14 февраля в Центре фотографии имени братьев Люмьер впервые открылась выставка молодого шведского фотографа Эрика Йоханссона. Сам фотограф присутствовал на открытии и мы задали ему вопросы.
— Эрик, это Ваш первый визит в Москву?
— Да, я здесь впервые и очень доволен. До сегодняшнего дня я был занят выставкой, поэтому еще не успел посмотреть город. Надеюсь, на днях будет время погулять по Москве.
— Вы тут фотографируете?
— Да, я взял с собой камеру. Стараюсь запечатлеть как можно больше. Мне нравятся московские высокие здания. Они контрастируют с тем, к чему я привык.
— Вы иногда посещаете собственные выставки анонимно, наблюдая за людьми и слушая, что говорят о работах. Здесь удалось что-нибудь подслушать?
— Верно, меня это развлекает. Люди не всегда знают, как я выгляжу. Поэтому я могу спокойно их рассматривать и слушать, о чем говорят посетители выставок. Здесь это сложнее — ведь я не знаю русский. Но мне все равно интересно, особенно, когда дети спрашивают своих бабушек и дедушек, что те думают о фотографии. Поражает, как много разных взглядов на мои работы. Я ведь только название даю фотографии и стараюсь не говорить о чем она. Мне важно, чтобы у каждого зрителя была своя собственная интерпретация моих работ.
— Мы знаем, что Вы предпочитаете не рассказывать о своих задумках и о скрытом смысле фотографий. Но, может быть, есть какой-то ключ к разгадке?
— У всех моих работ разные идеи. Иногда мне хочется рассказать про то, как люди влияют на окружающую среду. А фотография «Сервис полной Луны», например — просто про волшебство. В ней нет ничего, критикующего наше отношение к природе. Она приглашает задуматься о том, как работает мир. Ключ к разгадке обычно в названии, которое я даю каждой фотографии.
фото: Эрик Йоханссон. Сервис полной луны, 2016
— Расскажите немного о процессе создания ваших шедевров. Что появляется раньше: готовая картинка, которую нужно реализовать в виде фотографии, или идея? Возьмем к примеру вашу фотографию «Была законченная картина». У вас сразу появилась в голове будущая фотография, или сначала была идея воды, выливающейся из картины?
— Мои работы почти всегда начинаются с идеи. Бывают исключения — например, когда я оказываюсь в каком-то необыкновенном месте, которое меня вдохновляет. В этом случае сначала появляется картинка в голове, а потом идея. Но обычно первой в голову приходит идея. Расскажу как раз на примере этой фотографии. У моих родителей было много картин с кораблями в доме. Мне было грустно, что корабли как будто заперты в клетке (в картине). Я подумал, что было бы здорово их освободить. Тогда я купил такую картину, пластмассовый контейнер, который можно наполнить водой... Модель на фото действительно выливает воду. Перед тем, как создать фотографию я много планирую и придумываю, как реализовать задуманное.
фото: Эрик Йоханссон. Была законченная картина, 2012
— В школе Вам нравились точные науки. Это отразилось на Вашем творчестве?
— Да, я всегда интересовался физикой и математикой. Эти науки объясняют нам как устроен мир. Мне важно, чтобы фотография была максимально реалистичной, даже если на ней изображено то, что на самом деле невозможно. Для того, чтобы добиться такого эффекта, нужно хорошо знать физику — обычно требуется много расчетов. Для меня творчество и математика идут рука об руку.
— Вы очень популярный фотограф, наверняка у Вас много последователей и подражателей. Как вы к ним относитесь? Не злитесь, что они крадут Ваши идеи?
— Я счастлив, если люди вдохновляются моими работами. Это достаточно новое направление и я рад, что появляются другие фотоманипуляторы, помимо меня. Их работы вдохновляют. Воображение бесконечно и можно придумать что угодно. Идей хватит на всех! А когда кто-то копирует очень похоже — я, конечно, реагирую.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий