фотографов мне интересны Алимжан Жоробаев и Шайло Джекшенбаев. Нравятся фотографии Георгия Колотова, особенно его нью-йоркская серия

Максим Шубович. Из цикла «Зонная система», о жизни заключенных в Киргизии

— В вашей галерее есть как цветные, так и черно-белые снимки. Скажите, в каких случаях выбираете цвет, а в каких — чб?

— Обычно уже при съёмке я знаю, какой снимок будет цветным, а какой черно-белым. Бывают варианты, когда снимок интересен и в ч/б, и в цвете. Но в этом случае всегда происходит смещение акцентов, и главным становится что-то другое. Поэтому я оставляю тот вариант, который соответствует моему видению.

Максим Шубович. Спортсмены перед соревнованиями по бодибилдингу Максим Шубович. Из цикла
«Зонная система», о жизни заключенных в Кыргызстане.

— Участвуете ли вы в конкурсах, выставках, что для вас общественное признание?

— У меня никогда не было особого желания с кем-то соревноваться. Я просматриваю в интернете и в печатных изданиях множество фотографий и знаю уровень своих фотографий, знаю свои достоинства и недостатки. Может, поэтому я никогда не участвовал ни в каких конкурсах. Да и в выставках редко участвую. Только когда набирается достаточное количество фотографий, которые очень хочется распечатать большим форматом и рассказать что-то такое, о чём знаешь только ты.

Максим Шубович. Сельские сценки Максим Шубович. Из серии «Сусамыр»

— Что нужно, чтобы сложился кадр? Назовите, пожалуйста, несколько важных именно на ваш взгляд составляющих.

— Всё очень просто. Этот рецепт открыт очень давно. Необходимо оказаться в нужное время в нужном месте и нажать на спусковую кнопку в нужный момент. А если серьёзно, то хорошая фотография должна не только останавливать на себе взгляд, но и должна призывать, чтобы к ней опять вернулись, ещё раз рассмотрели, но теперь уже более внимательно. Фотография должна отражать то, о чём автор думает, что он вкладывает в фотографию. И не важно, что и как там изображено.

Максим Шубович. Из серии «Сусамыр»

— Как вы совершенствуетесь? Что считаете лучшим способом обучения — посещение мастер-классов, общение с коллегами, книги, интернет?

— В нашей стране, к сожалению, нет культуры фотографии. Нет какой-то исторически сложившейся школы фотографии, как, например, литовская или школа московского фотоклуба «Новатор», из которого вышло много выдающихся фотографов. Мастер-классами нас тоже не балуют. Мне невероятно повезло, когда я попал на тренинг, который проводил у нас в Бишкеке Международный Центр Журналистов (ICFJ). Там я получил такой профессиональный и творческий толчок, что он действует до сих пор. Большое спасибо Салли Стэплтон, которая проводила занятия. Печально то, что на этот тренинг пришло всего несколько человек. Всё то, что там было рассказано, очень пригодилось бы фотографу любого уровня подготовки. Видимо, у нас это никому не нужно. Сейчас я занимаюсь постоянным самообразованием. Как-то ради интереса сложил все прочитанные мной фотожурналы в стопку. Получилось около полутора метров. Плюс книги по фотографии и интернет. Вот и всё моё фотографическое образование. Иногда общаюсь с коллегами. Есть в городе несколько фотошкол, но уровень преподавания в них довольно низкий. «Преподаватели» не знают даже элементарных правил композиции. Купил зеркалку, назвал себя профессиональным фотографом и можно идти снимать, к примеру, свадьбы. Или открыть фотошколу. В России есть множество мест, где можно получить очень хорошее фотографическое образование. Я считаю, что нужна хорошая фотошкола с сильными наставниками, плюс вся доступная информация из книг, журналов и интернета, мастер-классы по интересам и очень много практики.

Максим Шубович. Из серии «Сусамыр»

— Сколько времени вы обычно посвящаете обработке фотографий?

— Раньше любил «поколдовать» над фотографией. Сейчас, если эта съёмка не коммерческая, а для себя, я делаю только лёгкую свето- и цветокоррекцию и, если необходимо, кадрирование. Все основные настройки делаю в камере. У меня на первом месте смысловая нагрузка, которую несёт в себе фотография. Иногда переделываю уже готовую фотографию, делаю варианты и выбираю тот, который наиболее точно выражает мой взгляд, а так же мысли и идеи.

Максим Шубович. Последний звонок, Киргизия, Бишкек

— Традиционный вопрос: что для вас фотография?

— Порой задаюсь вопросом, какой цели можно добиться в фотографии? Победить на World Press Photo и получить выгодное предложение от известного издания? Допустим. Но там иной раз побеждают такие фотографии, что невольно задумаешься, а стоит ли вообще участвовать в подобных конкурсах. Стать коммерчески успешным фотографом? Возможно. Но публика сегодня пресыщена и ленива. Чтобы её заинтересовать и впоследствии неплохо зарабатывать, нужно снимать или чернуху, или насилие, или жуткую, но модную безвкусицу. Мне это претит. Поэтому на вопрос отвечу так: фотография для меня — образ жизни, способ познания окружающего мира и человека, жизненных ситуаций, человеческих взаимоотношений. Всё, что вижу и чувствую, я лучше всего могу выразить фотографией. Моя цель — заниматься этим всю свою жизнь.

Максим Шубович. Из серии «Городография» Максим Шубович. Из серии «Про жизнь»

— А что вас вдохновляет на творчество? Какую музыку, литературу, кино вы предпочитаете?

— Окружающая меня жизнь. Столько всего происходит! Люди радуются, работают, женятся, устраивают «революции», живут в одиночестве. О чём-то хочется рассказать сразу, что-то оставить в себе, до поры до времени, пока не оформится в рассказ. А если ничего не снимаю, то читаю, слушаю музыку, смотрю фильмы. Я довольно всеядный: слушаю рок всех разновидностей и блюз. Читаю Ремарка, Довлатова, Гоголя и Мураками. Могу посмотреть фильмы про Гарри Поттера, а в следующий раз «Форрест Гамп» или «Дорз» Оливера Стоуна. Очень люблю и часто пересматриваю фильм «Под огнём» Роджера Споттисвуда.

Максим Шубович. Строительство базара, Киргизия, Бишкек

— Были ли вы в России и Москве? Что ожидаете от творческой встречи на ВДНХ?

— Я несколько раз был в России: в Москве, Казани, в тогда ещё Ленинграде, в Новосибирске. Последний раз был в Москве в 95-м проездом из Варшавы в Братск. В 87-м был на ВДНХ, долго разглядывал фонтан «Дружба народов». Кто бы мог тогда подумать, что попаду туда в следующий раз только через 28 лет на фотовыставку с таким же названием! Пообщаюсь с коллегами фотографами, поделюсь своим опытом, может кому-то чем-то помогу, научу. А самое главное — сам узнаю что-то новое.

Максим Шубович. Зимнее крещение, Киргизия, Чуйская долина, с. Ленинское

— Обязательно! Чем для вас стало участие в выставке «Дружба народов»?

— Эта выставка стала для меня одним из важнейших событий и на моём творческом пути и в моей жизни. Это моё первое участие в международной выставке.

Максим Шубович. Мамина свадьба, Кыргызстан, г. Бишкек

— Приятно слышать, спасибо! И последний вопрос: назовите, пожалуйста, 5 фактов о себе, не связанных с фотографией.

— Окончил биологический факультет госуниверситета. Работал охранником, барменом, официантом и лаборантом в лаборатории паразитологии. Не люблю рыбалку, футбол и кинзу. В нашем доме живут два кота британской породы. Одного зовут Сэр Вильям, другого Сэр Генри, и они — братья.

Максим Шубович. Кораблики, Кыргызстан, г. Бишкек Максим Шубович. Церковный праздник, г. Бишкек

— Благодарим за беседу!

— Взаимно. До встречи.

Фотограф Максим ШубовичАнкета. Об авторе

Страна: Киргизия

Сайт: www.maxshubphoto.com

Совет начинающим фотографам: старайтесь снимать как можно больше

Техника: Nikon

Источники вдохновения: даже представить невозможно, что в следующий раз натолкнёт тебя на новую идею.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

29 июля 2015

Влад Соколовский:
"Пейзажная фотография должна быть сделана с душой"

Влад Соколовский — один из самых известных белорусских фотографов. Требовательный к себе и своим работам, Влад готов дожидаться нужных условий съемки по несколько часов. Результат, как правило, превосходит все ожидания.

24 июля 2015

Индийские кочевники
глазами Витаутаса Амбразаса

Один человек и его бесконечная любовь к жизни и культуре кочевых племен пустыни Тар (Раджастхан, Индия). Знакомьтесь: Витаутас Амбразас. Он снимает необыкновенные истории о жизни людей в пустыне. Его монохромные фотографии полны любви к обитателям этих мест.

7 июля 2015

Константин Чалабов:
"Надо стремиться к большей любви"

Константин Чалабов — фотокорреспондент информационного агентства и один из победителей конкурса имени Андрея Стенина. Его остросоциальный проект «Период дожития» поднимает болезненную проблему ненужности пожилых людей обществу. В Манеже скоро пройдет выставка этих фотографий. Тем временем Константин уже работает над следующим не менее серьезным проектом.