Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Линней Трайп: офицер Британской армии и первый фотограф Индии и Бирмы

Линней Трайп: офицер Британской
армии и первый фотограф Индии и Бирмы

#портфолио
Линней Трайп: офицер Британской
армии и первый фотограф Индии и Бирмы
20 апреля 2018
Фото:Пугам Мио: Вид на пагоду Гауда-Пален с большого расстояния, 20-24 августа 1855 года
Текст:Валерия Филиппова

Имя Линнея Трайпа долгое время было известно лишь узкому кругу фотографов и архитекторов. Но за последние годы в крупнейших мировых музеях, таких как Национальная галерея искусства в Вашингтоне, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке прошли обширные выставки фотографий этого автора. И дело здесь не только в уникальности самого материала (кому не любопытно посмотреть на первые снимки «жемчужины Британской империи»?), но и в строгой и вместе с тем завораживающей манере исполнения.

Первые шаги в фотографии

Линней Трайп родился в английском городке Девонпорт в 1822 году. Его семья принадлежала к среднему классу: отец был хирургом, интересовался естествознанием и искусством. Мать основала сиротский приют для девочек в графствах Девон и Корнуолл. Сам Трайп выбрал карьеру военного: в 1838 году он вступил в армию Мадрасского президентства, которая находилась под контролем Ост-Индской компании.

Амерапура: Тоунг-лай-лоу-тий Кьянг, 1 сентября — 21 октября 1855

Тричинополи: мечеть Nutter Owleah, от начала переулка, ведущего к ней. Дата: январь или апрель 1858

После 11 лет службы в Индии Трайп вернулся домой в отпуск. Именно в это время он начал заниматься фотографией. Трайп даже стал одним из основателей Лондонского фотографического общества. Предположительно интерес к съемке возник у него при посещении Всемирной выставки промышленных работ всех народов 1851 года, прародительницы современных Expo. Выставка проходила в лондонском Гайд-парке в специально построенном для нее Хрустальном дворце. Залитое светом помещение как нельзя лучше подходило для фотографических экспозиций. После смерти Трайпа в его фотоколлекции обнаружили снимки скульптур, представленные на выставке. Самая ранняя из сохранившихся фотографий авторства самого Трайпа датируется 1853 годом.

По-настоящему фотографический талант военного раскрылся по возвращении в Индию. Путешествуя по стране, Трайп подготовил 68 фотографий храмов, которые до него никто никогда не снимал. В феврале 1855 года они были представлены на выставке в Мадрасе. Жюри оценило работы начинающего фотографа по достоинству, назвав их «лучшей серией фотографических видов на бумаге».


Путешествие в Бирму

Спустя несколько месяцев Трайпа пригласили присоединиться к важной экспедиции. На протяжении многих лет Британская Индия завоевывала соседнюю бирманскую империю (нынешняя Мьянма). В ходе второй англо-бирманской войны англичане аннексировали провинцию Пегу и другие южные территории страны. В Бирму направили посольство, которое должно было убедить нового короля подписать договор о дружбе с Великобританией. В нем ни слова бы не упоминалось о территориальных потерях Бирмы. Особых надежд на успех предприятия дипломатическая миссия не питала. Поездка рассматривалась как редкая возможность собрать информацию о стране, до сих пор закрытой для западных держав. Генерал-губернатор Индии Лорд Дэлхузи решил, что визуальный отчет о путешествии даст правительству более точное представление о топографических особенностях Бирмы, а зарисовки городов, дворцов и людей сделают будущий доклад миссии живым и интересным. Так, наряду с калькуттским художником Грантом в Бирму отправился Линней Трайп.

Пугам Мио: Резной дверной проём во дворе Пагоды Шве Зигонг, 20-24 августа или 23 октября 1855

Колоннада дворца Тирумалай Наяк, боковая веранда с запада, Мадурай, 1858.

Чтобы произвести впечатление на бирманского властителя, экспедиция привезла с собой 59 ящиков подарков: текстиль, драгоценности, мечи, а также увеселительные диковины (музыкальные птички, пианола, оптическая игрушка, в которой можно было увидеть дневной и ночной Париж). Поскольку к тому времени новости о фотографии достигли и бирманского двора, королю также преподнесли фотооборудование. Трайп пытался обучить кое-кого из слуг правителя, но бросил свои попытки из-за нехватки времени и незаинтересованности ученика. В то время как высокопоставленные чиновники вели не самые эффективные переговоры, Трайп выпустил более 200 негативов. В храмах Бирмы он работал босиком — в знак уважения к королю.

Вернувшись в Индию, фотограф сделал 50 копий каждого из 120 отобранных изображений. Проект был завершен в марте 1857 года публикацией «Видов Бирмы». Работа Трайпа вызвала восторг. Наборы фотоснимков получили члены дипломатической миссии, совет директоров Ост-Индской компании, Мадрасское фотографическое общество. Дополнительный комплект был даже отправлен Прусскому королю!


Методы работы

При этом нужно иметь в виду, что Трайпу приходилось работать в сложнейших условиях: жара расплавляла воск на его негативах, высокие температуры и влажность сказывались также и на химических растворах. Трайп создавал свои фотографии методом калотипии: он подвергал бумагу химической обработке, чтобы она была светочувствительной. После экспонирования в камере-обскуре фотограф получал негатив, проявлял его еще одним химическим раствором, погружал негатив в расплавленный воск для улучшения прозрачности и накладывал его на такую же светочувствительную бумагу. Для получения позитивного изображения Трайп выставлял приложенный к листку бумаги негатив на солнце.

Храм Джамбукешвара, Шрирангам, 1858.

Центральная башня Великой пагоды, Храм Брихадешвара, Танджавур. 1858

Позже, с появлением фотопластинок на стеклянной подложке, Трайп опробовал и другие способы получения изображения. Но, несмотря на то, что использовать вощеную бумагу в жарком и влажном индийском климате было крайне неудобно, фотограф остался верен своему методу. Во-первых, он беспокоился о том, что стекло может разбиться. Во-вторых, бумажные негативы было проще транспортировать.
Занимался Трайп и ретушью изображений. Особенно в улучшении нуждались снимки, на которых было запечатлено небо. Из-за длинных выдержек, необходимых для четкой передачи детали на переднем плане, оно получалось чересчур пересвеченным, пустым. Трайп искусно рисовал облака прямо на поверхности негатива. Таким же образом приходилось поступать и с тенями. Обработка негативов говорит о том, что Трайп видел в фотографии не только документальную функцию, но и эстетическую.

Такого мнения придерживается и руководитель отдела фотографии Национальной галереи искусств в Вашингтоне Сара Гринаф: «То, что Трайп изучал топографию, выбирал точку обзора и уделял пристальное внимание визуальным деталям, стало ключом к успеху его фотографий как художественных произведений».


Взлеты и падения

После завершения работы с негативами из Бирмы Трайп был назначен официальным фотографом правительства Мадраса. Перед ним стояла задача запечатлеть исторические и архитектурные памятники, прежде чем они исчезнут с лица земли. Трайп совершает четырехмесячное путешествие по югу Индии. Он делает 290 негативов, среди которых величественный индуистский храм Брахадишвара в Танджавуре. Интенсивная работа продолжается и в Мадрасе, где Трайп занимается съемками скульптур из разрушенной буддистской ступы в Амаравати. На ежегодной выставке Мадрасского фотографического общества в 1859 году фотографии Трайпа вновь признают лучшими. Однако жюри отдает предпочтение не бумажным снимкам (они составляли большую часть работ фотографа), а выполненным с помощью стеклянных негативов.

Танджор: кованая железная пушка на набережной форта. Дата: март-апрель 1858.

Амерапура: Огромная статуя Гаутамы недалеко от северного конца деревянного моста, 1 сентября — 21 октября 1855

Несмотря на профессиональные достижения и статус первого фотографа, столь подробно запечатлевшего южную Индию, Трайп вскоре сталкивается с серьезными трудностями. Сипайское восстание индийских солдат против жестокой колониальной политики англичан приводит к тому, что Ост-Индская компания теряет свою власть в регионе и управление Индией переходит к Британской короне. Трайпу приходится закрыть свою фотостудию в 1860 году из-за мер по сокращению расходов.


Последние годы жизни

Очевидно, резкое прекращение финансирования и закрытие фотомастерской стало горьким ударом для Трайпа. В ответ он, кажется, полностью отказался от фотографии: не считая незначительной серии снимков, снятых в Бирме в начале 1870-х годов, Трайп больше не брал в руки камеру.
Он продолжил военную службу и дослужился до чина полковника. Уволившись из армии в 1874 году, Трайп провел остаток жизни со своей семьей. В последние годы он увлекался не фотографированием, а собиранием раковин и кораллов, многие из которых сейчас находятся в Британском музее, Музее естественных наук в Брюсселе и частных коллекциях. Умер Трайп в родном Девонпорте в 1902 году.

Фотографическая карьера Трайпа длилась чуть больше пяти лет. Но он успел создать массу фотографий, которые сегодня признаны одними из лучших снимков архитектуры XIX века. Его интерпретация архитектурных форм, выраженная в характерном использовании длинных перспектив и особом балансировании света и тени, свидетельствует о том, что Трайп был не просто документалистом, но и художником. Именно благодаря его кропотливому труду сегодня мы можем не только познакомиться с Индией и Бирмой XIX столетия, но и оценить всю красоту фотографии того времени.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий